Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И домашнее образовательное пространство. глава 6. О программировании домашних образовательных усилий





глава 6. О программировании домашних образовательных усилий



 


придется корректировать ее постоянно. Новые условия обязательно будут вносить свои уточнения. В этом пла­не надо быть одновременно и твердым и гибким. На чем-то настаивать, а от чего-то отказываться.

Мы говорим в этой книге о развитии одаренности, но одаренность есть потенциал личности, комплекс не­реализованных возможностей. Для чего мы этот потен­циал развиваем?

Вряд ли кто-то из современных родителей рискнет поставить себе такую нескромную задачу, как вырастить гения. Но стоит ли от этого категорически отказывать­ся? Такие попытки существовали в истории домашнего обучения, и они с полным правом могут считаться удач­ными. Классический пример — Карл Витте, пастор из Германии. Еще до рождения своего сына пастор, поспо­рив со слушателями своих лекций — членами Магде-бургского педагогического общества преподавателей гим­назий, заявил им: «Если бог пошлет мне сына... то я, как и решил, сделаю из него выдающегося человека».

Сын у пастора родился вскоре после этого спора, в 1800 году. Он был назван в честь отца — Карлом. Ста­раниями родителей мальчик добился выдающихся успе­хов уже к шести годам. Он поражал своими способно­стями гимназических учителей. В девять лет юный Карл Витте поступил в Лейпцигский университет, где после первого года обучения успешно сдал все экзамены. В 13 лет он стал доктором философии в университете города Ги-сена, затем, позанимавшись четыре семестра, получил степень доктора юриспруденции в Гейдельберге. В 18 лет он становится профессором Гейдельбергского универ­ситета.

Карл Витте-младший свой след в науке оставил, но гением его назвать все же нельзя. Однако педагогиче­ские находки отца были высоко оценены и оказались востребованы. Разработанная Карлом Витте-старшим ме­тодика домашнего воспитания была описана автором, по просьбе великого швейцарского педагога И. Г. Пес-талоцци. По книге К. Витте многие одаренные дети были


воспитаны своими родителями. Пожалуй, самый яркий пример — основатель кибернетики Норберт Винер.

У большинства из нас нет столь высоких притяза­ний. Развивая интеллектуальные, творческие способно­сти ребенка, мы обычно выбираем более приземленные цели (хорошая, престижная, высоко оплачиваемая про­фессия, обеспечивающая достойную жизнь и т. п.). Ви­димо, в этой прагматичности есть своя целесообразность и своя справедливость.

При этом, наверное, каждому приходилось убеждаться в том, что наши достижения в значительной мере зави­сят от уровня тех целей, которые мы ставим себе сами. Большинство из нас получает то, к чему стремится. Что бы ни говорили психологи о важности объективной, адек­ватной самооценки, в жизни обычно оказываются более результативными люди, чью самооценку окружающие считали завышенной. Но если результат достигнут, зна­чит, эта завышенность была мнимой. Знаем ли мы дей­ствительные пределы собственных возможностей, что­бы говорить о том, насколько адекватно мы оцениваем себя или своего ребенка? Вывод, диктуемый этим рито­рическим вопросом, очевиден: стремиться надо к чему-то грандиозному.

Одаренность и гениальность

Известный специалист в области психологии твор­чества Эдвард де Боно, описывая проблему соотноше­ния одаренности и гениальности, предложил такую ме­тафору: можно очень быстро ездить на очень скромном автомобиле и наоборот, имея мощный автомобиль, не Уметь распорядиться его большими возможностями. Это точное и простое сравнение указывает на одну из основ­ных причин того, почему не все одаренные люди могут называться гениями.

Понятием «одаренность» обозначается лишь потен­циал личности, некие возможности, которые могут быть




часть II. Детская одаренность

и домашнее образовательное пространство


глава 6. О программировании домашних образовательных усилий



 


реализованы, но, как утверждает статистика, чаще они оказываются невостребованными. Наш выдающийся со­отечественник, потративший значительную часть сво­ей жизни на поиск «гена гениальности», Владимир Эф-роимсон утверждал, что частота появления одаренных (потенциальных гениев) у разных народов приблизи­тельно одинакова и оценивается отношением 1: 1000. Уровня великих свершений удается достичь уже одно­му из ста тысяч. Но для получения титула «гений» надо добиться еще и общественного признания. Даже в про­свещенном XX веке с его развитыми образовательными системами и средствами информации это удавалось, по свидетельству В. Эфроимсона, лишь одному из десяти миллионов.

Многие биографы-исследователи задолго до В. Эфро­имсона отмечали, что тысячи архимедов, моцартов, ра-фаэлей так и не заслужили в обществе полагавшегося им от природы звания гения, причем большинство из них прожили свою жизнь в безвестности, в качестве кресть­ян, сапожников, пекарей и т. п.

Гений — это высший титул для «аристократа духа». Он не передается по наследству, не дается по праву рож­дения, как, например, дворянский титул. Его присваи­вает общество одаренным людям за выдающиеся, эпо­хальные достижения в науке, искусстве, реже в практи­ческой деятельности (военное дело, государственное управление и др.). И ценится он в обществе несравнен­но выше всех других.

Гений — явление социально-природное. Но что это — ! аномалия, отклонение в развитии? А может быть, ре­зультат болезни, как считал Чезаре Ломброзо? Есть те, кто придерживается этой точки зрения, но все же она вызывает сомнение. Гений — это скорее высшая фор­ма реализации нормы, гармоничное проявление есте­ственных, нормальных человеческих возможностей. Но можно возразить, что гений — не «норма». Да, это оче­видно. Но разве является нормой полная гармония, на­пример, телосложения или функционирования внутрен-


них органов? Хотя сами по себе отдельные стороны гар­монично развитого организма есть, по сути, «хорошая норма».

Образовательный стандарт для будущего гения

Для проявлений гениальности нет и не может быть никаких стандартов, но это касается творчества гения. Мы же говорим о его воспитании, точнее, даже о тех воспитательных ориентирах, к которым следует стремить­ся, и должны отметить, что есть ряд давно описанных, относительно хорошо известных личностных свойств, которые характерны для выдающихся людей. Свойств, без которых их выдающиеся достижения были бы не­возможны.

Некоторые из этих качеств уже рассматривались в гла­вах, посвященных особенностям познавательного и пси­хосоциального развития одаренных детей, многие из них были обозначены в предложенных диагностических ме­тодиках. Попробуем еще раз выделить и систематизи­ровать их. Это конкретизирует не только наши цели, но и подскажет, что и как следует делать.

Стремление к формированию и развитию таких ка­честв может рассматриваться нами как основная педаго­гическая задача, которая ставится в процессе выращива­ния будущего гения. Обеспечить ему общественное при­знание не в наших силах, но формировать и развивать нужные качества личности мы и можем и должны.

Отметим вначале, что каждый вид деятельности имеет свои особенности и в каждой деятельности проявляется и развивается множество специфических качеств. Но по­тенциал личности, как отмечали мы в первой главе, об-Щая, интегративная (суммарная) характеристика. Сле­довательно, определяющие его базовые свойства про­являются и формируются независимо от предметного






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.