Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель психологической помощи школьникам




Состояние социально-психологической зрелости учебных групп.

В целом, учебные группы находятся на среднем уровне социально-психологической зрелости, а 8 класс не достиг и этого уровня (Табл. 12).

Таблица 12

Социально-психологическая характеристика классов

Класс   Направлен­ность актив­ности Организа­ционное единство Интеллекту­альное единство Эмоцио­нальное единство Волевое единство  
  11,4   12,3   12,6   ПД   14,7  
  10,8   12,0   12,5   10,3   12,5  
  11,7   12,7   12,6   12,7   12,4  
  9,7   13,2   12,2   9,2   10,0  

 

Данные показатели можно охарактеризовать как средние, а в 8 клас­се даже как низкие, особенно по факторам направленности, активности и эмоциональному единству. По всей видимости, это во многом обуслов­лено возрастными особенностями. Нужно подчеркнуть, что к старшим классам все показатели несколько повышаются. Тем не менее, ни один из классов не только не приближается к уровню развития коллектива, но находится где-то на уровне «корпорации» или даже «ассоциации».

Было проведено исследование межличностных отношений у тревож­но-депрессивных подростков в условиях санатория с использованием шкалы оценки личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера, шкалы депрессии, адаптированной Т.И. Балашовой и методики «Т и Д». Из 4973 подростков выявлен 1591 с тревожно-депрессивными рас­стройствами. Из них 530 человек имеют ситуативную депрессию, 901 - высокую личностную тревожность и 160 - смешанную форму. Кроме того, при помощи методики Р. Сишора, социометрии, методики изучения атмосферы в группе изучался психологический климат и внутригрупповые взаимоотношения одноклассников. Оказалось, что в 1010 случаях подростки не удовлетворены взаимоотношениями со сверстниками, атмосферу в классе видят холодной и недоброжелательной. Подростки с высокой личностной тревожностью и депрессией чувствуют себя «отрезанными» от других. Причем многие подростки, испытывающие чувство изолированности, неадекватно оценивают свою роль в обще­нии с одноклассниками (метод социометрии). Угадывание испытуемы­ми выборов, сделанных одноклассниками по отношению к ним/больше склоняются к отрицанию своей личности, хотя в реальных отношениях многие «тревожные» подростки приняты своими сверстниками.

1-й день пребывания - собрание учителей с целью ознакомления с детско-подростковыми проблемами и возможностями оказания этим ребятам психологической помощи. Распределение времени посещения психолога между каждым отрядом.

2-3-й день - знакомство с детьми и подростками, объяснение с ка­кими проблемами они могут обращаться к психологу. Проведение груп­повой психодиагностики на выявление тревожности, депрессии и пр.

4-й день - обработка результатов проведенной психодиагностики, написание заключения.

5-6-й день - индивидуальное обсуждение с детьми и подростками результатов психодиагностики, вопросов отклонения и путей их устра­нения.

7-й день - сообщение учителям о детях, нуждающихся в психоло­гической помощи. Установление времени занятий. Рекомендации учи­телям в плане поведения с тревожно-депрессивными детьми и подрос­тками.

8-20-й день - проведение психологического тренинга в группах де­тей и подростков, нуждающихся в психологической помощи (по 10-12 человек в группе). Оказание психологической помощи детям и подрост­кам в индивидуальном порядке. Психологическое консультирование об­ратившихся самостоятельно и оказание им психологической помощи.

21-й день - проведение повторной психодиагностики тревожно-де­прессивных детей и подростков с целью обнаружения изменений в их самочувствии и настроении после принятия лечебных процедур и пси­хологической помощи.

22-й день - отъезд. Обработка результатов психодиагностики, на­писание общего заключения.

Детский праздник в санатории (ведущий – Генеральный директор, кандидат психологических наук В.И. Скурятин)

При групповом и индивидуальном консультировании использова­лись и другие методики исследования:

1. Шкала депрессии.

2. Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы: направленность деятельности группы, организованность груп­пы, психологическое единство группы, психологический климат коллектива.

3. Методика САН.

4. Методика «Т и Д».

5. Метод аутоидентификации и идентификации по словесным ха­рактерологическим портретам. Э.Г. Эйдемиллер.

6. Цветовая карта самочувствия на каждый день пребывания в са­натории.

7. Контент-анализ.

8. Метод социометрии.

9. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

10. Определение направленности личности - ориентационная анкета.

11. Тест Рукавишникова по изучению межличностных отношений.

12. Опросник по изучению конфликтов.

Таким образом, вышеперечисленная совокупность методик позво­лила получить достаточно полные данные об особенностях личности, межличностных отношениях, эмоциональных нарушениях и построить модель психологической помощи подросткам в период их пребывания в санатории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.