Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исцелительные ритуалы 1 страница




Члену племени, выпавшему из привычного порядка вещей и ставшему жертвой болезни или несчастного случая, необходим исцелительный ритуал. Это ни что иное, как попытка ликвидировать открывшуюся пропасть между человеком и существующим порядком. Если края раны соединить, она закроется. Точно так же закрывается разверзшаяся пропасть, если в переносном смысле соединить ее края. Разумеется, местная колдунья или шаман не полагаются исключительно на собственный опыт, они просят более высокие уровни о помощи в деле воссоединения или возвращения порядка. В той же степени, в которой знахарь способен чувствовать и воспринимать наиболее важные для своего племени поля, он может сыграть и регулирующую роль. Хорошие знахари сами чувствуют, в какой степени они могут вмешаться. Решение они оставляют за богами; мы бы сказали, что это решение связано с интуицией и вдохновением. Ведь иногда бывает опасно закрыть рану просто так: может начаться воспаление. Зашить можно только абсолютно чистую рану. Точно так же и с проблемами: некоторые можно решить мгновенно, другие требуют внимания и терпения.

Трудно себе представить, что какое-то важное событие воспринимается архаичным человеком как ни о чем не говорящее. Архаичный человек всегда чувствует себя подвластным фетишам Великого Духа или другой божественной инстанции, поэтому для него не существует слепого случая. Спонтанно он начинает воспринимать судьбу как то, что ниспослано ему свыше и направлено на его развитие.

Для архаичного общества иерархия богов соответствует иерархии племени, но только на более высоком уровне. Вождь представляет собой высшую инстанцию в светских делах племени, шаман — в религиозных. Верховное божество обладает всеобъемлющей компетенцией. Иерархия в этом обществе понимается как господство святых. Если на земле что-то выпало из привычного порядка, шаман вступает в контакт с максимально высокой инстанцией божественной иерархии, потому что на том уровне все в порядке. Ориентируясь на эту предпосылку, он должен попытаться снова упорядочить верх и низ. Точка зрения, что верх соответствует низу, не чужда и христианству, ведь в «Отче наш» мы произносим: «Да будет воля Твоя как на небесах, так и на земле». Это соответствует не только взглядам, сознательно основанным на ритуалах древних культур, но и эзотерическому принципу «как наверху, так и внизу». В последнее время подобные представления о мире принимаются во внимание даже строгими представителями естественнонаучной мысли. Физика, как наиболее прогрессивная дисциплина, выяснила, что высшими из всех доступных нам на сегодняшний день законов являются законы симметрии. А симметрично отражающиеся уровни (и наверху, и внизу) являются базой как архаичной, так и религиозной картины мира.

Для исцелительных ритуалов необходимо, чтобы целитель хорошо разбирался в сущности болезни, даже если понимает он ее не так, как это представляем себе мы. Мы с вами исходим из того, что современные медики теоретически должны знать все обо всех заболеваниях. Архаические же культуры решающим считают тот факт, что целитель лично вошел в мир болезни и тщательно ее изучил. То, что кажется нам непривычным, на самом деле подчинено логике. Если мы захотим поехать в Египет, то отдадим предпочтение гиду, который уже там побывал и может показать страну, исходя из собственного опыта, а не тому, кто рвется продемонстрировать свои книжные знания в поездке по чужой для него стране.

Отношение к болезни как к полю человеческого сознания имеет смысл не только с точки зрения архаической культуры. Неужели кто-то из нас может сомневаться в том, что болезнь обладает свойством трансформировать сознание человека и его отношение к жизни?! Многие пациенты чувствуют, что их изменившиеся взгляды связаны именно с перенесенной болезнью. Стоит ли удивляться тому, что будущие шаманы с нетерпением ждут посвятительной болезни, открывающей доступ к соответствующему полю и приносящей необходимые знания.

