Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исцелительные ритуалы 6 страница




Прыщи на лице, груди и спине дают понять, в чем заключается задача молодого человека или девушки. Нужно научиться быть откровенным. Молодые люди выдавливают прыщи; они внимательно относятся к своей коже, чего, впрочем, она вполне заслуживает. Это чисто физическое явление, причем на уровне внимания Марса. Принцип же Венеры проявляется очень нечетко, когда молодые люди начинают ухаживать за ранками и шрамами. Большую помощь может оказать солнечное тепло и его заменитель — солярий. Лучшая форма терапии — поездка к морю, где будет достаточно и загара, и флирта, который поможет пробудить необходимое внимание к коже и соответствующую тематику.

В любом случае необходимо, чтобы молодые люди перепрыгнули собственную тень и покорились инстинктам. Ваши контраргументы будут похожи на реакцию любого пациента. «Кому захочется целовать прыщи?» — заявил как-то молодой человек с юношеской сыпью на лице. С терапевтической целью он был отправлен на дискотеку, где — в соответствии со своей ориентированностью на неудачу — получал сплошные отказы. Получив далее задание вернуться на место своего позора и получить десять отказов, юноша просто лишился дара речи. Но на следующий день он докладывал, что пробыл на дискотеке до трех часов ночи, но так и не сумел набрать десять отказов, потому что, вопреки его ожиданиям, некоторые девушки все-таки соглашались потанцевать с ним. Итак, запрограммированность на неудачу была поставлена под сомнение, потому что от молодого человека требовалась именно неудача.

Потом юноша получил совет найти себе подругу с прыщами. Совет сначала был отвергнут. Через какое-то время молодой человек все-таки последовал ему. Это принесло необходимый успех. Он влюбился по уши, и «питательная среда» для прыщей исчезла. А больше всех повезло его девушке, которая тоже избавилась от прыщей — без курса психотерапии.

 

ИСТОЩЕНИЕ В ПЕРЕХОДНОМ ВОЗРАСТЕ

 

В течение нескольких десятков лет идеалом молодой девушки служила очень худая фигура. Частично это сохранилось и до сих пор. По определению, прямая линия лишена округлостей, поэтому большинство девушек делает все возможное, чтобы их избежать. Стройная как тростинка девушка, в которой еще так много детского, — все мечтают видеть себя именно такими. Почему-то не женщина, а симпатичная девчушка превратилась в идеал многих мужчин, а следовательно, и женщин. Девушки оказались последовательными в своем стремлении к идеалу, поэтому они замедляют становление женственности не только на душевном уровне, но и на физическом. Едва у них появляются женские округлости, как они практически перестают есть, чтобы похудеть. Менструальный цикл нарушается, а то и исчезает от голода совсем, выступающие под давлением гормонов груди перестают развиваться. Эти девушки не хотят становиться женщинами, в своих фантазиях они грезят о чистом существовании лишенных пола ангелов. Еда превращает их в женщин, но для них это дорога в нечистый мир женственности. Если они все-таки начинают питаться нормально, начинается рвота, которую они воспринимают как освобождение, возвращение чистоты и облегчения.

 

БУЛИМИЯ

Если вынужденная рвота становится обыденностью, значит, булимия не за горами. Булимия является дополнением, то есть противоположным полюсом истощения. И то, и другое превращается в манию, потому что на глубоком уровне обе крайности являются поиском пути развития и цели единства. Если подходить к проблеме поверхностно, то безудержное поедание пищи, а затем отторжение ее рвотой и длительный отказ от нее являют собой, прежде всего, бегство от воспринимаемой как нечистая полярность женственности. Все, связанное с зачатием и родами, на осознанном или неосознанном уровне вызывает ужас. Аскетизм и связанный с ним высокий идеал чистоты произрастают на почве отказа от очередного шага в развитии. В моменты слабости на первый план вырывается ориентированный на удовольствия противоположный полюс, сила которого напрямую зависит от того, насколько долго и успешно его подавляли. Иногда холодильник оказывается опустошенным полностью, сверху донизу, причем не играет никакой роли, какие продукты в нем были. Чем интенсивнее «оргия обжорства», тем сильнее возникающее чувство вины, следующее за ним очищение и воспринимаемая как покаяние рвота.

