Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование психологического климата в учебных группах




В целях изменения отношения к окружающим и самому себе были организова­ны тренинговые группы.

В программе были выделены три этапа: ознакомительный, этап са­мораскрытия и развивающий. В ходе занятий прорабатывались такие основные аспекты, как развитие доверия к окружающим, осознание

различных видов мотивов межличностных отношений, развитие пред­ставлений о ценности другого человека и себя самого, а так же усвоение способов разрешения собственных проблем.

На психологический тренинг ходили группы по 8-12 человек. Занятия были по 2 часа. Продолжительность занятий - 6 дней. Группы были разновозрастные. Всем ребятам было интересно участвовать в иг­рах и упражнениях, хотя они и проявляли робость (на первом занятии). Когда все познакомились друг с другом, общение стало проходить бо­лее оживленно. Психолог поощрял ребят к общению с малознакомыми членами группы. В процессе беседы друг с другом ребята не только пре­одолевали барьер замкнутости, но и узнавали друг о друге что-то новое, интересное, а главное - находили нечто сходное между собой. На пер­вом занятии «Знакомство» было предложено упражнение «Мое имя и как я к нему отношусь». В группе, естественно, были и те, кому не нра­вится собственное имя из-за того, что оно длинное или редкое. Ребята, довольные своим именем, выражали противоположные эмоции («оно редкое, поэтому нравится мне», «оно длинное, мелодичное, красивое» и т.д.) и тем самым оказывали некоторую поддержку «недовольным». Упражнение «Описание себя незнакомому» оказалось для ребят не лег­ким. Очень редко ребята описывали свое тело, рост, волосы, заменяя все это яркой одеждой, газетой в руках. На занятиях мы изучали особеннос­ти вербального и невербального общения, пытаясь определить по жес­там, позе, мимике характер каждого члена группы, прорабатывали и за­крепляли «позу» уверенного человека.

При помощи методов (упражнений) телесной терапии учили рас­слаблять свое тело, снимать усталость. Бурные эмоции вызвало уп­ражнение «Мое отношение к телу». Практически все ребята были не­довольны своим телом. Кто-то смог поделиться своим недовольством с группой, а кто-то оставил все при себе. Но по окончании упражнения многие высказали друг другу пожелания, тем самым поддерживали друг друга. На заключительном занятии все ребята высказали друг другу свое мнение по поводу впечатлений, которые получили друг о друге. Многие говорили, что занятия помогли обрести уверенность, способствовали развитию навыков общения.

Атмосфера праздника в каждом коллективе

 

Кроме того, исследовалась групповая сплоченность (методика изу­чения атмосферы в группе, методика «Индекс групповой сплоченности» Сишора). Изучение социально-психологического климата позволяет отметить, что дети за время пребывания в санатории и после посеще­ния занятий стали более сплоченными и дружными. Приведем общие сравнительные данные о вышеуказанных подростках по этим методи­кам в начале потока (до занятий) и в конце (после).

До тренинга - после тренинга:

Дружелюбие 4,9 - 5,6 балла.

Согласие 4,8 - 5,3 балла.

Удовлетворенность 4,2 - 5,8 балла.

Увлеченность 5,6 - 6,1 балла.

Теплота 4,3 - 4,6 балла.

Взаимная поддержка 4,1 - 5 баллов.

Возросшие показатели свидетельствуют о доброжелательности во взаимоотношениях и готовности прийти на помощь в трудной ситу­ации. Индекс групповой сплоченности в начале потока был равен 14,5 балла, а в конце потока - 15 (максимальный балл - 18). Это хороший показатель. Подобная атмосфера способствует не только продуктивно­му общению и взаимодействию ребят друг с другом, но и здоровому от­дыху.

Таким образом, психологические занятия в группах дали хорошие результаты. В школе никто не занимается специальной организацией де­ятельности общения. Это важнейшее условие развития личности пуще­но на самотек: как у кого из подростков оно сложится или не сложится - взрослых мало волнует, главное, чтобы дети учили уроки. Поэтому мы пытаемся организовать ведущую для подростков и старшего школьного возраста деятельность, создать внутри этой деятельности атмосферу со­трудничества, взаимного доверия ребят друг с другом, ребят и взрослых.

Во время групповых тренинговых занятий выявлялся ряд детей с внутриличностными конфликтами. С ними, а также с детьми, обратив­шимися по собственной инициативе, индивидуально проводилось пси­хоконсультирование, личностно ориентированная, патогенетическая (реконструирующая) психотерапия, позволяющая изменить отношение к проблеме и улучшить настроение. Также использовался метод внуше­ния в гипнотическом состоянии с применением релаксационной музы­ки (Моцарта и звуки океана). Внушение было направлено на улучшение сна, аппетита, настроения. Все это способствовало созданию позитив­ного психологического климата в группах, улучшению межличностных отношений, устранению некоторых соматических симптомов, таких как энурез, тики, а также улучшению коммуникабельности детей.