Если признать, что болезнь есть не только выражение бессознательного, но и посвящение в новые жизненные задачи (как принято во многих древних культурах), то изменится не только личное, но и общественное отношение к этой теме. Этот принцип лежит в основе выражения «болезнь как язык души». В таком случае больных не будут изолировать и отодвигать на самый край общества, наоборот, к ним будут относиться со вниманием и почтением, ведь это те люди, в контакт с которыми вступает сама судьба, обратившаяся к ним именно таким способом. Этим объясняется и благоговение, с которым в некоторых культурах относятся к эпилептикам, душевнобольным и недоразвитым.

 

Посвятительные ритуалы

 

Основное различие между исцелительными и посвятительными ритуалами заключается в том, что во втором случае указание судьбы поступает не сверху, а от племени или от самого лекаря. Ответственность за повреждения и заболевания при посвятительных ритуалах находится в руках шамана. Конечно, судьба тоже играет роль, ведь она подает телесные и душевные знаки, чтобы дать понять о предстоящих изменениях.

При посвящении в жизнь взрослых жестокость, которая ожидает молодого человека в этом поле сознания, предварительно снимается ритуальными мероприятиями, в ходе которых иногда наносятся физические увечья. Но, к примеру, обрезание играет роль и в близких нам культурах — в частности, иудаизме. Сюда же относятся испытания мужества и отваги, от которых дыбом встают волосы (человека приковывают рядом с муравейником, закапывают в землю по шею, заставляют жить на деревьях или в пещерах, нагоняют на него страх, симулируя ночное нападение духов и т. д.).

Увечья выводят человека на новый, уже подготовленный физическим созреванием, уровень сознания. И всегда на помощь спешит шаман, который примиряет молодых людей с этим новым для них уровнем, используя активную или пассивную символику. Разрыв последовательности происходит не за счет судьбы, а с помощью шамана, ритуал для примирения с новым уровнем соответствует ритуалу исцеления. Возникающая за счет процессов созревания и роста пропасть между старым детским и новым сознанием взрослого человека считается отныне закрытой. Нанесенные увечья символизируют нецельность, полярность, которые необходимо познать. Цельный детский мир, рай следует покинуть. Боль и страх считаются при этом абсолютно нормальными, они занимают строго отведенные им место и время.

Огромное влияние общеплеменных полей сознания становится явным после совершенного ритуала. Приняв участие в посвящении, молодые люди становятся частью мира взрослых. При этом им не нужно учить новые правила и нормы поведения, не требуются никакие тренировки. Процесс проходит по другую сторону интеллектуального уровня, за рамками нашего понимания. Морфогенетическое поле включает в себя взрослого человека и с этого момента откладывает на нем свой отпечаток. Устанавливаются новые границы и новая система ценностей. Для человека, прошедшего ритуал посвящения, немыслимо снова впасть в детство.

Мы почти не понимаем эффективности обряда инициации, а аборигены не смогли бы разобраться в наших проблемах, связанных с переходным возрастом. В принципе, их жизнь легче, в ней мало стрессов. В любой кризисной ситуации решение принимает племя, стрелки переводятся на нужные рельсы без подключения сознания.

Все члены племени происходят от одного корня, как ветки от одного дерева, жизнь каждого члена племени зависит от жизни племени в целом. На уровне полей племя заботится обо всех соплеменниках. Здесь немыслимы кризисы (трудные решения, принимаемые лично), но так же невозможно самостоятельное развитие. Иными словами, индивидуальный путь невозможен, потому что отдельный человек не способен выжить вне племени.

Любое нововведение — это нарушение традиций, оно направлено против племени и жизни. Первобытный человек целенаправленно развивается в кругу заданного поля, хотя с нашей точки зрения, здесь не может идти речь ни о развитии, ни о прогрессе. В этом смысле они не могут служить нам примером.

Но мы можем научиться у них снова стать детьми. Однако между выражениями «снова стать детьми» и «остаться детьми» огромная разница. Наивность и чувство групповой взаимосвязанности архаичных культур могут стать для нас моделью только на более высокой ступени развития. После того как мы сделали все возможное, чтобы опуститься в глубины полярности, невинность оказалась потерянной. Теперь мы можем только вернуться назад к единству, как блудные сыновья и дочери. Но нельзя терять из виду тех, кто всегда оставался дома, иначе не будет возможности отыскать дорогу.