С точки зрения симптоматики, это карикатура на жадность, которая никогда не находит удовлетворения. Она указывает путь, по которому следует идти, чтобы стать по- настоящему цельным: истинная чувственность, которая наполняет и удовлетворяет. Подобные прорывы в оргию могут проявляться и безудержной сексуальностью.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВОДУ ТЕРАПИИ

 

В принципе, возразить против стремления к чистоте и преодолению полярности нечего, ведь это цель человеческого развития. Но цельности можно достичь, только преодолев полярность, а не убегая от нее.

Задача — примириться со своим женским предназначением, покинуть башню из слоновой кости — символ бестелесной чистоты и проделать путь обратно к жизни. Стать настолько худой, чтобы суметь выскользнуть из жизни — такой идеал ведет к цельности только через смерть, то есть к цельности на такое короткое время, которое не может никого удовлетворить.

Люди, страдающие от истощения, многому могут научить окружающих. Во-первых, тому, что отказ от полярности несовместим с жизнью. Без выдоха нет вдоха, без света невозможна тень, точно так же жизнь невозможна без женского полюса. Во-вторых, тому, насколько непреодолима сила душевной программы. Юных пациенток во время беседы можно убедить в необходимости принимать пищу, чтобы не умереть. Но уже через несколько часов за ужином душевный образец оказывается намного сильнее разума, и еда попадает куда угодно, только не в желудок.

Осознанное движение к невостребованному полюсу женственности и попытка погрузиться в аскетизм (например, уход в монастырь) тоже дают человеку шанс для развития. Монашеский образ жизни, то есть ритуальная стратегия отказа, имеет два преимущества перед неосознанным отказом от жизни как таковой. С одной стороны, это послушание, повышающее степень сознательности, с другой — проявление ориентированного на наслаждения и до сих пор подавляемого полюса, постепенно проникающего в сознание.

Первоначально под аскетизмом понималось умение искусно работать, то есть искусство жить. Среди прочего, жизнь это ритмическая смена двух процессов: «дать» и «взять». И еда, и рвота сами по себе не страшны. Еда необходима для жизни, рвота приносит облегчение, если вдруг человек съел что-то неподходящее. В форме еды человек берет, а в экстренных случаях в форме рвоты «отдает». Необходимо найти середину, где еда — в адекватном количестве — содержит саму жизнь, приближает человека к цельности, создает баланс с процессом отдачи и не злоупотребляет экстренными мероприятиями.

Те, кто слишком много ест, отталкивают принцип Сатурна, который можно было бы осознать через ритуалы умеренности (пост, аскетизм). Такие люди отрицают вместе с лунной частью жизни и собственную физическую, телесную часть. Очень полезными для них могли бы оказаться ритуальная сексуальность и связанные с ней удовольствия.

 

РИТУАЛЫ ПУБЕРТАТНОГО ПЕРИОДА

 

ТРАДИЦИОННЫЕ РИТУАЛЫ

 

В архаичных обществах описанные нами проблемы переходного возраста не существовали: посвящение в мир взрослых оказывалось настолько эффективным, что описанные выше заболевания были практически не известны.

Современному человеку такие ритуалы кажутся ужасными. Девушек запирали на несколько дней в темные пещеры, юношей отправляли в дикие леса, намеренно пугали до смерти или наносили раны. В таком обществе родители не бросались на помощь своему напуганному и находящемуся в панике чаду. Наоборот, все племя стояло плечом к плечу, чтобы совершить ритуал в нужном настроении под бдительным оком местных богов. Иногда старейшины надевали ужасные маски духов, чтобы обеспечить необходимую панику. Все остальные, громко стеная, оплакивали потерю детей и поддерживали родителей, которые нередко параллельно совершали ритуал праздника смерти, чтобы навсегда ритуально распрощаться со своими отпрысками. Ребенок должен умереть, чтобы возродиться взрослым человеком. После окончания ритуала у родителей больше не было ни сыновей, ни дочерей. Но в племени появлялись молодые мужчины и женщины. Печаль и радость были неразделимыми.

У аборигенов Австралии в преддверии пубертатного периода молодому человеку по секрету рассказывают, что в момент перехода во взрослую жизнь демоны срывают с костей детское мясо, и дети умирают. Когда приходит время, в темную ночь во время новолуния взрослые мужчины племени тайно похищают юношей из родительского дома или от костра и тащат в густой лес, завязав глаза, чтобы место пребывания осталось неизвестным. Матери преследуют похитителей, громкими криками выражая свою боль и тоску по «умершим» детям. Поэтому им не приходится остаток жизни проводить с чувством одиночества и покинутости, как это происходит со многими современными родителями.

