Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неопределенность результатов измерений 1 страница




1429 – 2008

بسم الله الرحمن الرحيم

و به أستعين

Некоторые положения связанные с могилами [1]

 

Хвала АЛЛАhу Господу миров. Мир и благословления Его последнему Пророку.

Скажу, а АЛЛАh наделяет успехом.

В этой статье мне хотелось бы пояснить некоторые важные вопросы в теме связанной с могилами и строительства на них.

Сегодня некоторые малознакомые с Шариатскими науками мусульмане, говоря о серьезных вопросах, часто говорят в них без знания, а переводя с арабского или английского, зачастую придают некоторым смыслам, пространные значения, далеко не отражающие их шариатско-терминологического значения.

 

Что такое "Макруh" в Шариате?

 

]وَأَمَّا الْمَكْرُوهُ فَهُوَ لَفْظٌ مُشْتَرَكٌ فِي عُرْفِ الْفُقَهَاءِ بَيْنَ مَعَانٍ أَحَدِهَا: الْمَحْظُورُ ، فَكَثِيرًا مَا يَقُولُ الشَّافِعِيُّ رَحِمَهُ اللَّهُ " وَأَكْرَهُ كَذَا " وَهُوَ يُرِيدُ التَّحْرِيمَ الثَّانِي: مَا نُهِيَ عَنْهُ نَهْيَ تَنْزِيهٍ ، وَهُوَ الَّذِي أَشْعَرَ بِأَنَّ تَرْكَهُ خَيْرٌ مِنْ فِعْلِهِ وَإِنْ لَمْ يَكُنْ عَلَيْهِ عِقَابٌ كَمَا أَنَّ النَّدْبَ هُوَ الَّذِي أَشْعَرَ بِأَنَّ فِعْلَهُ خَيْرٌ مِنْ تَرْكِهِ الثَّالِثِ: تَرْكُ مَا هُوَ الْأَوْلَى وَإِنْ لَمْ يُنْهَ عَنْهُ ، كَتَرْكِ صَلَاةِ الضُّحَى مَثَلًا لَا لِنَهْيٍ وَرَدَ عَنْهُ وَلَكِنْ لِكَثْرَةِ فَضْلِهِ وَثَوَابِهِ قِيلَ: فِيهِ إنَّهُ مَكْرُوهٌ تَرْكُهُ.[ الكتاب: المستصفى.ص 125

Имам аль-Гъазали аш-Шафи’и, да смилуется над ним АЛЛАh, говорит:

"А что по поводу "Макруhа", то [надо знать], что оно является выражением, собирающее в себе не один смысл, в традиции [Ученых] Факъиhов.

Среди этих смыслов, следующие:

Первое: ["Макруh"] значит "ма х зур" (запрещенное); и многое из того, что говорил Имам аш-Шафи’и, да смилуется над ним АЛЛАh: "[ وَأَكْرَهُ كَذَا ] Я считаю, это не желательным ", то он имел ввиду "та х рим"(запрет).

Второе: ["Макруh"],- это то, от чего отстраняли, ["караhат ат-танзих"] отстранением очищения. Оставление этого лучше, чем совершение его, даже если за это не будет наказания. Это как [в случае] с "мандубом", - совершение этого лучше, чем оставление его.

Третье: ["Макруh"],- это оставление того, что приоритетнее [было бы выполнить], даже если не порицается оставление этого [в принципе]. Как к примеру, оставление молитвы "ад-Ду х а" [2], ["Макруh"] не потому что пришло порицание этого [т.е. оставления молитвы "ад-Ду х а"], а за ее большие преимущества; потому сказано, что "Макруh" (не желательно) оставление ее". Имам аль-Гъазали, в своей книге по "Основам Фикъhа", - "аль-Мустосфа", стр. 125.

Не договаривают те, кто в этом вопросе, говорит: "Строительство на могиле находящейся на собственной земле [3], является не запрещенным", не указывая на то, что в оставлении подобного строительства есть награда.

Факъиh, Я х ья ибн Муса ибн Рамадан, Шарафу-дин аль-Амратий аш-Шафи’и, умер в 989 г., да смилуется над ним АЛЛАh, говорит:

و ضابط المكروه عكس ما ندب - كذلك الحرام عكس ما يجب

" А норма нежелательности, есть противоположное желательному,

Подобно как, запретное противоположно обязательному ".

"Назм аль-Варакьат", Имама аль-Джувейни.