Качество времени для ритуалов и праздников

 

Наша трудность в понимании ритуалов архаических народов в значительной мере связана с различием в восприятии времени. Для нас время — понятие количественное, а для примитивных народов — качественное. В античности качество и количество времени считались противоположными понятиями, их обозначали разными словами. Хронос с его песочными часами ассоциировался с количеством, а Хариос — с качеством времени. Говоря, что время — деньги, мы выдвигаем на первый план количественные параметры. Фактически, большая часть населения современных промышленных стран через свое время продает себя работодателю. Их производительность определяется временем. Но люди творческих профессий все еще понимают, что качество играет, по крайней мере, не менее важную роль. Гениальное озарение, испытываемое в течение доли секунды, иногда оказывается более продуктивным, нежели многочасовые напряженные раздумья.

Записывая свою историю — что для архаичного человека представляется непонятным, и более того, избыточным, — мы идем на компромисс. На количественном уровне мы подсчитываем годы, как будто все они одинаковы, а при изучении конкретных исторических событий рассматриваем лишь те из них, которые связаны с выдающимися историческими событиями.

Архаичных же людей интересует только качество времени. Они находятся в одном временноом круге со своими историями и легендами. Мифические события они считают не историческими, а существующими вне времени. В любом событии их интересует только его вневременная сущность. Их праздники — отнюдь не воспоминания о старых временах, они происходят в данный конкретный момент. Их истории могут быть или живы, или забыты. Если шаман рассказывает миф предков, то он использует образец настоящего, сущного для тех, кто живет сейчас.

То же самое происходит на уроке истории, когда хороший учитель оживляет давно свершившиеся события перед внутренним взглядом учеников. Урок истории начинает доставлять удовольствие, надолго остается в памяти, с его помощью становится возможным понять суть целого.

Из религиозной истории нам известно, что легенды живут за счет того, что к ним прикасаются. Ведь и христианские праздники — это не воспоминание об историческом факте, а участие в ожившем мифе. Когда Ангелиус Силезский говорит: «Если Христос родился в Вифлееме, а не в тебе самом, то тебе никогда не испытать спасения», он имеет в виду живую связь с настоящим временем.

Качество времени нам известно на уровне отдельной личности. Некоторые события мы переживаем снова и снова. Нам из собственного опыта известны особенные для нас лично моменты. Мы суеверно относимся к разным приметам, источником которых были события, произошедшие когда-то раньше. Нам кажется, что некоторые события являются знаками, предваряющими другие события.

 

4. ГОД И ЕГО ВАЖНЕЙШИЕ ТОЧКИ

 

Внимательно рассмотрев год, мы поймем, что он представляет собой круг. В нем есть фиксированные, постоянные точки. Годовой круг разделен на четыре части четырьмя фиксированными точками — двумя точками равноденствия и двумя точками солнцестояния. В этих четырех точках есть нечто подкупающе-объективное. Удивительно то, что древние люди тоже умели их измерять, о чем сохранилось множество каменных документов эпохи мегалита и свидетельством чему являются пирамиды египтян и ацтеков.

 

Рис. 2

• точки равноденствия

• точки солнцестояния

 

Четыре фиксированные точки высчитываются через астрономические явления. Земля вращается вокруг своей оси, что особенно ясно видно на экваторе, где движение оказывается наиболее быстрым. Если через него провести воображаемую плоскость, то она под углом 23° разрежет плоскость эклиптики, то есть ту плоскость, в которой все планеты, и Земля в том числе, движутся вокруг Солнца. Точки пересечения обеих плоскостей — это точки равноденствия, точки наибольшего удаления — точки солнцестояния. Летнее солнцестояние — самый длинный день в году, а зимнее солнцестояние — самый короткий.

Поле этих точек настолько сильное, что более поздние религии, в том числе и христианство, после недолгого сопротивления начали ориентироваться именно на них. Поколебавшись, в христианское Рождество верующие начали праздновать то, что праздновалось в более ранних культурах, — наступление ночи, когда свет бывает наиболее слабым, а надежда — наиболее сильной.

