Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I. Психология детской одаренности. противоречивую информацию




противоречивую информацию. Биографии выдающих­ся людей буквально переполнены «противоположными» сведениями.

Сам факт признания зависимости темпа личностно­го развития от генотипа объясняет, почему детская ода­ренность не всегда приводит к высоким творческим до­стижениям в зрелом возрасте. Кроме негативного влия­ния среды, на которое обычно в данном случае пытаются все списать, здесь, вполне вероятно, работает програм­ма, определяемая генотипом.

Так, генотипически темп созревания может быть уско­ренным, что и проявится в практике развития. А конеч­ный результат развития тем же генотипом может быть задан как норма. В этом случае ускорение в один пери­од, происшедшее под влиянием генотипических факто­ров, может смениться замедлением в другой период под влиянием все того же генотипа.

Сталкиваясь с проявлениями ускоренного темпа раз­вития, мы обычно ожидаем выдающихся результатов; по этой же логике отставание в темпе развития от сверстни­ков склонны считать патологией и источником не только сегодняшних, но и будущих проблем. Замечено и под­тверждено экспериментальными исследованиями, что за­медленный (против нормы) темп развития может вовсе не свидетельствовать о пожизненной отсталости ребенка. Таким образом, со значительной долей уверенности можно утверждать, что сам по себе факт ускорения, квалифици­руемый обычно как детская одаренность, либо замедле­ния развития вне зависимости от его обусловленности (генотипической или средовой) не следует рассматривать как однозначное предопределение его итогового уровня.

Мальчики и девочки

Давно замечено, что при тестировании на уровень интеллекта и креативности, при определении развития познавательных способностей наблюдаются не только


 

 

глава 5. Можно ли прогнозировать развитие

индивидуальные отличия, но и отличия, обусловленные полом. Мальчики и девочки, мужчины и женщины по­казывают разные результаты.

Среди девочек старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, как отмечают некоторые исследо­ватели, одаренных чуть больше, чем мальчиков. Но в бо­лее старшем возрасте (на этапе полового созревания) данное соотношение меняется в пользу мальчиков. А зна­чительная часть девочек, ранее опережавших сверстни­ков в развитии, «выравнивается» и уходит из разряда одаренных. Но ответ на вопрос о том, чем это обуслов­лено, не так прост. Может быть, срабатывают какие-то генетические программы, а может быть, это объясняет­ся внешними воздействиями.

Известны попытки объяснить этот факт средовым влиянием, представив его как результат определенных «социальных ожиданий». Нельзя не признать, что эти утверждения не лишены оснований. Ведь в мальчике на­ши культурные традиции требуют пробудить активность, энергичность, инициативу, стремление к самоутвержде­нию. Традиционные представления о мужском поведе­нии заставляют нас учить мальчика бороться с внеш­ними обстоятельствами, быть лидером, «победителем», сильным, смелым, отважным и при этом обязательно уметь скрывать свои чувства (в особенности боль, обиду и др.).

Девочку мы, в соответствии с теми же традициями, должны воспитывать практически в прямо противопо­ложном духе. В нашем понимании девочка должна быть, и, как правило, оказывается более чувствительной и к по­ощрению и к порицанию, более склонной к сострада­нию, сопереживанию. В обществе не всегда поддержи­вается ее интеллектуальная инициатива, обычно не це­нятся ее лидерские порывы, она должна быть покорной, °на может поплакать и т. п. В этих условиях, конечно, тРУДно ожидать, что она вырастет выдающимся лиде-Р°м, политиком или руководителем производства, ученым или режиссером. Если это и произойдет, то благодаря


122 I часть I. Психология детской одаренности

значительно превосходящим средние генотипическим задаткам и вопреки влиянию среды.

Современные методики измерения познавательных способностей не фиксируют существенных различий в среднем уровне их развития у представителей разных полов. Вопреки эмоциональным высказываниям, осно­ванным преимущественно на умозрительных заклю­чениях ряда крупных ученых прошлого (Ч. Дарвин, Ф. Гальтон и др.), познавательные возможности женщин и мужчин в целом примерно равны. Но это не исклю­чает наличия специфических особенностей, связанных с полом.

Замечено, что женщины лучше справляются с теста­ми на вербальную беглость, скорость чтения, понима­ние прочитанного и правописание. У них обычно лучше кратковременная вербальная память. У девочек раньше, чем у мальчиков, развиваются речевые и языковые спо­собности.

Физиологи утверждают, что в языковых центрах го­ловного мозга женщин сосредоточено на 17 % больше нейронов, чем в соответствующих зонах мозга мужчин. У женщин головной мозг менее латерализован, волокна, связывающие два полушария и делающие возможной коммуникацию между корой обоих полушарий, толще.