Пока матери совершают ритуал смерти для своих навсегда утраченных сыновей, тех уносят к особому культовому месту в глухом лесу, где им приходится самим рыть для себя могилу. Каждого из них по очереди опускают в землю и зарывают, так что торчит только голова. На прощание молодым людям сообщают, что они должны ждать демонов, которые придут за мясом. Узнать этих демонов можно будет по нечеловеческому рычанию. Юноши лежат в своих могилах и прислушиваются к звукам ночного леса. Сначала издалека, но постепенно приближаясь, переодетые демонами мужчины пугают молодых людей всю ночь. С помощью специальных инструментов они издают ужасные рычащие звуки. И только когда перед самым рассветом паника достигает апогея, мужчины возвращаются, зажигают огромный костер, освобождают новообращенных из могил и протягивают друг другу руки, чтобы скрепить мужской союз.

Из-за недостатка опыта мы не в состоянии разглядеть особенную эффективность доминирующих в данном случае полей сознания. Их влияние настолько велико, что новоявленным мужчинам даже не приходится изучать правила поведения взрослого человека. Подключаясь к полю сознания взрослых, молодые люди ощущают, что знания и обычаи входят в них как будто сами по себе. Они в буквальном смысле этого слова становятся участниками поля, что происходит по другую сторону причинной логики.

Потеря небольшого кусочка зуба, маленький шрам, испытанный страх — не слишком большая плата за право стать взрослым.

 

СОВРЕМЕННЫЕ «РИТУАЛЫ»

 

Посмотрите на птиц. Они лучшие воспитатели, чем мы. Если, например, усилия воронов научить птенца летать ни к чему не приводят, они выбрасывают птенца за край гнезда. Чаще всего это помогает, и падение превращается в свободный полет, в независимость, характерную для следующей фазы развития.

То, как мы поступаем со своими детьми, не желающими покидать родительское гнездо, чаще всего следует рассматривать как катастрофу. Иногда ребенок, имеющий регалии доктора наук, предпочитает оставаться под крылом у мамы, которая продолжает варить ему обед. Хорошо ли это? Молодое поколение не взрослеет, у пожилых нет возможности развиваться дальше.

Раньше и у нас существовали ритуалы для переходного возраста. Ученики-ремесленники, хотели они этого или нет, закончив обучение, должны были отправляться странствовать, девушки часто отправлялись за границу, где работали гувернантками. У молодых людей, еще не ставших мужчинами, был шанс повзрослеть в армии, потому что их всегда посылали в дальние гарнизоны. Теперь государству намного удобнее отправить молодого человека в ближайшую казарму, поэтому он часто бывает у родителей, они же снабжают его деньгами. Как вы думаете, можно ли повзрослеть в таких условиях?

То же самое происходит и со студентами. Раньше у них была возможность поучиться в разных университетах, что давало возможность ближе узнать разные города и обычаи. Сегодня процесс обучения довольно краток, а сами университеты в этом смысле равноценны школам. Становясь студентом, молодой человек не взрослеет.

 

ОБЩЕСТВО ИНФАНТИЛОВ

 

Отсутствие обряда инициации приводит к тому, что физически развитый взрослый человек на психическом уровне остается ребенком. Именно для него существуют американские горки с большим количеством петель и другие щекочущие нервы трюки. На разнообразных площадках с управляемыми компьютером чудовищами можно ускакать от черта. Победить свой страх можно, сев в неуправляемый поезд или переплывая дикую реку на ненадежном, постоянно раскачивающемся плоту. А как еще доказать себе и стоящей поодаль подружке, что ты — настоящий мужчина?

Народные гуляния зачастую имеют ту же цель. Очень интересны прыжки на «тарзанках». Они восходят к архаичному ритуалу, в ходе которого молодых людей привязывали за ноги к лианам и бросали головой вниз в пропасть.

Появившиеся в последнее десятилетие экстремальные виды спорта выполняют аналогичную функцию. Испытания мужества производят впечатление, но никакие спекулятивные и опасные действия при свободном скалолазании, путешествиях по диким рекам и т. д. не могут превратить молодого человека в мужчину, если отсутствует соответствующее ритуальное поле.