 

ТЕЧЕНИЕ ГОДА И ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ В ОТРАЖЕНИИ СОЛНЦА

 

В понимании архаических и настроенных на общение с потусторонним людей течение года отражает течение жизни, поскольку в части всегда заключено целое. В этой связи в эзотерике принято говорить о принципе «часть как целое». На сегодняшний день этот закон является научно доказанным, ведь даже генетики теперь исходят из того, что в одной клетке заключена информация о человеке в целом. Таким образом, в любой отдельной структуре можно найти целое. Нетрадиционной медицине этот принцип известен очень давно. Не случайно, воздействуя на рефлекторные зоны стопы или уха, мы пытаемся воздействовать на организм в целом. В качестве технического аналога можно привести трехмерную лазерную голограмму, где по любой части можно реконструировать изображение целиком.

В соответствии с этим законом, любая, даже самая маленькая единица содержит в себе целое: день содержит в себе неделю, месяц, год, жизнь и сумму многих жизней, существующих до момента выхода из круговорота возрождений. Следовательно, во всех этих структурах можно обнаружить мандалу. По тому, как человек начинает утро, можно сделать вывод о том, как он проживает свою жизнь. Мы часто говорим о закате жизни, подразумевая тем самым, что воспринимаем жизнь как один день. В течение дня мы уменьшаемся на один-два сантиметра из-за давления тела на межпозвоночные хрящи, но ведь точно так же в течение жизни мы становимся ниже под действием собственной тяжести. Ночью межпозвоночные хрящи восстанавливаются, и наутро мы вновь приобретаем привычные размеры. В течение жизни мы «усыхаем», чтобы восстановиться в фазе покоя.

Начальной точкой года в большей части земного шара считается 1 января, что практически соответствует зимнему солнцестоянию. Рождество — основной поворотный пункт года. Смена направления движения происходит задолго до того, как человек начинает ее ощущать, точно так же человек чаще всего не в состоянии сразу заметить, что произошло зачатие. Рождественская ночь — самая длинная ночь в году. На эту святую (цельную, совершенную) ночь, самую длинную и темную ночь в году, приходится зарождение света, что соответствует зачатию, при котором душа появляется в темноте тела, хотя родители об этом еще не подозревают.

С этого момента количество света начинает незаметно прибавляться. Дни постепенно становятся длиннее, на момент весеннего солнцестояния, соответствующего рождению и восходу солнца, приходится день весеннего равноденствия. Победное шествие света теперь уже видно всем. Через пубертатный период (раннее утро жизни) взлет сил света распространяется на юность (позднее утро) и достигает высшей точки дня и года. На полдень и летнее солнцестояние приходится самое высокое положение Солнца и самый интенсивный свет. Это самый длинный день, климакс года и климакс жизни. Это поворотный пункт, соответствующий основополагающей перемене.

Смена направления необратима, хотя середину жизни можно превратить в кризис в его отрицательном значении. Мы достигли периферии мандалы. Может быть, нашему современнику покажется, что говорить об этом еще очень и очень рано, но, с другой стороны, речь идет о годах, а не о днях. В мандале мы получаем достаточно времени, чтобы выработать адекватное отношение к смене направления. Если Рождество является самой низкой точкой, то летнее солнцестояние — это самая высокая точка года.

Наступает время сбора урожая, сила Солнца отражается в ароматных, сочных плодах, подаренных нам природой. Климактерический период, который все так ненавидят, это на самом деле вершина жизни, время сбора урожая и наслаждения плодами жизни. Если бы мы не пытались обогнать время, не спешили неизвестно куда, то могли бы получить настоящее удовольствие от этой фазы. Только осенью можно наслаждаться жизнью, то есть делать то, к чему, может быть, стремились всю жизнь. Можно остановиться и пребывать в состоянии покоя вплоть до осеннего равноденствия.