У медицинского и обслуживающего персонала выработана установ­ка на заботливое отношение к детям. Они делают все возможное, чтобы пребывание в санатории для них было максимально комфортным, а ле­чение принесло должный эффект.

В течение первых двух дней каждый ребенок проходит медосмотр, где получает назначение на необходимое лечение и физиопроцедуры. Чтобы дети не считали себя больными, медперсонал не фиксирует вни­мание на лечении, а разъясняет, что физиотерапевтические процедуры укрепляют физическое и психическое состояние, прибавляют силы. Сами физиотерапевтические процедуры были психологически опосре­дованы как врачами, так и медсестрами. В дальнейшем планируется ряд физиотерапевтических процедур проводить на фоне специально разра­ботанной музыкотерапевтической программы.

В программе использовалась и предметная психология. Чтобы пре­бывание в санатории не было монотонным и однообразным, для детей организуются экскурсии, посещения Задонского монастыря, ребята уз­нают о православной церкви, воспитываются в духовном плане, в чис­тоте чувств человеческих отношений. Для воспитания нравственных свойств личности включается посещение театра с определенным содер­жанием пьес, где показано, что добро побеждает зло. Поездки в заповед­ник, зоосад, цирк и окружающий ландшафт создают внутренний ком­форт и общение с природной красотой. В свободное время проводятся различные конкурсы, концерты, КВН, спортивные соревнования, где дети являются активными участниками. Это способствует проявлению дружеских отношений со сверстниками, умению взаимодействовать с другими, что повышает творческую активность.

Все это привело к значительному снижению уровня тревожности и состояния депрессии, позволило разрешить внутриличностные конф­ликты и наладить межличностные отношения во временном коллекти­ве, что способствовало созданию позитивного психологического клима­та и повышению эффективности терапии в условиях санатория.

Таким образом, происходит выработка навыков общения, взаимо­действия со сверстниками и взрослыми, формируется позитивная сис­тема отношений с окружающими, т.е. за короткое время пребывания в санатории формируются элементы социализации личности.

В конце заезда проводилось повторная психодиагностика, результа­ты которой показали, что 78 % детей отмечают улучшение своего психо­логического состояния. Они его характеризуют ощущением комфорта, спокойствия. 11 % отмечают грусть и сожаление из-за того, что пришла пора уезжать и расставаться с новыми друзьями. 11% не хотят возвра­щаться домой из-за психотравмирующих факторов (пьянство одного или обоих родителей, конфликтные отношения в семье или в школе и т.п.). Желание детей приехать в санаторий вновь является подтверж­дением того, что дети удовлетворены отдыхом.

Таким образом, проведенное исследование показало, что у детей сформировались только хорошие впечатления о санатории.

Кроме того, анкетные данные дают возможность нам планировать развлекательную программу, учитывая интересы детей, а также следить за тем, чтобы дети получили не только отдых и развлечение (как они планируют), но и лечение, которое является основным в санатории.

В групповых занятиях использовались тренинговые игры.

1. Знакомство.

Задача: установить контакт между участниками группы, создать ат­мосферу свободы и открытости.

Упражнение «Мое имя и как к нему отношусь». Время 20 минут.

Ведущий: «Каждый участник группы называет свое имя и рассказы­вает о своем отношении к нему. Возможно, вы вспомните какие-нибудь интересные истории или невероятные события своей жизни, связанные с вашим именем или прозвищем. Расскажите, нам это интересно».

После того как все выскажутся, проводится опрос самочувствия и степени удовлетворенности работой каждого члена группы. В этот мо­мент люди учатся выражать свои мысли, говорить о своих ощущениях, впечатлениях.

Упражнение: «Опишите себя незнакомому». Время 40 минут.

Ведущий: «Вам предстоит встреча с незнакомым человеком. Заранее по телефону вы договорились о месте и времени. «А как я могу узнать вас?» - спрашивают на том конце провода. Ваша задача описать себя так, чтобы человек не ошибся и ему нетрудно было понять, что это именно вы».

Как и в первом упражнении, так и здесь психолог отслеживает опре­деленную диагностику.

В конце обсуждения можно высказать друг другу пожелания.

Упражнение: «По одежке встречают...»

