Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Российский рынок капитала и роль корпоративного управления в создании ликвидной стоимости




В настоящее время российские рынки капитала сохраняют высокий потенциал роста. Долговой рынок остается незрелым по сравнению с западными рынками: возможности привлечения «длинных» денег, несмотря на наличие на рынке большого объема свободных средств, достаточно ограниченны. Облигационные займы структурируются в основном с полугодовыми/годовыми офертами досрочного выкупа, что является весьма серьезной проблемой для компаний с длинными производственными циклами, например ОМЗ.

Одновременно российский рынок капитала характеризуется узким набором финансовых инструментов. Проектное финансирование, структурированные финансовые инструменты (секьюритизация), лизинг, факторинг и др. широко практикуемые за рубежом финансовые инструменты пока все еще слабо развиты, хотя и наблюдаются структурные сдвиги российского рынка финансовых услуг в сторону развития сложных финансовых продуктов. Значимая доля финансирования по-прежнему приходится на «дубовые» кредиты под «дубовый» залог.

Более того, до недавнего времени возможности привлечения долгового финансирования от крупных западных банков ввиду роста политических рисков были ограничены даже для крупных, хорошо зарекомендовавших себя российских компаний, что было вызвано прецедентным дефолтом ЮКОСа по кредитам перед синдикатом западных банков. (Пример: отказ HSBC синдицировать заем «Норильскому Никелю», выход ING и Societe General из пула по предоставлению синдицированного кредита ТНК-BP).

Российский рынок акций все еще очень узок, около 70% общей капитализации сформировано нефтегазовыми компаниями, которые, прежде всего благодаря конъюнктурным и политическим факторам, и обеспечивают наблюдающийся быстрый рост рынка. Количество «голубых фишек» на рынке незначительно, а рынок акций второго эшелона развивается медленно.

В то же время российский рынок акций является важнейшим нереализованным инструментом финансирования быстрого роста для средних и крупных российских компаний. Российские компании, например «Мечел», АФК «Система», «Лебедянский», «Пятерочка», СТС, «Роснефть» и др., в последнее время провели ряд успешных IPO. Намерения проведения IPO объявили «Еврохим», СУАЛ, «Евросеть», и многие др. российские компании. По оценке инвестиционных банков Россия может стать в ближайшее время одним из крупнейших международных рынков IPO.

Необходимо отметить, что продажа акций компании на публичном рынке (IPO) является квинтэссенцией реализации стратегии по созданию ликвидной стоимости компании. В то же время привлечение средств на рынке акций через IPO в линейке финансовых инструментов привлечения капитала предъявляет к компаниям наиболее высокие требования по прозрачности и соблюдению высоких стандартов качества КУ. Таким образом, создание эффективной и понятной рынку системы КУ является важным рычагом повышения конкурентоспособности для российских компаний на рынке капитала и соответственно повышения их рыночной стоимости. Особенно это касается компаний, нуждающихся в финансировании быстрого роста и выходе на рынок акционерного каптала (IPO), когда возможности привлечения долгового капитала исчерпаны/ограничены.

В то же время необходимо понимать, что задача управления стоимостью компании после выхода на IPO имеет существенно более весомое значение, чем сам факт выхода на IPO, которое выступает лишь механизмом получения объективного рыночного индикатора стоимости. Более того, учитывая, в том числе, высокую стоимость капитала, привлекаемого через выход на публичный рынок, необходимо четко понимать, что проведение IPO должно являться осознанным и хорошо просчитанным шагом компании на пути реализации долгосрочной стратегии максимизации стоимости ее бизнеса. С точки зрения стратегии компании важно также разделять выход на IPO, как механизм: а) привлечения капитала для развития компании, когда более дешевые источники исчерпаны; б) получения средств акционерами для использования в альтернативных целях, не связанных с бизнесом компании (cash-out). К сожалению, пока необходимо констатировать тот факт, что выход российских компаний на IPO обусловлен в большинстве случаев имиджевыми факторами, следованием буму и моде, нежели стратегическими факторами и задачами максимизации стоимости компании для акционеров. В отдельных случаях компании выходят на IPO явно несвоевременно, не удовлетворяя даже элементарным экономическим параметрам (объем выручки, этап жизненного цикла компании и др.), обуславливающим нижний порог эффективности IPO (как это произошло, например, с компанией «Хлеб Алтая»). Что касается более крупных компаний, то, в частности, Deutsche UFG приводит данные о том, что лишь у четверти российских компаний, прошедших IPO (всего около 40 компаний), акции обогнали индекс РТС, а остальные — отстали от рынка. Например, бумаги «Пятерочки» после IPO подорожали на 48%, а индекс — на 141%, «Вимм-Билль-Данна» — на 76% против 449%, «Лебедянского» — на 71% против 144%. По ряду крупных IPO в среднесрочной перспективе были зафиксированы даже случаи падения цены ниже уровня размещения, например ВТБ, АПК «Черкизовский», Amtel. Таким образом, анализ рынка позволяет свидетельствовать о том, что для большинства российских компаний IPO пока не является четко осознанным и просчитанным стратегическим шагом, направленным на управление и рост стоимости компании.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.