Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ступени развития субъектности личности




Попытка обобщить современные знания о стадиальности психического развития человека в единой периодизации, охватывающей как разные стороны процесса развития, так и его механизмы нашла отражение в периодизации В.И. Слободчикова.

В.И. Слободчиков предположил, что предельно общим понятием, охватывающим две стороны развития – его объект и источник, из которого можно развернуть теорию стадий психического развития, является понятие человеческой общности, внутри «которой образуются многообразные способности человека, позволяющие ему входить в различные общности (приобщаться к существующим формам культуры) и выходить из них (индивидуализироваться и самому творить новые формы), т.е. быть самобытным». Этот подход опирается на представление Л.С. Выготского об интерпсихическом этапе существования каждой высшей психической функции. С точки зрения такого понимания источников психического развития его периодизация представляет собой своеобразную карту человеческих общностей, внутри которых только и могут быть достигнуты различные уровни развития всех психических функций, необходимых для существования внутри этих общностей, их преобразования и создания новых, в частности – формальный и социальный интеллект, мораль, эмоциональность и др. Он выделяет пять базисных общностей или ступеней развития человеческой субъективности: ступень оживления, одушевления, персонализации, индивидуализации, универсализации. В качестве примера рассмотрим третью ступень - ступень персонализации. Партнером ребенка на этой ступени становится общественный взрослый (учитель, наставник, мастер) вместе с которым растущий человек осваивает правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах общественного сознания – в науке, искусстве, праве, морали. На этой ступени у человека как субъекта человеческих общностей возникает момент принятия персональной ответственности за свое будущее.

Вход в новую общность подобен новому рождению, поэтому в периодизации В.И. Слободчикова каждая новая ступень развития – освоение и преобразование новой общности начинается с "кризиса рождения". Кризисы рождения обусловлены прежде всего внутренней логикой развития субъекта человеческих отношений. Первая реальная возможность "зачатия и рождения" субъекта саморазвития открывается в начале подросткового возраста 10-12 лет, а до этого субъектом саморазвития является общность, она инициирует и направляет этот процесс.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.