Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способность к прогнозированию




Часть I. Психология детской одаренности

Легкость ассоциирования

Легкость ассоциирования может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Она выра­жена наиболее явно в умении находить аналогии там,



глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития



 


где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию. Возможным это становится при наличии умения видеть связи между разными явлениями, событиями, далекими по содержанию.

Одаренный ребенок способен значительно продуктив­нее, чем его «нормальные» сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, со­бытиями и даже концепциями. Эти связи в силу нали­чия данной и выше описанных способностей могут быть нетрадиционными и непривычными, что, как известно, и составляет основу творчества.

Александр Грейам Белл сравнивал внутреннюю поверх­ность человеческого уха со стальной подвижной мембра­ной и на основе этой аналогии изобрел телефон. Известно, что физик Нильс Бор обладал способностью вообразить свет одновременно как частицу и как волну, что привело его к разработке принципа дополнительности. Физик и философ Дэвид Бом утверждал, что гении способны раз­вивать одновременно несколько разных мыслей, посколь­ку они умеют смягчать противоречия между неоднознач­ными вариантами или несочетающимися явлениями.

Легкость ассоциирования проявляется не только в уме­нии находить простые и сложные аналогии, а затем на этой основе создавать нечто новое. У гуманитариев она чаще видна в метафоричности мышления. Аристотель считал метафоричность признаком гения. Он был убеж­ден, что человек, способный находить соответствие между двумя различными сферами существования и связывать их между собой, одарен особо.

Творчески одаренным людям в значительно большей степени, чем обычным, свойственна способность к про­гнозированию. Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому ана-


лизу. Для основной массы людей характерен так назы­ваемый презентизм мышления — они не могут предста­вить себе будущее и прошлое качественно отличным от настоящего.

Способность к прогнозированию свойственна не толь­ко одаренным, но и всем детям. Известный психолог А. В. Брушлинский отмечал, что человек, решая мысли­тельную задачу, тем самым хотя бы в минимальной сте­пени предвосхищает (прогнозирует) искомое будущее решение. У одаренных детей это качество выражено на­столько ярко, что распространяется не только на процесс решения учебных задач, но и на самые разные проявле­ния реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможности прогноза развития социальных явлений.

Многие люди, добившиеся выдающихся успехов, по­лагались на свои предположения, предчувствия, на то, что было скрыто где-то в глубинах подсознания. Спо­собность предвидения, базирующаяся на подсознании, простирается значительно дальше ограниченных преде­лов поля сознания. Интуитивное мышление — особый талант, нуждающийся в развитии. На основе феномена глубины прогнозирования построен ряд психодиагно­стических методик.

Способность к прогнозированию в значительной сте­пени зависит от степени развития вышеописанных ха­рактеристик личности, таких как: склонность к задачам дивергентного типа, гибкость мышления, легкость гене­рирования идей, легкость ассоциирования. Интеграль­ный характер данного личностного свойства позволяет считать его одним из основных признаков одаренности.

Выдающимися специалистами по научным прогно­зам всегда считались писатели-фантасты. Жюля Верна, предсказавшего в своих произведениях многие откры­тия будущего, его современники ученые считали не толь­ко писателем, но и своим коллегой-ученым. Выдающийся Русский химик Дмитрий Иванович Менделеев называл





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.