Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительный подход к оценке бизнеса




1в. Общая характеристика сравнительного подхода

Сравнительный подход предполагает, что ценность собственного капитала фирмы определяется той суммой, за которую она может быть продана при наличии достаточно сформированного рынка. Другими словами, наиболее вероятной ценой бизнеса может быть реальная цена продажи сходной фирмы, зафиксированная рынком.

Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающей возможность ее применения, а также объективность результативной величины, являются следующие базовые положения:

1. Оценщик использует в качестве ориентира сформированные рынком цены на сходные предприятия либо их акции;

2. Сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций;

3. Цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития.

Основным преимуществом сравнительного подхода является то, что оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи сходных предприятий. (В данном случае цена определяется рынком, так как оценщик ограничивается только корректировками).

Сравнительный подход базируется на ретроинформации, и, следовательно, отражает фактически достигнутые результаты производственно-финансовой деятельности предприятия, в то время как доходный подход ориентирован на прогнозы относительно будущих периодов.

Другим достоинством сравнительного подхода служит реальное отражение спроса и предложения на данный объект инвестирования, поскольку цена фактически совершенной сделки наиболее интегрально учитывает ситуацию на рынке.

Недостатки:

- метод игнорирует перспективы развития предприятия;

- сравнительный подход возможен только при наличии разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и по большому числу сходных фирм, отобранных оценщиком в качестве аналогов;

- оценщик должен делать сложные корректировки, вносить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требующие серьезного обоснования.

При сравнительном подходе используются три основных метода:

1. Метод компании-аналога или метод рынка капитала, основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения служит цена одной акции акционерных обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного (неконтрольного) пакета акций;

2. Метод сделок или метод продаж, ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо его контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода – оценка 100%-го капитала либо контрольного пакета акций;

3. Метод отраслевых коэффициентов или метод отраслевых соотношений, основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Этот метод пока не получил распространения в отечественной практике, поскольку отсутствует необходимая информация, накопленная за период достаточно длительного наблюдения в условиях относительно стабильного рынка.

Рассмотрим более подробно метод компании-аналога. Суть сравнительного подхода к определению стоимости компании заключается в следующем. Выбирается предприятие, аналогичное оцениваемой фирме, которое было недавно продано. Затем рассчитывается соотношение между рыночной ценой продажи предприятия-аналога и каким-либо его финансовым показателем. Данное соотношение называется «ценовой мультипликатор». Для получения рыночной стоимости собственного капитала необходимо умножить аналогичный финансовый показатель оцениваемой компании на величину ценового мультипликатора.

Расчеты при сравнительном подходе к оценке бизнеса во многом схожи с расчетами методом капитализации доходов: оценщик определяет стоимость компании.

Метод капитализации основан на конвертации годового дохода в стоимость при помощи коэффициента капитализации. Последний построен на рыночных данных и используется как делитель. Сравнительный подход также оперирует рыночной ценовой информацией и величиной дохода, достигнутого сходной фирмой. Вместе с тем, в данном случае доход умножается на величину соотношения между ценой и доходом.

Оценка предприятия методом компании-аналога включает в себя семь этапов:

1. Сбор необходимой информации;

2. Сопоставление списка аналогичных предприятий;

3. Финансовый анализ;

4. Расчет ценовых мультипликаторов;

5. Выбор величины мультипликатора, которую целесообразно применит к оцениваемой компании;

6. Определение итоговой величины стоимости методом взвешивания промежуточных результатов;

7. Внесение итоговых корректировок.

 

2в. Основные принципы отбора компаний-аналогов

Оценка бизнеса методом компании-аналога основана на использовании двух типов информации:

1. Рыночной (ценовой) информации;

2. Финансовой информации.

Рыночная информация включает данные о фактических ценах купли-продажи акций компании, сходной с оцениваемой фирмой, а также информацию о количестве акций в обращении.