Но потребность в росте остается, поэтому люди ищут для себя все более опасных подвигов, чтобы добиться своей истинной, хотя и не осознанной цели. А то, что взрослый мир имеет множество сложных атрибутов (об этом написано в главе 6 «Молодость»), отважные герои понимают далеко не всегда. Часто на первый план выходят желание поразить подругу, мечта быть принятым в круг «посвященных» или присоединиться к чисто мужской компании.

 

О ВЕЧНЫХ МАЛЬЧИКАХ

 

Образ вечного мальчика высоко ценится в нашем инфантильном обществе. Самый невзыскательный вариант вечного мальчика — плейбой. Империя плейбоев, созданная вокруг одноименного журнала, получила невиданный успех, что свидетельствует о большом количестве мужчин, застрявших в своем развитии на этом уровне. Играющие мальчики рассматривают женщин как партнерш по играм или даже как игрушки, им чужды серьезные отношения с дальними перспективами. У журнала «Плейбой» сотни тысяч читателей. Большинство из них — хорошо обеспеченные женатые люди, мечтающие о возвращении в приятную жизнь без какой бы то ни было ответственности. Для взрослого здорового человека плейбои, достигшие среднего возраста, представляют собой жалкое и вызывающее сочувствие явление.

 

ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ДЕТСКИЙ САД

 

Инфантильность нашего общества хорошо видна на голубых экранах. Телевизионное пространство заполняют глупейшие фильмы и скучные игры с мячом за такие денежные призы, что суммы не могут не вызывать недоумение. Жанр экшн, где герои часами колошматят друг друга без ущерба для здоровья, особенно притягивает тех, кто отстал в развитии. Жанр фэнтези призван удовлетворять возросшую потребность взрослых дядь и теть в фантастических историях, которыми должно быть наполнено детство. Огромная финансовая поддержка проектов такого рода дает понять, насколько серьезно мы относимся к лишь частично утраченному детскому миру, от которого не можем освободиться полностью.

 

ДЕТСКАЯ МОДА

 

Все более детской становится мода.

Раньше только подростки обращали внимание не на качество материала, а на торговую марку. Теперь к ним присоединились взрослые, радостно играющие роль бесплатных рекламных плакатов «своей» фирмы.

Раньше существовало такое понятие, как культура цвета. Теперь, особенно в спортивной одежде, наибольшим спросом пользуется попугайская пестрота.

Крайне популярными стали полукомбинезоны — штанишки с грудкой. Взрослые дети добровольно признаются в своей детскости, иногда даже идеализируя ее. Об этом же свидетельствует былой триумф американской моды на кукольную одежду.

 

ДЕТИ, НЕ ВЫРОСШИЕ ИЗ МЛАДЕНЧЕСТВА

 

Знаете ли вы, что в Англии существует клуб взрослых младенцев? Здесь пытаются спрятаться те, у кого не было настоящего младенчества и настоящего детства. Деловые костюмы эти люди заменяют полукомбинезонами и пеленками, получают изготовленные по специальному заказу соски-пустышки и пьют молоко из огромных рожков. Они катаются на больших деревянных лошадках, им поют колыбельные, их качают в кроватке, кормят с ложечки, а за особую плату они получают еще и право мочиться в пеленки. Нельзя только ходить в пеленки «по-большому»: хозяйке клуба показалось, что это уже слишком. Клуб посещают банковские служащие и полицейские чиновники, викарии и военные. Это ли не апофеоз инфантильности общества!

 

ОПАСНЫЙ ДЕТСКИЙ МИР: МАНИАКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

Давайте задумаемся о том, что представляет собой курение. У индейцев оно является ритуалом взрослых людей. Мы научились курению у индейцев. Дети, которым так хочется поскорее стать взрослыми, пытаются их копировать. Курение подходит для этого особенно удачно. С одной стороны, детям оно запрещено, а с другой, сигареты можно купить везде. К тому же курение — испытание мужества, потому что опасно для здоровья. Стремясь к риску, подросток берет сигарету и надеется быстрее повзрослеть. Он мужественно старается скрыть тошноту и подавить кашель. Но такой эрзацритуал не может сделать его взрослым. А вот заядлым курильщиком — вполне.

