Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения




Связанные с ее прямым продуктом.

Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности,

Часть I. Психология детской одаренности


глава 1. Что такое детская одаренность



 


учения, поведения, деятельности, иначе говоря, ищут ответ на вопрос «зачем это нужно ребенку».

При всем возможном и реальном многообразии мо­тивов поведения и деятельности все они могут быть сгруппированы в несколько относительно небольших групп. Вот, например, как можно классифицировать

мотивы учения.

Мотивация содержанием — мотивы, связанные с со­
держанием учения (побуждает учиться, стремиться
узнавать новые факты, овладевать знаниями, спосо­
бами действий, проникать в суть явлений).

Мотивация процессом — мотивы, связанные с самим
процессом учения (увлекает процесс общения с учи­
телем и другими детьми в учебной деятельности, про­
цесс учения насыщен игровыми приемами, техни­
ческими средствами и др.).

Широкие социальные мотивы:

а) общественно ценные — мотивы долга, ответствен­
ности, чести (перед обществом, классом, учителем,
родителями и др.);

б) узколичные (престижная мотивация) — мотивы
самоутверждения, самоопределения, самосовершен­
ствования.

Мотивы избегания неприятностей — учение на осно­
ве принуждения, страха быть наказанным и т. п.
Данная классификация, как любая схема, значитель­
но беднее и проще, чем реальная жизнь, но она в целом
отражает суть явления. Все группы мотивов присутству­
ют практически в каждом действии ребенка, связанном

с учением.

Каждому ребенку свойственны чувство долга и от­ветственности, стремление к самоутверждению и само­совершенствованию, в какой-то мере интересно содер­жание и процесс учебной деятельности, свойственна боязнь неудачи.


Но следует говорить не об отсутствии или присут­ствии каких-либо мотивов, а об их иерархии. То есть о том, какие мотивы преобладают, доминируют в моти-вационно-потребностной сфере личности, а какие на­ходятся в подчиненном положении.

В ходе специальных исследований доказано, что иерар­хия мотивов является сравнительно устойчивым психи­ческим образованием. Будучи сформированной в дет­стве, она мало подвержена изменениям.

Наиболее желательно с точки зрения одаренности доминирование мотивов, связанных с содержанием уче­ния (ориентация на овладение новыми знаниями, факта­ми, явлениями, закономерностями; ориентация на усво­ение способов приобретения знаний и т. п.). Доминиро­вание этой группы мотивов характеризует одаренного ребенка. Это одна из ведущих характеристик детской одаренности (Дж. Рензулли, Е. П. Торранс и др.).

Психологами доказано, что умственная работа, вы­полняемая не из-за чувства долга, не для получения вы­сокой отметки и не для того, чтобы победить на олим­пиаде или в конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть на основе внутренней потребности, тесно связана с деятельностью центра положительных эмоций. Этот выявленный экспериментально факт дополнен утверж­дением о том, что лишь деятельность, мотивированная подобным образом, содействует развитию данных спо­собностей.

Но важно не только то, какие мотивы доминируют. Небезразлично, как выстроятся в данной воображае­мой иерархии остальные мотивы. Мотивы, связанные с процессом, уступают по своей ценности предыдущим, но они легче могут быть трансформированы в содержа­тельные, чем, например, мотивы избегания неприят­ностей.

Традиционно эффективным инструментом, стиму­лирующим учебную деятельность, выступают широкие социальные мотивы. Но они менее управляемы, так как

Действенность в значительной мере определяется






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.