В связи с тем, что российской фондовый рынок характеризуется слабой активностью, информационной закрытостью, отсутствием достоверных сведений о фактической цене сделки, практикующие оценщики достаточно часто используют цены спроса и предложения на акции аналогичных предприятий.

Финансовая информация прежде всего представлена официальной бухгалтерской и финансовой отчетностью, а также дополнительными сведениями, перечень которых определяется непосредственно оценщиком в зависимости от конкретных условий оценки.

Процесс отбора сопоставимых компаний осуществляется в три стадии:

1. Определяется круг «подозреваемых». В него входит максимально возможное число предприятий, сходных с оцениваемой фирмой;

2. Составляется список «кандидатов». Поскольку аналитику требуется дополнительная информация сверх официальной отчетности, он должен собрать ее непосредственно на предприятиях-аналогах. Поэтому первоначальный список может сократиться из-за отказа некоторых фирм в предоставлении необходимых сведений, а также из-за плохого качества, недостоверности предоставляемой информации. Если аналог отвечает всем критериям, то он может использоваться на следующих этапах оценки;

3. Составляется окончательный список аналогов, который позволит аналитику определить стоимость оцениваемой фирмы. Состав критериев сопоставимости определяется условиями оценки, наличием необходимой информации, приемами и методами, наработанными оценщиком.

Факторы по которым осуществляется отбор:

1. Отраслевое сходство – предприятие должно принадлежать одной отрасли. Должны учитываться:

а) уровень диверсификации производства (доля различных видов продукции должна быть сопоставима);

б) возможность перепрофилирования производства и заменимость производимых продуктов;

в) зависимость результатов деятельности от одних и тех же экономических факторов (например, стоимость капитала строительных компаний, работающих в районах массового строительства и в отдаленных экономических районах, будет существенно отличаться при достаточном сходстве других критериев, таких как численность работающих, состав парка строительных машин и механизмов;

г) стадия экономического развития оцениваемой компании и аналогов;

2. Размер является важнейшим критерием, оцениваемым аналитиком при сопоставлении окончательного списка аналогов. Оценка размера компании определяется по таким параметрам, как степень капитализации, численность персонала, объем реализованной продукции и услуг, объем прибыли, число филиалов и т.д. Учитываются следующие факторы:

а) географическая диверсификация – крупные компании имеют более разветвленную сеть потребителей своей продукции, уменьшая тем самым риск нестабильности объемов продаж;

б) количественные скидки (у крупных объем закупок больше, следовательно, есть скидки, у мелких их нет);

в) ценовые различия по сходным товарам (крупные предприятия – известные, следовательно, цены могут быть выше);

3. Перспективы роста. Определяется фаза экономического развития предприятия, так как она отражается на доле дивидендных выплат и доле чистой прибыли, направляемой на развитие предприятия. Учитываются следующие факторы:

а) общей уровень инфляции;

б) перспективы роста отрасли в целом и индивидуальных возможностей развития конкретной фирмы в рамках отрасли;

в) динамики доли предприятия на рынке;

4. Финансовый риск. Уровень риска оценивается на основании следующих критериев:

а) структуры капитала или соотношения собственных и заемных средств;

б) уровня ликвидности или возможности оплачивать текущие обязательства текущими активами;

в) кредитоспособности фирмы, или ее способности привлекать заемные средства на выгодных условиях;

5. Качество менеджмента. Анализ проводится на базе косвенных данных, таких как качество отчетной документации, возрастной состав, уровень образования, опыт, зарплата управленческого персонала, а также место компании на рынке.

Приведенный перечень критериев сопоставимости (отбора) е является исчерпывающим, и эксперт имеет возможность дополнить его какими-либо факторами. Оценщик редко находит компании, абсолютно идентичные с оцениваемой, поэтому на основе анализа критериев он может сделать один из двух выводов:

- компания недостаточно сопоставима с оцениваемой и не может быть использована в процессе оценки. Эксперт должен в письменном виде объяснить, почему он сделал данное заключение;

- компания сопоставима с оцениваемой по ряду характеристик и может быть использована для расчета мультипликаторов.