Автор, Шарафу-дин аль-Амратий аш-Шафи’и.

] المندوب:هو ما في فعله الثواب, و لم يكن في تركه العقاب و عكسه, هو تعريف المكروه, و هو ما في تركه الثواب و لم يكن في فعله العقاب.[

Пояснение:

"Мандуб" - (рекомендуемое, желательное),- это то, в совершении чего будет награда, и не будет в оставлении этого наказания. Противоположным же этому является " Макруh ".

" Макруh " - (не рекомендуемое, не желательное),- это то, в оставлении чего будет награда, и в совершении чего не будет наказания.

 

В “Усуль-Фикъh”, есть 5 видов " Х укма" (правового постановления):

1) "Ваджиб" (или "Фард") - Обязательное; за выполнение этого будет награда, а за оставление грех и наказание.

2) "Мандуб" (или по другому “сунна”) - Желательное (рекомендуемое); за совершение этого будет награда, за оставление не будет наказания.

3) " Макруh " (или по другому “караhат”) - Не желательное (не рекомендуемое); за оставление этого будет награда, а совершение не будет наказания.

4) " Х арам" - Запрещенное; за совершение этого будет грех и наказание, а за оставление будет награда.

5) "Муба х " - К этому виду относится все остальное, что не пришло в Шариате как относящееся к "Ваджибу", "Мандубу", "Макруhу" и " Х араму".

و ليس في المباح من ثواب - فعلا و تركا بل و لا عقاب

И нет в "муба х е" из награды ничего,

Хоть делай, а хоть оставляй его.

и не накажет за него, [тебя никто].

"Назм аль-Варакьат", Имама аль-Джувейни.

Шарафу-дин аль-Амратий аш-Шафи’и.

Тут, мне хотелось бы дать четкое определение " Х укма" строительства на могилах на тех землях, которые принадлежат умершим и их наследникам и пояснить его.

Как ясно из слов большинства Ученых нашей Уммы,- это относится к "Макруh"[4], и это означает, что за оставление этого будет награда, а за совершение не будет наказания. "Мубах" означает, что за это действие нет ни награды, ни наказания.

Тогда у меня появляются вопросы; что же подталкивает людей на подобное строительство?

· Мы желаем блага?

Но ведь благо в оставлении "Макруhа".

· Наличие лишних финансовых средств?

Но ведь наша Умма, истекает кровью "шаhидов" и слезами сирот, вдов, и бедняков.

· Таким образом, нам сегодня хотят напомнить о наших праведных предках и Ученых?

Но ведь наши Университеты и "мадраса", стоят в плачевных состояниях, и их крайне не хватает. Ученые, наследники Пророка, и по сей день, живы, и всегда АЛЛАh будет избирать "Абдалей" [5], чтоб продолжилась эта религия, и достигла тех пределов, куда достигает день и ночь. Так зачем же покидать живых Ученых,- чтоб посещать умерших? Нет, я не говорю о нежелательности посещения могил, я лишь хочу указать на то, чтоб мы больше побуждали мусульман сегодня идти к живым Ученым, идти в Исламские учебные заведения, обустраивать их, делать так, чтоб Исламское образование стало доступным и качественным. Чтоб строились не гробницы и усыпальницы, засыпанные золотом и обвешанные тряпками, а строились Университеты и школы, где будет даваться высокое и качественное образование, и преподаваться все науки необходимые сегодня человеку. Ведь расходовать средства на эти цели нам "Ваджиб" [обязательно], так почему же мы оставляем "Ваджиб" и расходуем их на "Макруh" [нежелательное], либо побуждаем к этому?

 

Далее, я отмечу следующее. Оставление дел, которые не делал посланник АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и приветствует, и не делали его благородные сподвижники, да будет доволен ими АЛЛАh, в делах связанных с практикой похорон, оказания почета и уважения покойному при похоронах, и после его погребения, что так же выражается в обустройстве его могилы.

“Са х абы” (сподвижники) и “Таби’ины” (последователи “Са х абов”), хоронили величайших Ученых, Праведников и любимцев АЛЛАhа, из "Ансаров" и "Муhаджиров", и без сомнения оказали достойную им почесть в похоронах. И не думаю, что кто-нибудь сможет предположить что “Са х абы” и “Таби’ины”, хороня любимцев АЛЛАhа, упустили какое-либо желательное действие, которое бы несло в себе благой пример для последующих поколений мусульман. Поэтому я хотел бы обратить ваше внимание, на слова Имама аш-Шафи’и, да смилуется над ним АЛЛАh, которые я приведу чуть ниже.

