Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории общественного развития




И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Лекция 4. СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА

 

Первые представления о направленности социального развития общества формируются уже в эпоху Просвещения. В социально-философских концепциях того времени (Вольтер, Кондорсе) общественное развитие интерпретировалось преимущественно как линейно-поступательное восхождение человечества к совершенству.

В рамках классической социологии была проработана теория социальной эволюции,получившая широкое распространение во второй половине XIX в. в связи с появлением эволюционной теории Ч. Дарвина.

С позиций теории социальной эволюции историческое развитие представлялось как результат постепенных социокультурных изменений в направлении перехода от простого однородного к сложному неоднородному.

Признавая объективный, естественно-исторический характер общественного развития, представители классической социологии во многом по-разному представляли себе содержание и этапы исторического развития.

Так, например, О. Конт усматривал смысл и содержание общественного развития в прогрессе знаний, что нашло свое отражение в его «теоретическом законе двойной эволюции» – интеллектуальной и социальной.

Г. Спенсер сущность социальной эволюции видел в переходе общества в процессе углубления разделения труда от однородности к разнородности. Это проявляется в усложнении и внутренней дифференциации общественной жизни при одновременном росте ее интегрированности.

Эволюционный подход возобладал и в смежной области – социальной и культурной антропологии. Антропологи Э. Тейлор и Л. Морган классифицировали общества на основе принципа эволюционного развития. Но если Л. Морган считал, что все общества проходят один и тот же путь от «дикости» через промежуточную стадию «варварства» к состоянию «цивилизованных», то согласно Э. Тейлору религиозность тоже развивается от простейшей формы – анимизма – через стадию политеизма к монотеизму.

Э. Дюркгейм и М. Вебер проявляли двойственное отношение к идее прогресса. Так, Э. Дюркгейм рассматривал нарастающее разделение труда как базисный социальный процесс, который ведет к индивидуализму, а значит, и к прогрессу, но может привести и к состоянию аномии, социальной патологии.

Под термином «аномия» (буквально «беззаконие») Э. Дюркгейм понимал отсутствие четкой системы социальных ценностей и норм, регулирующих поведение людей. Подобное явление характерно для переходных и кризисных периодов жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились.

Развернутое обоснование концепция социальной аномии получила в фундаментальной работе Э. Дюркгейма «Самоубийство», в которой на большом статистическом материале прослеживалась динамика самоубийств в европейских странах в зависимости от различных социальных факторов.

М. Вебер отвергал эволюционизм, доказывая, что развитие западного общества в корне отличается от развития других цивилизаций и исторически уникально: для западного общества характерен особый тип рационализма, который несет с собой современный капитализм, современную науку и рациональную правовую систему, но в то же время и нарастающую бюрократизацию общества.

В последующем под влиянием эволюционных взглядов сформировались три концептуальных подхода относительно процессов социально-исторических изменений: формационная, цивилизационная (или социокультурная) и индустриально-технологические теории.

Основы формационной модели общественного развития были сформулированы К. Марксом. Смысл марксисткой концепции состоял в следующем: исторический процесс представляет собой последовательную смену пяти формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Факторами, определявшими тип общества (формации) и критерии социального прогресса, выступали: способ производства и форма собственности.

Отмечая роль марксизма в развитии социологической мысли, нельзя не указать на его слабые стороны. К недостаткам марксистской теории следует отнести следующие: экономический детерминизм; игнорирование роли культурных и духовных факторов в жизни общества; преувеличение значения классовой борьбы и революционного насилия в истории; недооценку реформ и механизмов социальной интеграции для поиска согласия в обществе.

Цивилизационная модель исторического процесса явилась попыткой объяснить многообразие человеческой истории и уникальность отдельных народов. С позиций цивилизационного подхода общественное развитие рассматривается как сумма культурно-исторических сообществ людей, проходящих цикл рождения, расцвета и увядания.

Цивилизации (от латинского civilis – гражданский, государственный) – это крупные устойчивые социокультурные системы со своими закономерностями развития, которые не сводятся к закономерностям, определяющим развитие государств, наций, этносов.

Становление цивилизационной парадигмы исторического процесса связано с именами А. Тойнби, О. Шпенглера, Н. Данилевского, П. Сорокина. Так, в частности, А. Тойнби определил динамику развития цивилизации «законом вызова и ответа», согласно которому каждый шаг общества вперед является как бы «ответом» на вызов истории. Возникновение цивилизации, ее рост, упадок и разложение связаны с ее способностью или неспособностью найти адекватный ответ на вызов истории.

Индустриально-технологические теории рассматривают социальные изменения как производные от изменений в технологии материального производства. С этих позиций в истории развития человечества выделяются три этапа:

– аграрный;

– индустриальный;

– информационный.

Отсюда деление общества на аграрное (традиционное), индустриальное (современное) и постиндустриальное (постсовременное). Два последних этапа обозначаются как техногенная цивилизация, охватывающая индустриальную фазу и новый ее этап, который определяется по-разному: «постиндустриальное общество» (Д. Белл), «общество третьей волны» (О. Тоффлер), «информационное общество» (Д. Белл, Й. Массуда, Дж. Несбит).

В 1970-гг. снова наблюдается рост интереса к глобальным изменениям и возникает множество неоэволюционных теорий – Р. Линтона, Л. Уайта и др. Они придерживались идеи социальной эволюции как долговременного развития человечества. Но в отличие от эволюционизма XIX в. неоэволюционизм не утверждает, что все общества проходят в своем развитии одни и те же стадии социального развития. Кроме того, социальная эволюция носит скорее вероятностный характер, а само социальное развитие не отождествляется с неуклонным прогрессом.

Все рассмотренные концепции и теории общественного развития не исключают, а взаимодополняют друг друга. Однако ни одна из них не дает полного ответа на вопрос о порядке общественных изменений и направленности исторического развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.