Но наслаждение — это только одна сторона, ведь сбор урожая — это еще и время умирания колоса. Он засыхает на поле, или же его молотят, чтобы отделить зерна от плевел. В Библии этот образ соответствует подведению итогов. Отдавая свои семена на зерна для будущих растений или на питание для других существ, стебель пшеницы отдает лучшую свою часть и достигает бессмертия в круговороте жизни. Ставший ненужным колос попадает в почву, чтобы стать основой для новой жизни. С момента осеннего равноденствия свет начинает уступать темноте, день становится короче, чем ночь. Приближается вечер жизни, но ведь закат и вечерние сумерки — это прекрасное время. Уменьшение происходит не только на материальном уровне, но и на духовном. Балласт хочет оказаться за бортом — речь идет о прощании. Поздней осенью главная тема в природе — прощание, отпускание, угасание. Свет становится все более слабым, часто это касается и света в глазах. Внешние чувства притупляются. Осенью краски еще раз ненадолго расцветают, но только затем, чтобы сразу же отступить. Сначала на передний план выступает серый цвет, заполняя все грустью. Потом серый цвет вытесняется белым, это самый совершенный цвет, в котором заключены все другие цвета. Итак, на сцене царит белый цвет, закрывающий все. Уменьшение количества внешнего цвета контрастно увеличению внутреннего. Если с момента зачатия до кризиса середины жизни основной темой был рост, а затем на передний план вышло уменьшение размеров, то в конце остается только самое значительное, главное. Конец и вместе с тем начало снова приходится на темную центральную ночь, ночь зимнего солнцестояния. Это и смерть, и зачатие, в зависимости от того, с какой стороны мы подошли к двери.

 

ЛУННЫЙ ЦИКЛ КАК МАНДАЛА РАЗВИТИЯ

 

В нашем патриархальном обществе мы привыкли ориентироваться по Солнцу, которое является символом мужского, дающего начала. Но ведь точно так же мы могли бы взять за основу Луну, символ женского, получающего и отражающего начала. Месяц так же, как и год, содержит в себе целое. Новолуние — точка самой глубокой темноты — соответствует менструации в месяце жизни женщины, в годе — зиме, а в жизни — старости и смерти. Символически новолуние можно представить в виде старой, мудрой женщины, бабушки. Новолуние ответственно за зачатие, появление зародыша света. Возвращение лунного света несет в себе рождение. Увеличивающийся лунный серп соответствует росту ребенка, весне, молодой женщине. Половина серпа — это пубертатный период. Три четверти — юная невеста. Такая Луна соответствует пробуждению сил, которые полностью проявляются к полнолунию. С точки зрения года этот апогей соответствует лету, с точки зрения жизни — символизирует материнство. Полнолуние — это еще и поворотная точка, середина жизни. Перейдя ее, человек неминуемо начинает приближаться к климактерическому периоду, рост с этого момента приобретает негативный, отрицательный характер. Затем Луна становится ущербной. Это период сбора урожая, время интеграции, начало отторжения собственного Эго, но не в спиритическом смысле, а с точки зрения детей. Половина серпа при ущербной Луне символизирует осень, пожилую, мудрую женщину. К моменту новолуния мы достигаем старости, периода прощания. Новолуние замыкает круг, и все начинается сначала.

 

Рис. 3. Спираль года и составляющие ее месяцы.

 

Культуры, ориентированные на круг, вращаются вместе со временем вне всякого развития. Те общества, которые стремятся к линейному прогрессу, оказываются вне порядка, подвергая опасности и себя, и мир. Попытка соединить круг и стрелу дает в результате спираль, древнейший символ жизни. Ведь на самом деле спираль есть не что иное, как круг, движущийся в определенном направлении. Начертив спираль, сужающуюся кверху и заканчивающуюся одной точкой, мы получим великолепный символ развития.

Каждый виток обозначает год, а совокупность годовых витков образует спираль. Этому образу соответствует и наш собственный опыт, согласно которому с возрастом годы становятся все короче. Размахи при колебании маятника, который снова ввергает нас в полярность, становятся меньше и меньше, потому что все приближается к средней точке, то есть к единству.

 

ЧАСТЬ 2

1. ЗАЧАТИЕ И БЕРЕМЕННОСТЬ

 

Как и в день, введший тебя в этот мир,

Солнце встало, приветствуя планеты,

Как быстро ты уходишь прочь,

Следуя закону, по которому когда-то пришел.

