Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Плановый или фактический объем в качестве базы распределения




Нормативные или фактические цены и количество.

Применение нормативного (планового) количества и расценок стимулирует руководителей подразделений, оказывающих услуги, повышать эффективность выполняемых работ (услуг), т.к. риски за неблагоприятные отклонения (перерасход) от норм (плана) несет обслуживающее подразделение. Но в некоторых организациях считают, что риск по неконтролируемым затратам следует распределять между исполнителями и потребителями.

Для подразделений, получающих услуги, также удобнее, если применяются нормативные расценки и количество, т.к. они могут заранее определить стоимость услуг и выбрать поставщика: внутреннего или внешнего.

 

Использование в качестве базы распределения фактического объема оказанных услуг приведет к тому, что:

1. получатели услуг до окончания отчетного периода не будут знать, сколько стоят оказанные им услуги (снижается оперативность информации о затратах);

2. колебания в потреблении услуг одним цехом, приводит к колебаниям в другом.

Если плановый объем взят в качестве базы распределения, то пользователи заранее знают стоимость получаемых услуг, что облегчает им процесс долгосрочного и краткосрочного планирования.

Нередко базой распределения общепроизводственных (общехозяйственных) расходов является выручка. Плановая выручка в качестве базы распределения предпочтительнее фактической, потому что она защищает себестоимость одного подразделения от влияния колебаний объема продаж других подразделений.

Часто на предприятии имеется более одного вспомогательного подразделения. В этом случае распределение косвенных затрат усложняется, т.к. возникают так называемые встречные услуги. Например, парокотельный цех снабжает транспортный цех горячей водой и паром, а транспортный цех оказывает парокотельному цеху услуги по поставке топлива. В этом случае можно применять способы распределения затрат вспомогательных подразделений с учетом встречных услуг или игнорируя их.

Чтобы исчислить себестоимость продукции необходимо затраты, собранные во вспомогательных цехах перераспределить на основные производственные цеха. Современные системы учета затрат предполагают нормирование (бюджетирование) затрат. Оперативность получения данных подразумевает распределение бюджетных (сметных) косвенных расходов, в т.ч. затрат обслуживающих подразделений. В связи с этим процесс распределения затрат вспомогательных подразделений можно разделить на четыре этапа:

1. Составляют сметы (бюджеты) расходов каждого вспомогательного подразделения.

2. Выбирают базу распределения (перераспределения) затрат вспомогательных производств.

3. Распределяют (перераспределяют) затраты вспомогательных производств в соответствии с выбранным методом.

4. Рассчитывают коэффициент распределения (норму поглощения) косвенных расходов для каждого основного цеха.

Услуги вспомогательных (обслуживающих) подразделений можно распределить между потребителями тремя методами: прямым; пошаговым и методом распределения встречных услуг с помощью системы линейных уравнений.

Рассмотрим на практическом примере применение данных методов. Допустим, промышленное предприятие имеет в своем составе два основных (заготовительный и механический) цеха и два вспомогательных (транспортный и ремонтный) подразделения. Данные представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2.

Данные для распределения услуг обслуживающих подразделений

  Показатели Обслуживающие подразделения Основные цехи Всего
Транспорт-ный Ремонт- ный Заготови-тельный Механи-ческий
Сметные ОПР перед распределением, д.е.            
Объем оказанных услуг (база распределения):            
- транспортного цеха: плановое количество км пробега - коэффициент (доля)       0,35 (2400/6900)     0,26 (1800/6900)     0,39 (2700/6900)    
- ремонтного цеха: плановое количество ремонтных часов -коэффициент (доля)     0,30 (2600/8600)         0,36 (3100/8600)     0,34 (2900/8600)      

 

Используя данные, представленные в таблице 2.2., проиллюстрируем применение на практике различных методов распределения затрат обслуживающих подразделений (центров затрат по услугам).

Прямой метод распределения используется наиболее широко в связи с простотой его применения. При прямом методе распределения услуг вспомогательных производств игнорируются встречные услуги, оказываемые обслуживающими подразделениями друг другу, все услуги списываются на затраты основных цехов.

1. Распределим затраты транспортного цеха по двум основным цехам.

Коэффициент распределения = 33750: (1800 + 2700)[2] = 33750: 4500 = 7,5

Относим долю затрат транспортного цеха на ОПР заготовительного цеха:

1800 х 7,5 = 13500 д.е.

Относим долю затрат транспортного цеха на ОПР сборочного цеха:

2700 х 7,5 = 20250 д.е.

2. Распределим затраты ремонтного цеха по двум основным цехам.

Коэффициент распределения = 38700: (3100 + 2900) = 38700: 6000 = 6,45

Относим долю затрат ремонтного цеха на ОПРР заготовительного цеха:

3100 х 6,45 = 19995 д.е.

Относим долю затрат ремонтного цеха на ОПР сборочного цеха:

2900 х 6,45 = 18705 д.е.

Представим полученные данные в таблице.

Таблица 2.3.

Прямой метод распределения услуг обслуживающих подразделений

  Показатели Обслуживающие подразделения Основные цехи Всего
Транспорт-ный Ремонт- ный Заготови-тельный Механи-ческий
Сметные ОПР перед распределением, д.е.            
Распределение услуг транспортного цеха Коэффициент     (33750) 7,5          
Распределение услуг ремонтного цеха Коэффициент         (38700) 6,45        
Всего ОПР основных цехов          

Пошаговый метод используется для распределения встречных услуг вспомогательных (обслуживающих) подразделений. Это более трудоемкий, но и более точный, чем прямой, метод распределения косвенных затрат. Как правило, начинают распределять затраты цеха, оказавшего больше услуг, чем потребившего. Эти затраты распределяют не только на основные цеха, но и на другие обслуживающие подразделения. Затем берут следующий вспомогательный цех и последовательно, шаг за шагом, продолжают распределение и заканчивают подразделением, оказавшим минимальный объем услуг.

В нашем примере наибольшее количество услуг оказал ремонтный цех, поэтому распределение затрат начнем с этого подразделения.

1. Распределим затраты ремонтного цеха.

Коэффициент распределения = 38700: 8600 = 4,5

Относим долю расходов ремонтного цеха на затраты транспортного цеха:

2600 х 4,5 = 11700 д.е.

Относим долю расходов ремонтного цеха на ОПР заготовительного цеха:

3100 х 4,5 = 13950 д.е.

Относим долю расходов ремонтного цеха на ОПР сборочного цеха:

2900 х 4,5 = 13050 д.е.

2. Распределим затраты транспортного цеха:

Коэффициент распределения:

(33750 + 11700): 4500 = 10,1

Относим долю расходов транспортного цеха на ОПР заготовительного цеха:

1800 х 10,1 = 18180 д.е.

Относим долю расходов транспортного цеха на ОПР механического цеха:

2700 х 10,1 = 27270 д.е.

Представим полученные данные в таблице.

 

Таблица 2.4.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.