Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М. М. Павлов




 

ТЕАТР ПОЭТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ КАФЕДРЫ РЕЖИССУРЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ.

 

Санкт-Петербург 2010

 

Издается по решению редакционно-издательского совета Санкт-Петербург ского государственного университета культуры и искусств

Рекомендовано к изданию кафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников

Рецензенты

Орлов О.Л. профессор, доктор культурологии, Народный артист Российской Федерации

Катышева Д.Н. профессор, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации

Савкова 3.В. профессор, кандидат искусствоведения, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации

Березин А.И. профессор, Заслуженный работник культуры Российской Федерации

Содержание.

 

1. Введение

2. Работа над созданием литературно-драматургической основы поэтического представления

3. Работа над воплощением режиссерского замысла в поэтическом представлении

4. Приложение

5. Дом у дороги. Сценарий поэтического представления по мотивам поэмы А.Т.Твардовского «Дом у дороги»

6. Медный всадник. Сценарий поэтического представления по мотивам стихотворной повести А.С.Пушкина «Медный всадник»

7. Левомещанский марш. Сценарий сатирического музыкально-поэтического представления по мотивам произведения В.В.Маяковского «Сказка о Пете, толстом ребенке и Симе, который тонкий»

8. Список рекомендуемой литературы


Введение.

 

Новый Театр вырастает из литературы. Литература подсказывает театр. В.Э.Мейерхольд

 

Театр поэтического представления. Что это такое? Объяснение этого термина кроется в двоякой трактовке слова «поэтического». Здесь мы видим и формальное объяснение происходящего на сцене - действо. Представление обличено в стихотворную форму, но также очень важен другой аспект трактовки - не формальный, а существенный - поэтический, т.е. образный подход к решению представления - в этом, скорее всего, и кроется основное отличие театра поэтического представления от любого другого, не менее впрочем, важного и занимательного, театра.

В XX веке, особенно в его второй половине новые взаимоотношения литературы и театра приводят к новым решениям и подходам к инсценизации лирики в драматическом театре, а так же порождают изменения сложившихся взглядов на такие понятия, как сценичность и мера условности.

Для театра поэтического представления чрезвычайно важным становится как воплощение образа автора, так и поиски сценического эквивалента его стиля.

Поэтический театр, воплощая автора, стремится передать внебытовой характер темы и сюжета, неоднозначность и, даже скорее, - многозначность внешних событий и проявлений, словесных и сюжетных коллизий, тем самым, обнажив, расшифровав, заложенный автором поэтический образ. Нередко само действие поэтического представления протекает вне конкретной привязки к определенному месту или времени, что помогает обобщить происходящее, унифицировать его, придать ему характер притчевого повествования.

Поэтический театр, или театр поэтического представления - это попытка выстроить сценическую жизнь и действительность по законам поэзии. Здесь имеется в виду не только существование актеров на сцене, но и использование всех выразительных средств, свойственных обычному театру: это и слово, и пластика, и музыка и прочие звуки, и свет, и сценография.

К этому следует непременно вернуться позже, а сейчас - вопрос: что же все-таки такое - «Театр поэтического представления»?

Театр поэтического представления - это самостоятельный, глубоко специфический театральный жанр.

Поскольку это самостоятельный жанр - ему должны быть свойственны только ему присущие самостоятельные законы: своя мера правды и мера условности, свои выразительные средства и собственная сценография. И, конечно же, в этом случае не смогут остаться без изменений формы общения актеров-исполнителей, как между собой - между партнерами, так и со зрителем.

Современное искусство вообще, а театральное в частности, одной из своих основных творческих задач ставит преломление большой общечеловеческой темы через личность художника – творца. В театре поэтического представления очень важно, может быть, важнее, чем где-либо еще, внести авторский момент исповедальности, открытости (вскрытия потаенных чаяний, тенденций, устремлений), обнаженности личности Актеры драматического театра, существуя в пространстве пьесы, перевоплощаясь в тот или иной образ, получают уникальную возможность спрятаться за ним, тем самым, обезопасив себя от критики по поводу неискренности, неправдивости существования. В этом актерам помогает и драматург, выписывая все новые острохарактерные подробности роли и сюжетных коллизий, и партнеры, предлагая все новые приспособления для общения, и художник-сценограф спектакля, создавая какое-либо декорационное окружение, и, конечно же, режиссер, предлагая все новые, более обостренные обстоятельства и конфликтные ситуации.

В театре поэтического представления перед актерами ставятся совершенно новые задачи, и в их свете укрыться, спрятаться за какой-либо ролью, решительно не представляется возможным. Здесь вступает в действие, возможно обескураживающий впервые начинающим разбираться в происходящем режиссеров-постановщиков, принцип «от обратного», где главный тезис звучит так: «поэтический театр не скрывает, а обнажает». Он обнажает внутренний мир актера, его психику, интеллект, его собственную, человеческую природу. В связи с этим все происходящее на сцене носит скорее исповедальный характер, а учитывая стремление этого жанра к обобщению, не только исповедальный, но и проповедческий характер. Здесь следует обратить внимание студентов-режиссеров, привыкших брать любое прочитанное слово не только на веру, но и использовать его как знамя в процессе борьбы за достижение какой-либо цели, что «проповедь» - это ни в коем случае не морализаторство - не следует превращать театр, а уж тем более театр поэтического представления в трибуну. Тут необходимо понимать, что создаваемые в процессе представления сценические образы - не прямое указание или даже побуждение к действию, а лишь тот повод, который позволяет людям, понявшим и прочувствовавшим их, задуматься над происходящим

Исповедальная сущность поэтического театра представляет особые, повышенные требования к личности актера. Здесь на первое место выходят не профессионализм, мастерство и техника, хотя они, безусловно, являются важными качествами актера-исполнителя, но краеугольным камнем в этом случае являются личностные, нравственные качества самого актера, его переживания по поводу художественного материала, его горячее отношение к нему.

Анализируя специфику театра поэтического представления, невозможно обойти вниманием такие темы как слово и движение, музыка и поэтический спектакль Это не просто выразительные средства, а коренные, «структурообразующие начала».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 4474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.