Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеальное и реальное исследования




Типы научного исследования

Исследования по цели их проведения можно разделить на несколько типов.

К первому относятся поисковые исследования, в которых осуществляется попытка решения проблемы, которую никто никогда не ставил и не решал подобным методом. Иногда подобные исследования называют исследованиями “методом тыка”. Научные работы такого рода направлены на получение принципиально новых знаний в малоисследованной области.

Второй тип - критические исследования. Они проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы или закона. Другим случаем является проведение критического исследования, когда необходимо проверить, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует изучаемую реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.

Большинство исследований, проводимых в науке, относятся к уточняющим исследованиям. Их цель - установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментом, изменяются условия проведения исследования, объект (испытуемые), методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется найденное ранее теоретическое знание, закон или закономерность.

Четвертый тип - воспроизводящие исследования. Цель их проведения - точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны воспроизводиться другим исследователем, поэтому после открытия нового эффекта, закономерности и пр. возникает лавина воспроизводящих исследований, которые призваны проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование - основание всей науки, поскольку любой эксперимент должен быть воспроизводимым не только самим автором, но и другим квалифицированным специалистом.

 

Получаемый исследователем научный результат в идеале не должен зависеть ни от времени, ни от пространства, ни от личности исследователя. И завтра, и послезавтра, и через энное количество лет открытый в исследовании закон должен проявляться одинаково. Исследователь должен быть убежден, что найденная им закономерность психического развития справедлива и для человека, живущего, например, в Лондоне, и для жителя Москвы. Наконец, научное знание не должно зависеть и от личностных особенностей исследователя, его мотивов, намерений, интуиции, отношения к испытуемым и пр.

Требования, предъявленные выше, относятся к идеальному исследованию и его идеальному результату. В реальности же моменты времени не идентичны, развитие мира необратимо: он другой в каждый следующий момент. Пространство не изотропно, нет двух одинаковых объектов, все люди уникальны, каждый со своей судьбой. Тем более уникальны исследователи.

Поэтому-то невозможно полностью адекватно воспроизвести эксперимент в других условиях. Личностные черты экспериментатора влияют на ход исследования, на отношение к испытуемым, на точность регистрации и на особенности интерпретации данных.

Реальное исследование не может (да и не должно) полностью соответствовать идеальному. Отклонения от идеального исследования, которые в процессе деятельности психолога возникают неизбежно, порождены особенностями мира, в котором мы живем. Нельзя добиться полного соответствия идеала и реальности, даже в ходе научных изысканий. Другое дело, что научный метод должен давать результат, максимально приближенный к идеальному.

Для уменьшения влияния отклонений идеального исследования от реального используют особые методы планирования эксперимента и обработки полученных данных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 4411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.