]وأحب ان لا يزاد في القبر تراب من غيره وليس بأن يكون فيه تراب من غيره بأس إذا إذا زيد فيه تراب من غيره ارتفع جدا وإنما أحب أن يشخص على جه الارض شبرا أو نحوه وأحب أن لا يبنى ولا يجصص فإن ذلك يشبه الزينة والخيلاء وليس الموت موضع واحد منهما ولم أر قبور المهاجرين والانصار مجصصة (قال الراوى) عن طاوس: إن رسول الله صلى الله عليه وسلم نهى أن تبنى القبور أو تجصص (قال الشافعي) وقد رأيت من الولاة من يهدم بمكة ما يبنى فيها فلم أر الفقهاء يعيبون ذلك فإن كانت القبور في الارض يملكها الموتى في حياتهم أو ورثتهم بعدهم لم يهدم شئ أن يبنى منها وإنما يهدم أن هدم ما لا يملكه أحد فهدمه لئلا يحجر على الناس موضع القبر فلا يدفن فيه أحد فيضيق ذلك بالناس[. الكتاب: الأم

Говорит Имам аш-Шафи’и, да смилуется над ним АЛЛАh: "Я считаю, что не следует добавлять к могиле, песок не из нее [т.е. кроме того песка, что был вырыт копая могилу], но, однако не беда, если он будет добавлен с условием, что [могила] не будет слишком возвышаться. Я считаю что [могиле] следует возвышаться над землей лишь на " шибр " [пядь руки], или что-то около того. Я считаю, что не надо строить на могилах и гипсовать их, потому что это походит на украшение, а в этом не нуждается покойный.

Я не видел ни одной могилы "муhаджиров" и "ансаров" покрытой гипсом. [Приводит передатчик] от Тавуса; что посланник АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и приветствует, порицал от того, чтоб строить на могилах или гипсовать их. [Сказал аш-Шафи’и] Я видел из правителей [Мекки], тех, кто разрушал в Мекке то, что стоили в ней [на могилах], и я не видел [Ученых] Факъиhов, которые бы выражали на это [свое] порицание.

Если могилы, находятся на земле, которыми владели умершие при жизни, или владеют [этой землей] их наследники, то не разрушается построенное на них, разрушается то, что построено на той земле, которой не владеет никто. И разрушение этого [вызвано тем], чтоб не мешало людям строение на могиле, [из-за чего] будет [невозможно] хоронить других". Имам аш-Шафи’и "аль-Умм".

В словах Имама аш-Шафи’и, нам открывается важный пример действия “Са х абов” и “Таби’инов”, касающийся правил похорон и оказания почета и уважения умершим после них. Думаю не надо никому доказывать, что они наидостойнейшие творения АЛЛАhа после Пророков (мир им), чтоб следовать им в подобном примере, и, что они были самыми знающими в нашей Умме и самыми старающимися преуспеть и не упустить ничего благого, в делах несущих успех в этом “Дуния” и в “Ахирате”.

 

ГоворитИмам ан-Навави, да смилуется над ним АЛЛАh:

]قال المصنف رحمه الله * ولا يزاد في التراب الذى أخرج من القبر فان زادوا فلا بأس به * ويشخص القبر من الارض قدر شبر لما روى القاسم ابن محمد قال " دخلت علي عائشة فقلت اكشفي لي عن قبر رسول الله صلي الله عليه وسلم وصاحبيه فشكفت عن ثلاثه قبور لا مشرفة ولا لاطئة [ الكتاب: المجموع 5-295

Сказал автор, да смилуется над ним АЛЛАh: "Не следует добавлять к могиле, песок не из нее [т.е. кроме того песка, что был вырыт, копая могилу], но, однако не беда, если он будет добавлен.* [Могиле] следует возвышаться над землей лишь на "шибр" [пядь руки]: как приводит Кьасим ибн Му х аммад, сказавший: "Я зашел к ‘Аише, да будет доволен ею АЛЛАh, и попросил ее, чтоб она показала мне могилу посланника АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и приветствует, а также его двух соратников. Она показала мне три могилы, [которые не были} ни возвышенными, ни сравненными с землей абсолютно". Имам ан-Навави "Маджмуа" 5/ 295.

