Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы методической работы




Одной из форм методической работы является контроль посещения групп, ознакомление с работой воспитателя, методическая помощь воспитателю в области развития речи с определенной целью.

Целью посещения может быть наблюдение за приемами работы воспитателя, знакомство с пособиями по развитию речи, проверка состояния книжного уголка и т. д.

Заведующая может заранее наметить в своем плане вопросы: контроль за выполнением воспитателями основных задач по раз­витию речи в отдельных возрастных группах (речевая активность детей на занятиях в младших группах), фронтальная работа по звуковой культуре речи (на занятиях и вне) в средней группе, обучение рассказыванию, индивидуальная работа по звукопроизношению в старших группах, методика непосредственного наблюдения (во всех группах).

Заведующая может предложить педагогу выбрать раз­дел программы и, основательно подготовившись, продемонстриро­вать уровень своих умений. Она не вме­шивается в ход работы воспитателя, поддерживает авторитет у детей; посещая группу вторично, сопо­ставляет новые данные с предыдущими.

Беседы с детьми — полезная форма ознакомления заведующей с уровнем работы по развитию речи в группе, прямой путь воздействия на речь воспитанников (похвала, замечания, советы старшим детям, создание эмоциональных мотивов для совершенст­вования). Беседы могут возни­кать непреднамеренно, при встрече с детьми на прогулке, в груп­повой комнате, в коридоре. Можно организовать беседу специаль­но: пригласить в свой кабинет одного или нескольких ребят, при­слушаться к их произношению, предложить картинку для расска­за, завести разговор о домашних делах, о событиях в группе.

Индивидуальные и групповые консультации с воспитателями лучше планировать заранее, выделяя день и час, подбирая по возможности узкие темы.

В подготовку и проведение групповой консультации входят этапы:

1) постановка общей актуальной цели (на основе личных на­блюдений, пожеланий педагогов и указаний РОНО);

2) целенаправленные наблюдения в группах, исследование речи детей для сбора примеров, апробации приемов; изучение планов, литературы;

3) уточнение конкретных задач консультации. Разработка материала для кон­сультации: мотивировка задач в соответствии с анализом педпроцесса; вопросы для обсуждения, упражнения, задания. Продумывается использование приемов активизации слушателей (варианты ответов, обмен «ролями», оценка записей детской речи, наглядности). Готовится проект рекоменда­ций к дальнейшей работе педагогов;

4) подготовка к выступлению: овладение материалом, выде­ление в нем главного, отработка формы выступления, оформление выставки;

5) устное изложение материала с учетом специфики консуль­тационной работы, реакции слушателей;

6) выявление результатов консультации, влияния ее на прак­тику, постановка дальнейших задач.

Работа с методической литературой. Использование методистом устной и письменной информации о новинках литературы, обзор статей из журналов, обсуждение литературы лучше проводить с воспитателями дифференцированно, с учетом их образования, стажа.

Взаимопосещения — простой и удобный путь ознакомления воспитателей с работой друг друга. Иногда проводится взаимная проверка по за­данию администрации. Например, готовясь к педсовету по вопросам воспитания звуковой культуры речи, вос­питатели ознакомились с календарными планами каждой группы, таблицами учета звуковой стороны речи, иг­рами на участке за неделю, побеседовали с детьми, обращая внимание на темп, дикцию, сила голоса.

Коллективные наблюдения и анализ работы по развитию речи (открытые мероприятия). Выбирается тема, слушатели готовятся к наблюдению, которое закан­чивается обсуждением, выработкой конкретных рекомен­даций. Заведующая может включить открытые мероприятия в годовой план методической работы в на­чале года и проконтролировать, что нашло отражение в последующей работе педагогов, по­ощрить использование опыта, особенно творческое его развитие.

Педагогический совет. Это постоянно действующая форма ме­тодической работы, коллективного контроля и по­мощи. На педсоветы выносят вопросы, поставленные перед дошкольным воспитанием правительством, отраженные в ведомственных постановлениях, методических документах; осуществляется обмен опытом (анализ, отчеты), знакомство с новинками.

Если в детском саду в течение года проводится 8—10 педсо­ветов, 1—2 из них могут быть целиком посвящены методике раз­вития речи. Вопросы методики могут составить и часть по­вестки для педагогического совета. На совещании по итогам работы за учебный год обязательно анализируется состояние речи детей.

Педагогический совет заканчивается принятием решения, выработкой рекомендаций, контролем.

Заведующая обобщает данные об уровне развития речи детей и качестве работы воспитателей при составлении годового отчета и плана, в актах проверки других детских садов; опыт работы в виде докладов, сообщений; осуществляет контроль за самостоятельным повышением квалификации воспитателей.

Лекции, встречи со специалистами, логопедом, врачом-гигиенистом, детским писателем, библиоте­карем, учителем начальных классов, педагогом-словесником, артистом; лекции, консультации научных работников, аспирантов, преподавателей педучилищ, вуза, занимающихся проблемами развития речи; экскурсии (в детские сады, музеи, на предпри­ятия), коллективное прослушивание литературных концертов, про­смотр детских спектаклей и кинофильмов.

Коллективные формы работы с родителями. На групповых собраниях в начале года педагог знакомит их с новыми задачами воспитания, рассказывает, какие речевые навыки наиболее существенны на возрастной ступени, знакомит с ошибками в речи детей. Тематические лекции, консультации специалистов.

Полезно ознакомить родителей с процессом формирования ре­чи детей. Лучше всего показать комплексное занятие, состоящее из простых упражнений, которые родители могут повторить в семье. Родителей старших детей знакомят с содержанием работы по подготовке детей к школе, программой I класса.

В родительском уголке рекомендуется помещать материалы о состоянии развития речи детей, отражать задачи развития речи, виды занятий в группе. Необходимо составить список литературы для роди­телей, подготовить советы.

На стенде представить примеры детского словотворчест­ва; организовать выставку книг; помещать загадки, пословицы, отрывки из стихотворений, которые родители могут использовать, разговаривая с малышом.

Привлечение родительского актива к организации экскурсий, по­ездок, посещение всей группой места работы кого-то из родителей,

Вопросы методики развития речи отражаются на родительских конференциях, устных педагогических журналах, организуемых на производстве.

Воспитатель и заведующая информируют родителей о состо­янии речи их ребенка, отмечают положительные сдвиги, дают ре­комендации; посещают семьи.

Вопросы

1. Каковы задачи заведующей по развитию речи дошкольников?

2. Раскройте условия правильного развития речи детей в детском саду.

Задания для самостоятельной работы

Составьте план групповой консультации с педагогами ДОУ.

Рекомендуемая литература

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пос. для студ. высших и ср. уч. зав. – М.: академия, 2000.

Бородич A.M. Методика развития речи детей. - М., Просвещение, 1974.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 3768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.