То же можно сказать и об алкоголе. Являясь типичным наркотиком вытесняющего характера, алкоголь имеет еще одно свойство: он снижает уровень страха и зажатости. Разве можно ставить в вину подростку то, что, попав в тяжелое положение и испытывая страшную потребность в храбрости, он используют апробированное в обществе средство? Это гораздо чаще приводит к алкоголизму, чем к взрослению. Пока молодой человек разберется, что к чему, пока поймет, что алкоголь приводит к импотенции, будет уже поздно. Он уже не подросток, но и не взрослый, а поэтому очень зависим.

 

ИСПЫТАНИЯ МУЖЕСТВА В АВТОМОБИЛЕ

 

Опасной может стать и попытка преодоления страха за рулем автомобиля. Если кто-то, не нажимая на тормоза, мчится прямо на развязку скоростного шоссе, то речь, скорее всего, идет о зашедшем слишком далеко испытании мужества, а не о внезапном выходе из строя управления и тормозов одновременно. Молодые люди все чаще попадают на встречную полосу, все чаще ведут себя за рулем как сумасшедшие. Но дело совсем не в незнании правил дорожного движения и дорожных знаков, а в неумении выбрать правильный жизненный путь. Об испытании мужества идет речь за столиком пивного бара, где храбрость и потребность заключить пари поддержаны парами алкоголя: «Тот, кто сможет вписаться больше, чем в два поворота, тот настоящий мужчина». На самом деле, это может быть настоящий пьяница, вполне возможно, скоро он станет убийцей или жертвой ДТП, но об этом он не задумывается, стараясь доказать свое мужество. Опасность щекочет нервы, а перспектива популярности среди окружающих привлекает неимоверно.

 

ВМЕСТЕ МЫ СИЛЬНЫ (НАПОЛОВИНУ)

 

Давайте посмотрим на футбольных фанатов. Они платят большие деньги за входные билеты, сопровождают своих кумиров в утомительных поездках, пытаясь отвоевать весь железнодорожный вагон или всю трибуну на стадионе, чтобы получить хоть что-то, что наградит их за связанные с футболом усилия и лишения. Причина такого поведения кроется в том, что им хочется хоть как-то приобщиться к блистательному миру своих кумиров. Любимая команда победила — и на какое-то время ее поклонники почувствовали и себя чемпионами, вытеснив детские проблемы на задний план. Игрушки, шумовые эффекты и талисманы фанатов — все это атрибуты детской комнаты. Желание стать более респектабельным оправдывает все эти безнадежные попытки: юные фанаты стремятся выглядеть в своих атрибутах забавно, а у более взрослых проявляются трагические черты.

Опасность приходит, когда «детская» орда попадает в фазу упрямства. Если в их жизни и жизни команды нет никакого успеха, они могут впасть в самую настоящую ярость. Хулиганы, использующие футбол как повод для разрушительной деятельности и воинственных выпадов, — это неуверенные в себе инфантильные люди, которым хочется компенсировать собственные неудачи за счет успеха в общественной жизни или в уличных боях. Эти битвы используются как выход для застоявшейся ярости и несбывшихся надежд. В таком случае ритуальные бои приобретают черты настоящих войн.

То же самое можно сказать о рокерских тусовках и обо всех тех группах, члены которых судорожно пытаются заменить неуверенность в себе агрессивной идеологией. В качестве примера можно привести праворадикальные команды боевиков. В их случае, как и в случае их исторических предшественников, пропасть между первобытной жестокостью скандальной группы и жалкой одинокой фигурой особенно видна. Это убогие люди, которые пытаются через проекцию достичь хоть чего-то, идя по головам других.

 

ПРЕТЕНЦИОЗНЫЕ И СМЕРТЕЛЬНЫЕ ЭРЗАЦРИТУАЛЫ

 

Если раньше охотничий трофей был признаком взрослого мужчины, сумевшего победить дикое животное в борьбе не на жизнь, а на смерть, то современная охота на крупную дичь — это скорее жалкая попытка инфантила изобразить из себя зрелого героя. Не поднимаясь с мягких сидений своих бронированных автомобилей, такие горе-охотники лишают жизни последних животных редких видов, существующих на Земле. Причем делают это без всякого риска. Как только враг повержен, делается снимок победителя, держащего в руках окровавленную голову ни в чем не повинного зверя. Такие «охотники» тратят огромные суммы на самоутверждение, свойственное незрелым людям, на то, чтобы ощутить момент нанесения смертельной раны, чтобы получить рога и шкуру своей жертвы. Они ни за что не расстанутся с трофеями, надеясь с их помощью добиться восторга наивных знакомых.