](السادسة) قال الشافعي والاصحاب يكره ان يجصص القبر وان يكتب عليه اسم صاحبه أو غير ذلك وان يبني عليه وهذا لا خلاف فيه عندنا وبه قال مالك واحمد وداود وجماهير العلماء وقال أبو حنيفة لا يكره[

Говорит Имам ан-Навави, да смилуется над ним АЛЛАh: "(Шестое). Сказал аш-Шафи’и и его ученики-соратники: "["юкраhу"]является не желательным гипсование могил, и то, чтоб писать на них имя ее обитателя, либо что-то другое, а также строить на них". [Продолжает ан-Навави] И это, то в чем нет у нас [Ученых, последователей Имама аш-Шафи’и] разногласия. Это же самое сказали, Имам Малик, А х мад, Давуд [а з - З оhири], и большинство Ученых. Сказал Абу Х анифа [не является] не желательным...". "Маджмуа" 5/ 298.

Тоже самое, вы можете встретить у более поздних Ученых Шафи’итов, таких как Такьия-дин Абу Бакр аль- Х усайни аш-Шафи’и (умер в 829 г.); Закарья аль-Ансари аш-Шафи’и и другие, а противоречили им лишь те, кто отошли от основ этого ма з hаба.

 

Теперь мы поговорим о том, понимается ли под строительством на могилах[6] то, что на них "Мубах" или " Макруh ", строить мечети?

Конечно же, нет. Мы знаем, что к могилам нельзя относиться пренебрежительно; наступать на них, плевать, справлять на них свою нужду и т.п. Поэтому ни у кого не вызовет сомнения, если мы скажем, что строить туалеты на могилах запрещено, даже если эта постройка будет на собственной земле, т.к. это послужит тому, что люди справляя нужду, тем самым попадут в грех. Так же как порицается унижение могил, а даже больше этого, порицается их возвеличивание! Что в частности выражается строением на них мечетей. Подобное строительство ведет к самому страшному греху, “Ширку”.

 

Джалялюддин ас-Суюти аш-Шафи’и, умер в 911 г., (да смилуется над ним АЛЛАh) пишет:

أصل عبادة الأوثان

]واعلم أن من الفقهاء من اعتقد أن سبب الكراهة في الصلاة في المقبرة ليس إلا كونها مظنة النجاسة، ونجاسة الأرض مانع من الصلاة عليها، سواء كانت مقبرة أو لم تكن. وليس ذلك كل المقصود بالنهي، وإنما المقصود الأكبر بالنهي إنما هو مظنة اتخاذها أوثاناً. كما ورد عن الإمام الشافعي رضي الله عنه أنه قال: وأكره أن يعظم مخلوق حتى يجعل قبره مسجداً مخافة الفتنة عليه من بعده من الناس. وقد نص النبي (على العلة بقوله: " اللهم لا تجعل قبري وثناً يعبد " ويقول: " إن من كان قبلكم كانوا يتخذون القبور مساجد، فلا تتخذوا القبور مساجد، ولا تجلسوا عليها " الحديث المتقدم. وأخبر أن الكفار " كانوا إذا مات فيهم الرجل الصالح بنوا على قبره مسجداً، وصوروا فيه تلك التصاوير، أولئك شر الخلق عند الله يوم القيامة " فجمع بين التماثيل وبين القبور. وأيضاً فإن الّلات كان سبب عبادتها تعظيم قبر رجل صالح كان هناك يلت السويق بالسمن ويطعمه للحاج، فلما مات عكفوا على قبره.[

“И знай, что некоторые “Факъиhи” считали, что запрещение молитвы на кладбищах заключалось лишь в том, что в них находится “наджаса” [7], а молитва запрещена на загрязнённой земле, будь то на кладбище или нет. Но это не единственное, почему есть запрет молитвы на кладбищах. Величайшая причина запрета молитвы (намаза) на кладбищах,- это боязнь того, что это станет источником и начальной причиной взятия могилы идолом. Как пришло от Имама Шафи’и (да смилуется над ним АЛЛАh) он сказал: "И я порицаю [8], возвеличивание любого творения, и чтоб это ещё доводило до того, что начинают делать из могилы его место поклонения. И это, потому что я боюсь “фитны”, которая может постичь людей". "Аль-Умм" 1/246.

Ведь сказал Пророк (да благословит его АЛЛАh и приветствует), выразив причину своего порицания: "О АЛЛАh, не делай могилу мою идолом, которому поклоняются". Привёл Имам Малик в "Муватта`" 1/172, и Имам А х мад, х ади с хороший.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.