Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опыт проведения региональной политики в зарубежных странах




Цели рег.политики:


1. децентрализация столичных городов

2.децентрализация портовых городов

3.создание предпосылок для хоз.освоения новых территорий

 

 

4.создание предпосылок для природно-ресурсного освоения новых территорий

5.увеличение эк.активности в отсталых аграрных регионах

6.упорядочивание миграционных потоков из деревни в город


Задачи региональной политики:


1. создание, упорядочение единого эк. пространства страны.

2. обеспечение эк., правовых, соц. основ государственности

3. относительное выравнивание условий с/э развития регионов

4. приоритетное развитие регионов, имеющих стратегическое значение для государства

 

 

5. максимальное использование прир. ресурсов

6. предотвращ. загрязнения окр. среды, комплексная экологическая защита регионо

7. обеспечение сбалансированности экономики, т.е сведение к минимуму тех неравенств, которые создают почву для возникновения соц.конфликтов, которые мешают с/э развитию страны и сближению ее частей.


Во второй половине 20-го века важнейшим объектом региональной политики в странах рыночной экономики стали различного рода региональные неравенства - различия в уровне и условиях жизни, в занятости и безработице, в темпах экон. развития отдельных регионов. Именно региональная политика является в настоящее время формой государственного регулирования. В странах с рыночной экономикой выделяются две основные цели государственного вмешательства в развитие регионов:

1) «справедливость», т.е. такое размещение экон. деятельности, при кот. жители всех регионов им. ~ равные возможности достичь желаемого благосостояния;

2) «эффективность», которая требует рац. использования производств. потенциала каждого региона в целях общенационального благосостояния.

В России государственное регулирование, как правило, отождествляется с набором инструментов формирования и поддержания конкурентной среды. Причем под конкурентной средой подразумевается как механизм взаимодействия отраслевых рынков, так и механизм межрегиональных и внутрирегиональных взаимодействий.

В 20-м веке был накоплен богатый опыт государственного регулирования вообще и в пространственном аспекте в частности. Впервые государственные органы США, Канады и стран З. Европы начали оказывать целенаправленную помощь отдельным регионам в период кризиса 1930-х годов, когда сильно пострадали старые, развитые в промышленном отношении регионы. В 1950-1960-е годы региональная политика во всех развитых капиталистических странах получила законодательное оформление. В частности, в Японии была создана система гос. управления развитием о. Хоккайдо, которая основана на стабильной гос. фин. помощи и организационной структуре.

В 1965 году в США был принят закон «Об общественных работах и экон. развитии», на основании которого были составлены комплексные программы развития регионов, отвечающих определенным критериям, главными из которых были высокий уровень безработицы и низкие доходы населения.

Рег. политика Франции основывалась на признании гл. роли рег. планирования, что проявлялось в разработке планов развития регионов в качестве составной части нац. плана. Теоретической основой рег. планирования в свою очередь явл. теория полюсов роста. Практическим выражением этой теории стало формулирование в середине 1960-х годов оф. политики создания рег. столиц. Для осуществления этой политики во Франции было создано Управление по обустройству территории и региональному развитию (ДАТАР), кот. отвечает за территор.обустройство. Для обеспечения финанс-ия рег. программ создан Фонд обустройства территорий, активы кот. ~ 300 млн дол. С 1982 г. эффективным инструментом соц.-экон. планирования стали плановые контракты (CPER) между государством и рег. властями, кот. означают переход от подчинения к взаимодействию между центральной и рег. властями. В к. 1970-х годов в З. Европе в связи с созданием ЕС начал формироваться наднациональный уровень региональной политики.

При всем многообразии форм и методов гос. регулирования территор. развития в зарубежных странах можно выделить ряд общих свойств и принципов, правильное применение которых приводило к положительным результатам.

1) обоснованное определение приоритетов регионального развития.

2) построение организационного механизма достижения поставленных целей, который бы обеспечивал эффективную реализацию программы.

3) установление отношений сотрудничества между центральными и региональными властями по реализации согласованных мероприятий.

Важной характеристикой рег. политики считается ее централизм - существует штабной центр, в кот. принимаются осн. решения и кот. обеспечивает координацию различных институтов, вовлеченных в процесс реализации рег. политики.

Необходимость принятия решений на уровне, где. можно взвесить проблемы и понять перспективы регионов, вовсе не означает, что рег. политика должна реализовываться «сверху». Часто сами регионы исп. представившиеся возможности в рамках принятых штабным центром решений. В результате этого в ряде стран роль центрального правительства смещается в сторону разработки и координации политики, а не ее проведения.

В течение всего советского периода развития Росии единственным механизмом разработки и реализации рег. пол. явл. «демократический централизм». Единственно возможной формой взаимоотношений явл. «подчинение». Теорет. базой территор. планирования явл. теория экон. преимуществ, кот. в обл. выбора вариантов размещения модифицировалась в теорию сравнительной эффективности капиталовложений. В отличие от западноевропейских подходов в России территор. директивные планы не явл. приоритетным компонентом национального планирования. Но в СССР была разработана теория энерго-производственных циклов, кот. сформировала концепцию крупных полюсов роста, но не в форме «рег. столиц», а в форме территор. мезозон. Эта теория получила практическое воплощение в виде системы ТПК.

В России, с 1992 года курирование вопросов региональной политики входило в сферу компетенции постоянно меняющихся министерств, либо, в отдельные периоды, вообще не отслеживалось. Только в 2004 году был образован орган, сферой ответственности которого является конструирование и реализация региональной государственной политики. Однако до настоящего времени созданное Министерство регионального развития РФ делит основные функции по управлению развитием регионов с Министерством экономического развития и торговли РФ. На данный момент функции прогнозирования социально-экономического положения субъектов РФ находятся в ведении Министерства экономического развития и торговли, а мониторинг социально-экономических процессов в РФ и вопросы социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований – в ведении сразу двух министерств – Минэкономразвития и Минрегиона России.

Реально используемыми инструментами реализации региональной государственной политики являются бюджетный федерализм и федеральные целевые программы. Однако эти инструменты не имеют системной целостности, обязательности и очерченной зоны ответственности, Очевидно, что необходимо задействование еще одного инструмента - индикативного планирования и прогнозирования, как на уровне государства, так и на уровне субъектов Федерации. Определение параметров, влияющих на экономический рост в каждом регионе, и, с учетом их особенностей, создание механизма управления экономическим ростом на уровне региона.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.