У женщин выше способность к эмпатии. Вне зависи­мости от типа культуры, в которой им пришлось расти, женщины лучше мужчин интерпретируют лицевую агрес­сию и другие виды социальной, эмоциональной инфор­мации.

При этом мужчины превосходят женщин в понима­нии и мысленном манипулировании пространственны­ми отношениями (лабиринты, пространственные тесты и т. п.), чаще демонстрируют высокие математические способности, линейное мышление.

Специальные исследования свидетельствуют о том, что по показателям IQ у женщин отмечается меньшая вариативность, чем у мужчин. Иначе говоря, мужчины чаще демонстрируют очень высокие и очень низкие по-


глава 5. Можно ли прогнозировать развитие | 123

казатели по тестам IQ. Вероятно, поэтому среди мужчин (в любой культуре, в любой популяции) и гениев, и ум­ственно отсталых всегда оказывалось больше, чем среди женщин.

Дети выдающихся людей

Особый интерес и ученых, и обывателей всегда вы­зывали дети выдающихся людей. Прежде всего, они при­влекали к себе внимание биографов гениев. И это не случайно, ведь именно эти дети имеют, если рассуждать формально, максимум преимуществ. Причем к преиму­ществам можно отнести не только благоприятную вне­шнюю среду, но и не менее благоприятные генотипи-ческие особенности.

В результате наблюдений накопились статистические данные, свидетельствующие о том, что дети выдающих­ся людей крайне редко достигают таких же результатов, как их великие родители. Всем известны выдающиеся политические лидеры, ученые, писатели, поэты, музы­канты, художники, имевшие детей, пошедших по их сто­пам. Но, став взрослыми, эти дети очень редко достига­ли высот, до которых поднимались их родители.

Примеров этому более чем достаточно. Вспомним Петра I и его сына Алексея; сколько литераторов, рав­ных А. Пушкину или Л. Н. Толстому, выросло из их детей и внуков; много ли выдающихся открытий сдела­но детьми выдающихся ученых. Многие известные со­ветские и российские деятели науки и искусства имеют детей, избравших те же профессии, но при этом достичь профессиональных высот удается лишь единицам. Со­временники Льва Николаевича Толстого отмечали, что, общаясь с известными писателями своего времени, он обязательно спрашивал о том, талантливы ли их стар-щие сыновья.

На основании подобных наблюдений в обществен-Ном сознании сформировалось представление о том, что


124 | часть I. Психология детской одаренности


глава 5. Можно ли прогнозировать развитие



 


«на детях великих людей природа отдыхает». А на вы­дающиеся проявления у потомков можно рассчитывать лишь в следующем, третьем поколении. Своеобразным подтверждением этой мысли служили и другие наблю­дения. Так, например, давно замечено, что у людей очень маленького роста, как правило, вырастают дети выше их, и, наоборот, у очень высоких дети часто ниже своих родителей.

Если учитывать то, что природа строит свои кон­струкции по общим алгоритмам, то приходится признать, что это правило должно распространяться и на другие признаки. Следовательно, то же должно происходить и с наследованием задатков умственных и творческих способностей. Вероятно, природа сохраняет некоторую норму, допуская возможность колебаний лишь в опре­деленных пределах.

Чтобы разобраться в том, насколько эти утвержде­ния соответствуют действительности, подчеркнем еще раз: специалисты-генетики говорят, что организм на­следует не признак как таковой, а только лишь спо­собность формировать этот признак в определенных условиях среды. У гена, определяющего признак, есть характеристика, которую называют специальным терми­ном «норма реакции»: имеется в виду диапазон, в кото­ром генотип допускает возможность колебания под воз­действием внешней среды. И поскольку условия для развития у родителей и их детей объективно отличают­ся, то степень проявления тех или иных признаков (даже при отсутствии мутаций) неизбежно окажется разной. В результате дети (и внуки) могут оказаться и более и менее талантливыми чем родители, бабушки или де­душки. А вышеупомянутое «правило» о якобы отдыхаю­щей природе, вероятно, один из многочисленных ми­фов, которыми буквально окружены рассуждения об ода­ренности.

Существенно повлиять на норму реакции гена мо­гут, как мы уже отметили, некоторые физические, хи­мические и биологические факторы.


Формы проявления детской одаренности

Одаренность, проявляющуюся в деятельности ребен­ка ярко и отчетливо, называют явной. Завуалированную, замаскированную именуют скрытой, или латентной, ода­ренностью.

Существует и другая, очень похожая градация — акту­альная и потенциальная одаренность. Проявленную, оче­видную одаренность, замеченную психологами, педаго­гами, родителями, называют актуальной. Детей, которые демонстрируют актуальную одаренность, чаще называют уже не одаренными, а талантливыми детьми.

