Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы процесса психологического консультирования




ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

Психологическое консультирование предъявляет к консультанту определённые морально-этические требования, без следования кото­рым работа не может быть успешной. Профессиональная этика кон­сультанта сводится к следующим положениям.

По аналогии с морально-этическим кодексом врача; основным нор­мативом работы консультанта можно назвать принцип «прежде всего — не вреди». Независимо от формы и метода психологическое воздействие в процессе консультирования не должно быть для клиента психотравмирующим, ухудшать его состояние, снижать самооценку. Общение с консультантом не должно представлять для клиента дополнительной психологической нагрузки.

Вторым принципом является принцип «психологической тайны» — то есть запрет на разглашение конфиденциальной информации, полу­ченной в ходе консультирования. Заключение и выводы по результатам работы с клиентом, предназначенные для передачи официальным лицам, должны быть сформулированы в форме, учитывающей интере­сы клиента, и доведены до его сведения. При возникновении спорных вопросов консультант должен представлять интересы клиента.

Следующий принцип профессиональной этики связан со стилем и методами общения в процессе консультирования. Ведущий принцип 'работы — сотрудничество с клиентом в его интересах и общение с ним на паритетных началах. Недопустимы какие-либо формы унижения, проявления неприязни, высокомерия, либо насмешки. Рекомендуемый стиль общения предполагает терпение, умение выслушать, приветливость, доброжелательность, доверие к личности клиента. Учитывая естественную склонность человека к психологической защите, не следует требовать полной откровенности и стремиться по­лучить, излишнюю для данной работы информацию. Явное нежелание клиента участвовать в консультации является достаточным поводом для ее прекращения.

Заключительный принцип работы консультанта — принцип посто­янного профессионального самосовершенствования. Это означает вы­сокий уровень контроля и анализа собственного поведения во время работы, признание и исправление совершенных ошибок, понимание пределов собственной компетентности. В случаях нехватки профессиональных знаний и опыта консультанту следует переадресо­вать клиента более опытному специалисту, либо организовать психо­логический консилиум (19).

 

а) Подготовительный этап консультирования

На данном этапе устанавливается график и очередность кон­сультирования. Консультант по возможности осуществляет сбор информации о будущих клиентах, проводит предварительные, беседы с официальными лицами (воспитателями, преподавателями) и людьми из ближайшего окружения клиента. При необходимости психолог подбирает и готовит методики для дополнительного психодиагностиче­ского тестирования клиента. В результате анализа полученной инфор­мации консультант составляет предварительный план работы, намеча­ет наиболее эффективные методы психологического воздействия и стиль общения с клиентом.

б) Основной этап консультирования

Основной этап консультирования — это беседа психолога с клиентом. Она представляет собой естественный непрерывный процесс, мягко и тактично контролируемый и направляемый консультантом. В развернутом виде основной этап включает несколько обязательных стадий (фаз), переходящих друг в друга.

Первая фаза — психологическая настройка консультанта. Она начинается задолго до приглашения клиента в кабинет и завершается с первыми словами взаимных приветствий. В течение первой фазы психолог освежает в памяти всю сумму сведений об очередном клиенте, намеченный на предварительном этапе план и оптимальный стиль кон­сультирования.

Вторая фаза — взаимные приветствия будущих собеседников и их представление друг другу.

Первое, что должен сделать консультант после приветствия — предложить человеку сесть и чувствовать себя как дома. Необходимо дать клиенту возможность освоиться и осмотреться в помещении в течение одной — трех минут. Именно на этой стадии работы снимается чувство смущения, напряжения и устанавливается психологический контакт, взаимопонимание между участниками бесе­ды. Этому способствуют мягкая шутка, к месту рассказанный анекдот или история из жизни.

Третья фаза — заключение «договора-контракта» между психоло­гом и клиентом.

Психолог уясняет первичный запрос и требования клиента к предстоящей консультации, принимает решение о ее прове­дении либо отказе от консультации и направлении клиента к другому специалисту. После этого консультант в деловом и конкретном стиле доводит до сведения клиента цель, задачи и регламент консультирования, сообщает ему об этических принципах работы, защищающих интересы клиента, его правах и обязанностях. Именно в это время формируется либо усиливается позитивная мотивация клиентах предстоящей работе. На этой стадии консультирования необ­ходимо активное участие обеих сторон. В результате правильно заклю­ченного контракта достигается взаимопонимание, намечается програм­ма сотрудничества психолога и клиента, распределяются роли, формируется чувство психологической безопасности и доверия к кон­сультанту.

