Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение экономической теории в современных условиях




Образованные люди всегда интересовались экономическими проблемами. Но, сегодня в основе интереса многих людей лежит не желание показать себя образованным в своем кругу, или обществе. Сегодня значение экономической теории все большее возрастает. Объясняется это, прежде всего теми изменениями, которые происходят в мировой экономике. Современные изменения в развития мировой экономики проходят в двух направлениях. Одним направлением является глобализация экономики; другим – выход стран-лидеров международной конкуренции на стадию экономического развития, которая называется инновационным ростом. И если нашу экономику называют индустриальной, т.е. экономикой, базирующейся на факторах производства, а местами – на инвестициях, то экономика развитых стран – это инновационная экономика, базирующаяся на знаниях. А некоторые из развитых стран пытаются развивать креативную экономику.

Одной из главных тенденций развития мировой экономики, начиная со средины 80-х гг. ХХ века, приведших к такой ситуации, стала интенсификация международной конкуренции на многих рынках товаров и услуг. К началу XXI века международная конкуренция стала явлением, подобного которому не найти ни в истории, ни во всех других сферах современной человеческой деятельности, включая экономику. Видимо не случайно это явление экономисты назвали гиперконкуренцией.

Результатом усиления международной конкуренции стало ускорение темпов инноваций и широкое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые, в свою очередь способствовали развитию процессов глобализации мировой экономики. Глобальные изменения в мировой экономике оказали также влияние, как на функционирование отдельных предприятий, так и на регионы, и страны в целом. При этом речь идет не только о материальном производстве, но и о других сферах экономики.

В связи с этими глобальными изменениями в экономической науке появляется термин “новая экономика”. Одним из самых важных выводов этой теории является рассмотрение информации, знаний, обучения новому и креативности в качестве основных факторов развития современной экономики. Более детальную характеристику процессов, происходящих в новой экономике, мы рассмотрим в следующих темах.

В этих условиях все больше возрастает значение конкурентоспособности специалистов. Сегодня уже недостаточно традиционного образования и получения формальных знаний – специалисты должны владеть качествами, позволяющими им активно влиять на политические и социально-экономические процессы современного общества. Качествами, которые будут востребованы рынком, в прогнозе на 25 лет американская общественная организация «World Future Society» называет умение решать проблемы и предвидеть будущее. До этого еще додадим такое качество как умение генерировать креативные идеи и превращать их в инновации (нововведения в различных сферах деятельности человека).

3. «Новая экономика»

Термин "новая экономика" все больше используется сегодня. Он имеет различные значения. Некоторые исследователи, обращаясь к новой экономике, понимают под ней экономику, в которой основным «товаром» является информация, и эта информация передается через все более сложные сети. Поэтому ее еще называют информационной и сетевой экономикой.

Некоторые ученые, обращаясь к новой экономике, рассматривают способность экономики объединить умеренные темпы экономического роста с низким уровнем безработицы, и низкой инфляции. При этом часто противопоставляется экономика развитых стран начала 1990-х и 1980-х гг., когда инфляция сопровождалась замедлением экономического роста и гораздо более высоким уровнем безработицы.

Ряд исследователей находят новизну экономики в ее растущей глобализации. Для одних глобализация позитивное качество - они считают, что рыночные силы могут выполнять свою функцию во всем мире также легко, как и в национальной экономике. Для других это смешанное благо. Они утверждают, что экономика нуждается в правилах, но принять правила на глобальном уровне будет намного сложнее, чем на национальном уровне.

Но, многие экономисты, относящиеся к неоклассической школе, утверждают, что сегодня ничего нового не происходит и мы, всего лишь, видим продолжение тенденций прошлого. Некоторые особенности этих тенденций связаны между собой. Прежде всего, нынешний уровень глобализации, промышленности и финансов были бы невозможны без новых технологий, которые позволяют информации двигаться по всему миру быстро и с минимальными затратами.

Вместе с тем, знакомясь с этими новыми исследованиями, полезно подумать о том, как новая экономика отличается от старой экономики и нужна ли нам новая экономика. Приведем несколько важных пунктов отличия старой и новой экономики: в традиционной экономике мы предполагаем, что стоимость любого товара или услуги падает с производством большего количества товара или услуги. Но это не относится к производству товаров или услуг в сетевой экономике; в традиционной экономике, мы предполагаем, что стоимость производства товара или услуги возрастает (в какой-то момент), когда мы стараемся производить больше. Но для многих сетевых продуктов, предельные издержки близки к нулю; одна из вещей, которую мы изучаем в экономике, -как политические и социальные институты взаимодействуют с рынками и технологиями в процессе формирования экономики. Но одним из последствий растущей глобализации экономики является то, что наши основные управляющие экономикой институты являются еще национальными, в то время как экономики, которой они пытаются управлять все больше становятся глобальными.

В нашем курсе мы будем рассматривать “новую экономику” как «экономику знаний», которая существует в двух формах: экономика, базирующаяся на знаниях (Knowledge-based Economy), и экономика обучения (Learning Economy). Мы также будем рассматривать новую экономику как «экономику креативности» (Creative Economy) и «экономику, развивающуюся на основе креативности» (Creativity-driven Economy).

 

4. Развитие экономической науки (XVI – XX ст.)

Экономическая наука – это сфера умственной деятельности человека, функцией которой является познание и систематизация объективных знаний о законах и принципах развития реальной экономической действительности.

Первые попытки изучения отдельных сторон экономических процессов известны еще из работ древних греческих и римских мыслителей Ксенофонта, Аристотеля, Платона, катона, Варрона, Коллумеллы, а также мыслителей Древнего Египта, Китая и Индии. Эти мыслители исследовали проблемы ведения домашнего хозяйства, земледелия, торговли, богатства, налогов, денег и т.п. Экономическая наука, как система знаний о сущности экономических процессов и явлений, начала складываться лишь в XVI – XVII ст., когда рыночное хозяйство начало приобретать общие черты.

Если использовать цивилизационный подход к периодизации развития общества, о котором речь будет идти в теме 2, то основные этапы развития экономической науки можно изобразить таким образом (см. Рис. 1.1.)

Меркантилизм. Сторонники этой школы основным источником богатства считали сферу обращения, торговлю, а само богатство отождествляли с накоплением денег (золотых и серебряных). Взгляды сторонников этой школы отражали интересы торговой буржуазии в период первоначального накопления капитала.

Физиократы. В отличие от меркантилистов перенесли акцент исследования непосредственно на природу и производство. Тем не менее, источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве. Считали, что промышленность, транспорт и торговля – бесплодные сферы, неприбыльные для общества, а труд людей в этих сферах лишь покрывает затраты на их существование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.