Ведущий: «Каждый раз, при встрече нового человека, у нас созда­ется о нем какое-то впечатление, часто оно не ошибочно. Сейчас мы попробуем поделиться своими первыми впечатлениями друг о друге. Вы получаете карточку, на которой написано имя одного из участников, а также лист бумаги, где есть вопрос: «Кто я?». Ваша задача - написать 10 пунктов, отвечая на этот вопрос за человека, чье имя у вас на карточке. И еще одно условие: никто не должен знать, кто о ком пишет. По окон­чании работы листочки раскладываем на столе рабочей стороной вверх. Затем, когда все будет разложено, каждый подойдет и выберет тот лис­ток, на котором, как ему кажется, написано от его имени. При обсужде­нии ответить на вопросы:

1. Удовлетворены ли вы тем, что написано на полученном листоч­ке?

2. Что вызвало удивление, произошли ли «открытия»?

3. Что вызвало наибольший интерес в процессе работы?

4. Какие трудности испытывали при выполнении упражнения?

2. Развитие групповой сплоченности.

Задача: создать атмосферу дружелюбия и открытости, установить контакт между участниками.

Упражнение. Разбиться на пары. Партнеры смотрят друг другу в гла­за, общаются глазами 5 минут. По окончании обсудить впечатления в кругу.

Упражнение: «Через стекло». Время 30 минут.

Каждый участник по очереди пытается всем остальным передать информацию через воображаемое стекло. Группа определяет по его жестам, позе и мимике, что он хочет сказать. Когда закончит последний участник, обсудить.

Упражнение: «Скульптор и воск». Время 15 минут.

Участники делятся на пары. Скульптор «лепит» из воска какую-либо эмоцию, все остальные угадывают. Активное слушание. Выполнять в па­рах, каждому по 5 минут. В конце обсуждение.

Игра «Ассоциация» 30 минут.

Ведущий выходит за дверь, группа загадывает какого-либо члена группы. Ведущий заходит и начинает каждому участнику задавать кос­венные вопросы о загаданном. Таким образом, участники получают не­которую информацию о том, как их воспринимают в группе.

3. Методы телесной терапии, направленные на осознание своего тела. Все упражнения проводятся под спокойную музыку.

Упражнение. Время 15 минут.

Представить себя каким-либо животным, стать им и изобразить его, взаимодействуя с другими «животными».

Упражнение «Живые руки». Время 15 минут.

Завязать глаза, разбиться на пары. Выполнить по инструкции:

1. Станьте своими руками, почувствуйте себя руками.

2. Протяните руки на встречу друг другу.

3. Познакомьтесь руками 3 минуты.

4. Поговорите руками 3 минуты.

5. Поссорьтесь руками 3 минуты.

6. Помиритесь 3 минуты.

7. Поговорите еще руками 3 минуты.

8. Попрощайтесь 3 минуты.

По окончании обсудить.

Упражнение «Дождик». 20 минут.

Разбиться на пары. Один изображает дождик, касаясь руками тела партнера. Затем обсудить.

Упражнение «Мое отношение к своему телу».

Каждый участник говорит о своем отношении к телу. В этом упраж­нении отслеживается проблематика.

4. Заключительная встреча.

Упражнение «Уверенное, неуверенное и агрессивное поведение». 30 минут, возможно и больше.

Каждому участнику предлагается ситуация, на которую он должен отреагировать уверенно, неуверенно и агрессивно. После идет группо­вое обсуждение.

Упражнение «Администратор в гостинице». 30 минут.

Разбиться на пары. Один - администратор, а другой - посетитель гостиницы, которому нужен свободный номер. Задача администрато­ра - отказать в просьбе, задача клиента - уговорить администратора. Каждый партнер должен побыть в роли и того, и другого. По окончании обсудить.

Заключительный круг 10 минут.

Каждый участник делится своими впечатлениями о других членах группы и о занятиях.

Многие говорили, что занятия помогли им обрести уверенность, способствовали развитию навыков общения. Для некоторых занятия были развлекательными, такие ребята приходили просто поиграть, провести время. Но важно заметить, что даже у этих ребят наблюдается снижение тревожности и депрессии.

Таким образом, тренинговые занятия показали неплохие резуль­таты. Поэтому мы надеемся, что поиск специальных методов и техник, специально созданные условия проведения психотерапии помогут нам правильно организовать психологическую службу в санатории, и отды­хающие смогут не только получить здесь необходимый отдых, нужное медицинское лечение, но и обрести душевное равновесие, гармонию с самим собой и окружающими, что будет создано совместными усили­ями самих отдыхающих и психологов, психотерапевтов, работающих в санатории.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.