Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I. Психология детской одаренности. глава 1. Что такое детская одаренность




ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

глава 1. Что такое детская одаренность

Дар природы

Человеческое мышление, способность к творчеству — величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обхо­дит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, спо­собности большинства.

Идея неравномерности этого распределения вполне очевидна, однако не все с ней согласны. Как-то, смеясь, Монтень заметил, что из всех способностей Бог наибо­лее справедливо распределил умственные — ибо никто не жалуется на их недостаток.

Многие специалисты называют одаренностью генети­чески обусловленный компонент способностей. Этот ге­нетически обусловленный дар в значительной мере опре­деляет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Внешнее окружение, или, как говорят в профес­сиональной литературе, среда и воспитание, либо подав­ляют его, либо помогают этому дару раскрыться. И подоб­но тому, как ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способ-ы превратить этот природный дар в выдающийся талант.



глава 1. Что такое детская одаренность


 


Эта простая и, казалось бы, очевидная мысль с боль­шим трудом пробивала себе дорогу в отечественной пе­дагогике и педагогической психологии. Многие в на­шем отечестве не хотели и до сих пор не хотят «ждать милостей от природы». Отсюда и идеи о том, что нет детей одаренных и нет не одаренных. Есть лишь те, кого правильно или неправильно обучали и воспитывали, «нет плохих учеников, есть плохие учителя...».

Жаль разочаровывать этих людей, но природа не жи­вет по их установкам, у нее свои законы и правила рас­пределения даров, и видимо, свои представления о спра­ведливости и равновесии.

В последнее время многое стало меняться, и термин «одаренность» вновь стал использоваться в профессио­нальной литературе. Но споры не окончены.

Немного истории

Для выяснения сути понятия «одаренность» кратко остановимся на истории его исследования. Это важно потому, что старые, отжившие свой век и отвергнутые наукой теории и представления продолжают жить в со­знании людей, и ориентация на них порождает не про­сто массу заблуждений, но и крайне негативно влияет на практику воспитания и обучения, а следовательно, на судьбы детей.

Долгое время господствовало представление о боже­ственном происхождении дара, определяющего индиви­дуальные различия людей. Так, например, еще Платон писал о том, что «...поэт творит не от искусства и зна­ния, а от божественного предопределения».

Но примерно в середине XIX века сформировалось другое понимание. Известный английский ученый Френ­сис Гальтон, вдохновленный трудами своего двоюрод­ного брата Чарльза Дарвина, стал активно разрабаты­вать идею о том, что гениальный человек — «продукт гениального рода». Он внимательно проанализировал


родословные выдающихся людей своего времени и про­шлого и нашел ряд закономерностей, достаточно ясно указывающих, с его точки зрения, на то, что проявления одаренности зависят в первую очередь от наследствен­ности.

Однако уже позже, с появлением и развитием гене­тики, было доказано, что процесс передачи наследствен­ных признаков опосредован множеством факторов и имеет далеко не прямой характер. Говоря иначе, дар, о кото­ром мы говорим, не может быть унаследован напрямую, подобно родовому замку, дворянскому титулу, мельни­це или Коту в сапогах, как, например, в знаменитой сказ­ке Ш. Перро.

Остановимся на этом подробнее несколько позже. А пока отметим важную веху в истории изучения про­блемы одаренности — Ф. Гальтон, образно говоря, спу­стил проблему одаренности с небес на землю. После него идея божественной природы одаренности в серьезных научных источниках уже не обсуждается, разработка про­блем одаренности идет в другом, естественнонаучном русле.

Параллельно, правда, существовала и прямо про­тивоположная точка зрения, согласно которой никако­го дара (ни божественного, ни врожденного) вообще не существует. Эта идея нашла свое выражение в несколь­ко странном термине «tabula rasa» (лат. «чистая дос­ка»). Ребенок подобен «чистой доске», без всяких зна­ков и идей, и нет никакой, ни божественной, ни на­следственной, предрасположенности к умственной или какой-либо другой деятельности. Несмотря на явную сомнительность, ощущавшуюся еще в пору своего за­рождения, данная теория находит своих приверженцев и поныне.

Реальная практика свидетельствовала о том, что ум­ственные, творческие способности людей не равны и от­личия эти проявляются уже в детстве. Диапазон их очень широк — от умственной отсталости до высокой степени одаренности. Объяснить эти различия только воздействием





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.