Привлекательность фильмов и книг о войне для многих мужчин, безусловно, связана с проблематикой героических странствий. А как иначе вы объясните тот факт, что старики в течение десятилетий рассказывают о войне, хотя никто их об этом не просит? Значит, это было самое важное в их жизни, это было время, когда возможен рост, когда они особенно остро ощущали жизнь, потому что находились в непосредственной близости к смерти. И даже те мужчины, которые ни разу в жизни не были на настоящей войне, увлеченно следят за боевыми действиями на экране телевизора. А если вдруг начинается прямая трансляция, например, из Персидского залива...

При всех этих ужасных и жестоких ассоциациях с темой войны бросается в глаза, что даже в религии она играет огромную роль как возможность развития и достижения зрелости. У индейцев «воин» — это почетное звание, в исламе смерть в ходе священной войны награждается попаданием на «седьмое небо». В христианстве известно большое количество крестовых походов, во время которых активно пропагандировалась священная война. Если верить суфийской традиции, эзотерическому направлению ислама, то речь здесь идет о смешении понятий «внешнее» и «внутреннее». Для индейцев священная война — это внутреннее событие, в ходе которого верующий сражается со своими внутренними демонами, своей тенью. Такая война заканчивается просветлением. Внутренняя война — это единственная война, которая заслуживает звания священной, потому что в результате приводит к достижению цельности, заставляет человека стать более совершенным. В ходе этой войны тень удается преодолеть светом сознания. Внешние войны делают человека кем угодно, но только не совершенным. Если в ходе таких войн мужчины становятся более зрелыми, то это связано с соответствующими внутренними процессами. Война находит разрешение только на внутреннем уровне, а вести внутреннюю священную войну можно порекомендовать каждому.

 

РИТУАЛЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЖЕНСТВЕННОСТИ

 

Своеобразным посвящением для девушки первый половой акт оказывается гораздо чаще, чем для юноши. Рост сознания по отношению к сексуальности связан с большими возможностями. По своей природе первый половой акт имеет все, что необходимо для ритуала. Речь идет о переходе границы, преодолении барьеров, проявлении силы Марса, необходимой для любого начала. При этом течет кровь, что тоже очень важно. Боль сопровождает переход к новому уровню опыта.

Особенно следует упомянуть первые балы для молодых девушек из хорошего общества. Здесь девушек буквально выставляют на «ярмарке невест» и объявляют таким образом взрослыми. Молодые люди при этом выполняют, как правило, роль статистов.

 

В ПОИСКАХ ЭРЗАЦРИТУАЛОВ

 

ПЕРВАЯ СИГАРЕТА

 

Поскольку рано или поздно ваш ребенок обязательно столкнется с курением, лучше подготовить его заранее и практически, и теоретически. Бесполезно убеждать подростка, что «курение вредит его здоровью», от этих разговоров он не станет взрослее. Но можно заранее, еще до наступления подросткового возраста, предложить ребенку совершить ритуал первой затяжки. К нему следует подготовиться. Во-первых, расскажите ребенку как можно подробнее о курении, во-вторых, объясните, что многие курят, чтобы казаться взрослыми, а на самом деле курение есть признак незрелости и зависимости. Объясните, что таких людей нельзя презирать, к ним следует отнестись с сочувствием, как и ко всем остальным зависимым людям. У этих людей сильно развито чувство зависимости, они больше подвержены различным заболеваниям, а не только раку и инфаркту. Совершите ритуальное курение вместе. Обязательно нужно выкурить целую сигарету, даже если появляется тошнота или понос. В любом случае у ребенка моментально начнется кашель. Конечно, это неприятно, но гораздо лучше испытать подобные ощущения один раз, чтобы потом к ним не возвращаться.

