Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности восприятия детьми литературных произведений




Тема 7. Ознакомление дошкольников с художественной лите­ратурой

Вопросы

1. Раскройте педагогические условия возникновения связной речи детей дошкольного возраста. Ответ обоснуйте.

2. Перечислите особенности восприятия и понимания картин детьми дошкольного возраста.

3. При каких условиях наиболее успешно осуществляется развитие словесного творчества детей дошкольного возраста.

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте схему наиболее продуктивных методов развития связной речи детей дошкольного возраста.

Рекомендуемая литература

Бородич A.M. Методика развития речи детей. - М., Просвещение, 1974.

Виноградова Н.Ф., Ушакова О.С. Рассказывание по картине. В кн.: Разви­тие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина, - М., 1979.

Гербова В.В. Работа с сюжетными картинками/Дошкольное воспитание. - 1979.-№ 1.

Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1976.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. Изд. 4-е испр. и доп. - М., 1972.

 

Эстетика и психология рассматривают восприятие искус­ства как сложный творческий процесс. Литературное произведение обращается одновременно к чувству и мысли читателя, помогая освоить богатый духовный опыт человечества. Е.А.Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувству­ющего» и «мыслящего».

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пас­сивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в во­ображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

В трудах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, А.В.Запорожца, О.И.Никифоровой, Е.А.Флериной, Н.С.Карпинской, Л.М.Гурович и др. исследу­ются особенности восприятия художественной литературы дошкольником.

О.И. Никифорова выделяет в развитии восприятия ху­дожественного произведения три стадии: непосредствен­ное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе — работа воображения); понимание идейного со­держания произведения (в основе лежит мышление); вли­яние художественной литературы на личность читателя (че­рез чувства и сознание).

Одной из особенностей вос­приятия литературного произведения детьми является сопе­реживание героям. Восприятие носит активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно дей­ствует, борется с его врагами. Е.А.Флерина отмечала такую особенность, как наив­ность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив.

Л.М.Гурович рассматривает возрастные особенности воспри­ятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от ис­кусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным1.

Задачи и содержание ознакомления с художественной литературой

Обобщенно задачи можно сформулировать следую­щим образом:

— воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произве­дений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

— формировать первоначальные представления об осо­бенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о компози­ции; о простейших элементах образности в языке;

— воспитывать литературно-художественный вкус, спо­собность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, кра­соту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

У детей формируют способность элементарно ана­лизировать содержание и. форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: опреде­лять основных героев; на основе анализа поступков персо­нажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры об­разности языка (определения, сравнения).

При отборе книг надо учитывать, что литературное про­изведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции; единство содержа­ния и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку в литературно-художественной форме — предметную изоб­разительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), композицию.

Проблема отбора книг для чтения и рассказывания до­школьникам раскрывается в работах В.М.Федяевской, Н.С.Карпинской, Л.М.Гурович и других. Разработано несколько критериев:

— идейная направленность детской книги. Идейность обус­ловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Мораль­ный облик героя также определяет идейность книги;

— высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

— доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей; учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

— сюжетная занимательность, простота и ясность ком­позиции;

— конкретные педагогические задачи.

К руг дет­ского чтения и рассказывания включает:

1. Произведения русского народного творчества и творче­ства народов мира. Малые формы фольклора: загадки, посло­вицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.

3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Это произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.