И напротив, одаренность, которая представляет со­бой лишь определенные психические возможности (по­тенциал) для высоких достижений, но не может быть реализована в данный момент в силу своей функцио­нальной недостаточности, называют потенциальной.

Одаренность ранняя и поздняя

Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способно­сти в раннем возрасте.

Бывает и наоборот: люди, не считавшиеся одарен­ными в детстве, добивались блестящих результатов в зре­лом возрасте. Нередко выдающийся умственный потен­циал, как свидетельствуют биографии многих известных людей, долгое время оставался незамеченным окружаю­щими.

Например, биографы Карла Линнея (великого швед­ского ботаника) отмечают, что в детстве его развитие шло медленно. Правда, при этом известность он стал приоб­ретать уже с 24 лет. Сравнительно поздно начал свою литературную деятельность известный русский писатель "• С. Крылов. Среди воспитанников Царскосельского



часть I. Психология детской одаренности


глава 5. Можно ли прогнозировать развитие



 


лицея, увлекавшихся поэтическим творчеством, А. Пуш­кин не считался первым, пальму первенства успешно оспаривал А. Илличевский. Ничем не выделялись в дет­стве среди своих сверстников многие известные ученые, художники.

Факт существования актуальной и потенциальной, явной и скрытой, ранней и поздней одаренности под­черкивает сложность и важность проблемы прогнози­рования развития. К этой проблеме примыкает другая, не менее важная. Умственный потенциал человека, как мы уже отметили выше, не статичен. Он существует лишь в динамике и постоянно меняется. Поэтому многие уче­ные посвящали свои исследования изучению продуктив­ности человека в различные периоды его жизни. Так, например, американские психологи Г. Леман и У. Денис установили, что наиболее продуктивным периодом твор­чества писателей, художников, мыслителей является воз­раст 20—40 лет, у математиков — 23 года, химиков — 20—30 лет, физиков 32—33, у астрономов 41—44.

Закономерности, случайности и прогнозирование

В прогнозах индивидуальных достижений делается значительно больше ошибок, чем в построении прогно­зов погоды, демографических волн или исторических событий. Педагоги и психологи, работающие с одарен­ными детьми в образовательных учреждениях, с этой проблемой сталкиваются постоянно. Обычно они про­чат большое будущее одним своим ученикам, а настоя­щих успехов, как правило, достигают другие.

; Меняются поколения учеников, а ситуация с оши­бочными прогнозами повторяется. Вероятно, главная при­чина в том, что динамична не только детская одаренность, но и сам мир; в представления о будущем вмешивают­ся еще и случайности. Многие события, определяющие


будущее, спрогнозировать просто невозможно. И тем не менее интерес исследователей к данной проблеме не ослабевает, специалисты постоянно пытаются найти признаки, указывающие на возможность ребенка в бу­дущем добиться выдающихся достижений.

Нередко случайные признаки пускали исследователей по ложному следу. Так, например, в XVIII—XIX веках было замечено, что практически все выдающиеся полко­водцы (А. В. Суворов, Наполеон Бонапарт и др.) и фло­товодцы (Г. Нельсон и др.) были невысокого роста. Не­которые биографы поспешили объявить это закономер­ностью и даже придумали теорию «низкорослых гигантов».

Но, рассмотрев эту идею более внимательно, Ф. Галь-тон пришел к любопытным выводам. По его утвержде­нию, одно из важнейших качеств выдающегося пол­ководца — храбрость. Ею отличались и А. Суворов, и Г. Нельсон, и другие полководцы и флотоводцы. Но имен­но это качество не позволяло достичь зрелого возраста и стать полководцами большинству рослых людей. Ф. Галь-тон пишет о том, что они погибали, будучи еще млад­шими офицерами. Стрелок обычно целится в рослого человека, подобно охотнику, старающемуся застрелить самую крупную птицу.

Одна из серьезных проблем прогнозирования состоит втом, что требования к выдающемуся человеку существен­но меняются с течением времени. Так, например, одно время требует от выдающегося человека одних способно­стей, а другое — совсем других. А мы — психологи, педа­гоги и родители — часто не в силах это прогнозировать. Потому и ведем себя как генералы, которые, как утверж­дает поговорка, «всегда готовятся к прошедшей войне». Например, человека занимающегося наукой, вплоть До середины XX века называли ученым. Предполагалось, что человек этот много знает, потому и «ученый». В наше вРемя сами деятели науки все чаще стараются называть себя не учеными, а исследователями, подчеркивая тем самым, что они могут и не владеть (и часто не стремятся большим объемом информации в области, где





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.