Таким и нужно быть, ведь от себя не убежать,

Так говорили прорицатели — сивиллы.

Ни времени, ни силе не удастся расколоть

Отлитую форму, которая живет и развивается.

Иоганн Вольфганг Гете. Орфические первоглаголы

 

Моя мать и мой отец захотели иметь ребенка

и они зачали меня.

А я захотел иметь мать и отца,

и я зачал ночь и море.

Халил Джебран

 

Пытаясь установить, когда же начинается жизнь, мы сталкиваемся с множеством проблем. С точки зрения мистически настроенных людей, начала жизни нет, потому что жизнь существует всегда, она только меняет уровень проявления. Материалисты же склонны считать, что жизнь начинается после трех месяцев с момента зачатия; последствия такого утверждения следует обсудить.

Даже если мы будем исходить из того, что жизнь, как и все в этом мире, ритмична и, следовательно, являясь одним из видов колебания, не имеет ни начала, ни конца, то для исследования жизненных кризисов целесообразно все равно начать рассмотрение с исходной точки, то есть с зачатия. Когда яйцеклетка и сперматозоид соединяются, возникает общая форма и, соответственно, общее содержание. Параллельно с физической, начинается и духовная жизнь. Деление клетки знаменует начало роста. Круглая женская яйцеклетка и стреловидный мужской сперматозоид встречаются. Но ведь при объединении круга и стрелы символически возникает древнейший символ — спираль, которая воспринимается и чувственно, когда душа опускается в тело.

Многие люди не рассматривают зачатие как кризис, потому что слишком мало об этом знают. Считая себя сведущими в противозачаточных средствах, некоторые даже не знают точно, от чего предохраняются. Если человек не верит в существование души, он считает, что контрацептивные средства способствуют предотвращению физического акта оплодотворения.

Психотерапевты располагают богатым материалом об этом первом периоде жизни, который раньше был доступен только в виде мифологических и религиозных символов. Благодаря внутриутробным снимкам младенцев, сделанным Леннаром Нильсоном, у нас есть впечатляющие фотодокументы, посвященные периоду непосредственно после зачатия. До зачатия душа находится в состоянии независимости, простора, свободы и невесомости. Зачатие происходит, если из жизненных задач или, по восточным верованиям, из кармы возникает желание приобрести телесную форму. Душа воспринимает это как всасывание, имеющее единственно возможное направление. Она узнает двух людей, которые, любя друг друга или по каким-либо другим причинам, соединились. Сам момент зачатия в общем воспринимается как спиралевидное всасывание, втягивающее душу в физическое бытие. Иногда этот процесс проходит сначала через мужское тело, иногда непосредственно в женской матке. Падение в материальный мир душа ощущает как потерю свободы и независимости, как сужение и в конце концов как движение к телесному плену со всеми его ограничениями. Объективно этому крошечному творению места больше чем достаточно. Субъективно же, после простора и открытости, известных по предыдущему опыту, матка воспринимается как ограничение. Но довольно быстро душа привыкает к новым условиям, здесь тепло, мягко и, на самом деле, не тесно для маленькой, но постоянно растущей формы физического мира. Постепенно вокруг плода образуется водный мир: если смотреть снаружи, очень маленький, но для крошечного тела просторный универсум. С одной стороны, душа продолжает воспринимать все внешнее, а с другой стороны, все больше вживается в материнский мир материи (от лат. mater — материя).

Душа сознательно наблюдает, как мать обнаруживает, что беременна, что в ее теле появилась новая душа, как оба родителя реагируют на это известие. Попытки избавиться от беременности и даже сама мысль об этом немедленно становятся известны и могут разрушить возникшее ощущение надежности и тепла. Даже если родители с радостью и нетерпением ждут прибавления в семействе, желание иметь ребенка определенного пола, чаще всего, мальчика, может значительно осложнить ситуацию. Неуверенность родителей и их надежда, что будет мальчик, в половине случаев соответствует уверенности, что родители будут разочарованы: ведь у них родится девочка. Таким образом, с разочарования начинается не только жизнь во внешнем, полярном мире: даже пребывание в материнском чреве оказывается связанным с тенью. Уже на этой ранней стадии развития могут быть заложены основы последующих трудностей с собственным полом. Следовательно, существующая сегодня возможность с помощью ультразвука определить пол ребенка на ранней стадии имеет и положительные стороны, потому что дает шанс многим родителям заранее примириться с полом ребенка.