После предварительной лекции об эффектах и последствиях курения выкурите по сигарете. Ребенок поймет, что все получилось так, как вы предсказывали. Возможно, он не захочет докурить до конца; не позволяйте этого, только тогда вас ждет успех. Если вы не курите, то и у вас могут возникнуть проблемы, постарайтесь не вдыхать дым, но ребенок обязательно должен вдохнуть, чтобы почувствовать эффект. Если вы курите, то в вашем голосе может оказаться еще больше убежденности, потому что зависимость вы испытали «на собственной шкуре». От вас потребуется откровенность, иначе при совершении ритуала не будет необходимого настроения. Если вы заранее подготовите своего ребенка и откроете ему тайну курения, то когда сверстник предложит ему тайно покурить, он сможет отреагировать, опираясь на уже существующий опыт. В этом будет гораздо меньше заманчивого, даже если второй ребенок (которому никто не предложил совершить этот ритуал заранее) будет настаивать. Иногда бывает и так, что ребенок, у которого уже есть опыт, сумеет отговорить своих товарищей. К данному вопросу он в любом случае сумеет отнестись более сознательно.

Безусловно, влияние ровесников очень велико, его нельзя недооценивать. Даже если, несмотря на ваше совместное курение, он присоединится к никотиновой «оргии» одноклассников, ваш совместный ритуал не будет напрасным. Благодаря ему ребенок сможет отказаться от никотиновой зависимости.

 

ПЕРВАЯ РЮМКА АЛКОГОЛЯ

 

Аналогичное поведение следует выбрать и для решения вопроса с алкоголем. В обществе, где алкоголь стал повседневностью, а иногда и признаком хорошего тона, где миллионы людей пытаются с помощью спиртных напитков избавиться от забот, убежать от невыносимой обыденности и набраться храбрости, не стоит надеяться на то, что ваш ребенок останется в стороне. Мы бы посоветовали совершить небольшое ритуальное действие, заблаговременно предложив виски или другой, достаточно крепкий напиток. Предварительно следует рассказать о роли алкоголя в обществе, о его функциях на праздниках, о его роли в создании имиджа взрослого человека, о воздействии на тело и душу. Несколько глотков виски ребенку не повредят, но дадут понять, что все сказанное о нем — правда. Голова гудит, ноги становятся ватными, возможно, ребенка будет тошнить. И этот ритуал тоже подготовит вашего ребенка к предложению ровесников попробовать выпить. Он уже будет знать, в чем дело, ему не понадобится ничего изображать перед своими товарищами.

Здесь тоже действует правило, что мягкое введение в суть проблемы не наносит вреда, а часто приносит пользу. Но алкоголь, который в нашем обществе превратился в наркотик, необходимый для контакта, не стоит исключать из жизни полностью. Выпив вместе, люди начинают обращаться друг к другу на ты, они сближаются легко и плавно. Символически толкнув друг друга бокалами, они не захотят толкаться и отпихивать друг друга в реальной жизни. Кроме того, даже очень молодые люди часто используют алкоголь, чтобы отогнать чувство страха или заботу. Конечно, лучшая профилактика в данном случае — воспитать в ребенке внутреннее мужество, так чтобы ему не понадобились вспомогательные средства.

 

НАРКОТИЧЕСКАЯ ЛОВУШКА

 

Аналогичным образом следовало бы решить и проблему марихуаны и гашиша. Первый выкуренный совместно ритуальный «косяк» может заменить последующую попытку ребенка получить искомый опыт самостоятельно. И, опять же, вопрос «курить или не курить» не стоит. Выбора просто нет. Он все равно попробует, но очень важно, где и в какой ситуации. В наших условиях полезно выкурить такую сигарету, чтобы потом дать компетентный отзыв о ее воздействии. Как только ребенок поймет, что все сказанное вами — правда и совпадает с его личным опытом, он тут же убедится в вашей компетентности. Его доверие к вам возрастет, и тогда вы сможете поговорить с ним о героине и других наркотиках. Если теперь вы скажете, что наркотики опасны, что их нельзя даже пробовать, ребенок, скорее всего, вам поверит. Героин (от греч. heros — герой), содержащий даже в своем названии намек на героическое путешествие, всегда заводит в тупик, к смерти. Еще никто и никогда не сумел с его помощью совершить героическое путешествие по жизни. Восприятие себя как героя можно достичь с помощью наркотика, это на самом деле иллюзия. Героин провоцирует полный отказ от жизненных странствий в пользу «растительного» образа жизни, потери самого себя. Можно помочь своему ребенку избежать подобной участи, только если быть с ним честным заранее. Если человек утверждает, что марихуана заводит в тупик и является дьявольским зельем, а сам при этом злоупотребляет алкоголем, он не может в глазах ребенка не оказаться лгуном.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.