Четвертая фаза — так называемая фаза «исповеди». Психолог задает клиенту прямой вопрос примерно следующего содержания: «Рас­скажите подробно, что Вас ко мне привело?» Этот вопрос дает начало стадии «исповеди», во время которой человек имеет возможность «вы­говориться», откровенно и эмоционально рассказать о волнующих его проблемах. Опытные консультанты отводят этой стадии не менее двух третей времени основного этапа консультации, но не более часа. На стадии исповеди консультант большую часть времени молчит, но активно слушая, поддерживает клиента, выражает ему свой интерес и сочувствие средствами невербальной коммуникации (мимикой, жес­тами, позами, междометиями и др.). При необходимости возможны короткие уточняющие и наводящие вопросы в русле основной линии повествования клиента - Параллельно на этой стадии происходит интенсивный анализ получаемой информации, формулируется гипоте­за о причинах психологических проблем клиента и намечаются до­полнительные вопросы, которые будут заданы ему на следующей фазе.

Пятая фазафаза активного расспроса клиента и получения до­полнительной психологической информации;

Психолог задает ряд це­ленаправленных вопросов для уточнения психологического диагноза и проверки собственной гипотезы об источнике проблем клиента. При необходимости на этой стадии уместно предложить консультируемому выполнить ряд психологических тестов. Перечень методик можно варьировать, но целесообразно включить в него методы оценки эмоционального состояния и психического здоровья, оценки индивиду­ально-типологических и личностных особенностей, оценки мотивационно-ценностной структуры личности и сферы межличност­ных отношений. Короткие методики выполняются непосредственно в ходе консультирования, более трудоемкие предлагаются в форме «до­машнего задания».

 

Рекомендуемые методики:

· шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (для выявления эмоциональной дискомфортности);

· методика «Ценностные ориентации» Рокича (для выявления мотивационно-ценностной структуры личности и определения направ­ления, форм и способов психологического воздействия);

· типологический опросник темперамента Д.Кейрси (для выяв­ления типологических особенностей и выбора индивидуально-ориентированной стратегии взаимодействия с клиентом);

· тест Люшера (для определения актуального состояния и индивидуальных особенностей);

· методика «Неоконченные предложения» (для определения зон психологического конфликта);

· стандартизированный метод изучения личности СМИЛ (для оценки психологического здоровья и особенностей актуального состо­яния).

В результате пятой фазы консультант формирует обоснованное мнение о причинах психологических затруднений клиента и намечает конструктивные пути их преодоления. На этой стадии консультант не сообщает свое мнение клиенту.

Шестая фаза консультирования является решающей по своей значимости и требует от консультанта максимальной мобилизации, собранности, профессионального мастерства. Содержание этой стадии — совместная интерпретация психологических проблем клиента. Кон­сультанту не следует в категоричной форме предъявлять клиенту свое понимание ситуации, здесь лучше подойдут фразы типа: «Мне кажется, что дело в том-то», или «Здесь прослеживается связь с тем-то». При этом следует внимательно наблюдать за реакцией человека и оценивать сте­пень его согласия с предлагаемыми интерпретациями. Если согласие достигается, данная версия принимается за основу обоими участниками консультирования. Но если предположение не вызывает никакой реакции и оставляет клиента равнодушным, консультанту приходится от него отказаться и искать другое решение. Однако, если клиент бурно протестует против предложенного толкования, считая его абсолютно неверным, можно предположить, что консультант близок к самой сути проблемы. В этом случае необходимо проявить максимальную сдержан­ность и, игнорируя возможные агрессивные выпады со стороны клиента, подробно обосновать правоту своей позиции, преодолеть сопротивление собеседника. Таким образом, шестую фазу можно считать успешно завершенной, если достигнуто взаимоприемлемое понимание причин психологических проблем и трудностей клиента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.