Если же душа не «прокралась», а вошла после искреннего приглашения обоих родителей, то первое время ее существование будет безоблачным, позволит приобрести огромный опыт. Во внутриматочном водном мире царит океанское чувство безграничности и свободного невесомого парения. При этом внутреннее и внешнее душа пока еще воспринимает как одно целое. Ощущение доверия и надежности сопровождают рост и наполняют теплом первое гнездышко детства. Все необходимое сразу же поступает к этому маленькому, но уже совершенному организму. Снабжение идет через пуповину, причем крошечному существу самому делать для этого абсолютно ничего не надо.

Это то место, к которому взрослые постоянно возвращаются в своих фантазиях. Страна, где текут молоко и мед, существует на самом деле, в самом начале — там, в материнском чреве. Жизнь в околоплодной жидкости, где места пока еще вполне достаточно, похожа на сон. Ребенок не натыкается на жесткие границы, ему мягко, все вокруг находится в легком, укачивающем колебании. Ритмичное сердцебиение матери создает шумовое обрамление для парящего, беззаботного существования, наполненного согласием матери и ребенка. Между внутренним и внешним царит гармония. Краски теплые, как вода; мягкие, эластичные границы этого универсума легко поддаются при любом, самом легком движении. Чувства еще не востребованы и, наверное, именно поэтому особенно тонки. Если еще и с внешней стороны у мамы все хорошо, если она находится в гармонии с миром, то это дополнительный положительный фактор для растущего ребенка. Но даже если это не так, все равно разумная мать может защитить своего ребенка от внешних неприятностей, если она его любит.

Эта фаза полной защищенности так приятна, что взрослый человек часто тоскует по ней. Так называемый бак Самадхи, сконструированный Джоном Лилли*, пытается создать взрослому человеку такие же условия. Огромную искусственную «матку», внешне напоминающую саркофаг, наполняют водно-солевым раствором комнатной температуры, в который погружают «взрослое дитя» и дают ему возможность «парить». Там так же темно, как и в настоящей матке, шумовое сопровождение аналогично естественному. Через какое-то время саркофаг (от греч. sarx — мясо, phagein — есть) начинает действовать. Конечно же, он не съедает плоть, как это бывает в конце жизни, но зато забирает у нее всю тяжесть: человек перестает ощущать собственное тело. В невесомости бака Самади может возникнуть океанское чувство безграничности, которое играет такую важную роль для нашего развития. Парение в свободном космосе подобно пребыванию в материнском чреве, что свидетельствует об аналогии между микро- и макрокосмосом.

 

* Джон К. Лилли (1915-2001) — физик, психоаналитик. Плодотворно работал в различных областях науки, включая биофизику, нейрофизиологию, электронику, нейроанатомию. В течение 12 лет занимался исследованиями отношений человека и дельфина для Пентагона. Посвятил многие годы изучению одиночества и изоляции в ограниченном пространстве. — Прим. ред.

 

Но пребывание в баке Самадхи у некоторых может вызвать ужас, если соответствующая фаза развития была связана именно со страхом. Люди, которым на самой ранней фазе развития пришлось бороться за свою жизнь против медицинских щипцов, приготовленных для аборта, находясь в баке, ощущают угрозу. Если у них появляются бессознательные воспоминания, то возвращается и плохое настроение.

Следует предположить, что на самом раннем этапе в материнском чреве формируется определенное отношение к жизни, которое мы называем доверием. Если этот период связан с угрозой, никакого доверия не возникнет в течение всей жизни. А его не заменить ничем. Позже его отсутствие можно будет в лучшем случае компенсировать внешними проявлениями. Созданные за свой счет средства безопасности не придадут уверенности в себе. Можно делать вид, что доверие существует, но заменить его нечем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.