Итоговый список должен включать не менее трех аналогичных компаний.

Сравнительный подход к оценке предприятия предполагает использование уже существующих в российской практике приемов и методов финансового анализа.

При сравнительном подходе отличительные черты финансового анализа проявляются в следующем:

1. Только по его результатам оценщик принимает решение о сопоставимости и включении тех или иных фирм в список компаний-аналогов;

2. Позволяет определить место или ранг оцениваемой компании среди аналогов;

3. Служит основой для внесения необходимых корректировок, обеспечивающих нужное сходство оцениваемой компании с аналогами;

4. Обосновывает степень доверия оценщика к конкретному виду ценового мультипликатора в их общем числе и в конечном счете определяет значимость каждого варианта стоимости при выведении итоговой величины.

 

3 в. Характеристика ценовых мультипликаторов

Ценовой мультипликатор отражает соотношение между рыночной ценой предприятия и каким-либо его показателем, характеризующим результаты производственной и финансовой деятельности. В качестве таких показателей можно использовать не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и др.

Для расчета ценового мультипликатора необходимо:

1. Определить величину капитализации или рыночную стоимость собственного капитала компании-аналога (для этого рыночная цена акции аналогичной компании умножается на число акций в обращении. Это даст значение числителя в формуле. Цена акций берется на последнюю дату, предшествующую дате оценки, либо она представляет собой среднюю величину между максимальной и минимальной ценами за последний месяц);

2. Вычислить соответствующие финансовые показатели: прибыль, выручку от продаж, стоимость чистых активов и др., или величину знаменателя.

В оценочной практике используются два типа ценовых мультипликаторов: интервальные и моментальные.

К интервальным можно отнести мультипликаторы:

- цена/прибыль, применение этого показателя является самым распространенным при оценке предприятия, так как информация о прибыли наиболее доступна;

- цена/денежный поток, применение этого показателя предпочтительно при оценке предприятий, в активах которых преобладает недвижимость (но не активные основные средства) обычно применяется при убыточности или маленькой величине прибыли;

- цена/дивиденды, этот показатель используется редко, это связано с тем, что порядок выплаты дохода инвесторам в открытых и закрытых компаниях существенно различается;

- цена/выручка, этот показатель используется для проверки объективных результатов, получаемых другими способами;

- цена/физический объем.

К моментальным мультипликаторам относят:

- цена/балансовая стоимость активов, показатель применяется для оценки холдинговых компаний либо оценка в случае необходимости срочной продажи крупного пакета акций, входящего в состав портфеля ценных бумаг оцениваемой компании;

- цена/чистая стоимость активов, показатель можно применять, если соблюдаются следующие условия:

1. Оцениваемая компания имеет значительные вложения в собственность: недвижимость, ценные бумаги, оборудование;

2. Основной деятельностью компании являются хранение, покупка и продажа такой собственности.

Когда применение этого мультипликатора (цена/чистая стоимость активов) возможно, то, оценивая сопоставимость, оценщику дополнительно необходимо:

а) проанализировать по аналогам и оцениваемой компании долю прибыли в выручке от реализации, так как решение о купле продаже акций может привести к искусственному росту прибыли в последний год;

б) изучить по всему списку сравниваемых компаний структуру активов, используя различные признаки классификации, такие как виды активов, местоположение и т.п.

в) осуществить анализ чистых активов всех компаний, позволяющий определить наличие и долю в них акций, представляющих контрольные пакеты дочерних фирм;

г) оценить ликвидность всех финансовых активов компании, так как соотношений долей акций, принадлежащих открытым и закрытым компаниям, представляет собой определяющий признак сопоставимости.

Деление ценовых мультипликаторов на интервальные и моментальные важно для нахождения в расчетах числа акций в обращении. Так, при определении интервальных ценовых мультипликаторов необходимо учитывать среднее число акций в обращении за такой же период, какой использовался при расчете конкретного показателя.

 

4 в. Формирование итоговой величины стоимости

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.