Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И домашнее образовательное пространство. Часть II. Детская одаренность




Часть II. Детская одаренность

 

содержится в работах специалистов. Например, замечено, что ребенок, рано начавший ходить, обычно опережает сверстников в умственном развитии. Умственное развитие малыша происходит параллельно с физическим и сенсор­ным, это естественно, ведь мозг — часть организма.

Объясняется это еще и тем, что главный и практи­чески единственный способ знакомства с миром для мла­денца — движение. Через движение он исследует и по­знает окружающий мир, устанавливает когнитивные кон­такты со средой. Этим объясняется столь важная роль движений в развитии его интеллекта. Специалист в об­ласти психологии детской игры Сюзанна Миллер пишет, характеризуя особенности исследовательского поведения детей в первые 18 месяцев жизни: «Со времени, когда сформирована координация между руками и зрением, тенденция ребенка касаться всего кажется почти прину­дительной. Ему очень трудно удержаться, чтобы не по­трогать все, что его окружает, несмотря на запреты. После того как он начинает ходить, содержимое ящиков, по­лок и особенно всякие мелкие объекты, такие как кноп­ки или монеты, „кучи" бесполезных предметов привле­кают его внимание достаточно длительное время».

Адаптация малыша к окружающему миру происхо­дит преимущественно путем совершенствования коор­динации восприятия и движения. Ряд ученых, в частно­сти американский психиатр и педагог Г. Доман, исполь­зуют даже специальное понятие «физический интеллект». В его книгах предлагается особая система диагностики и развития «физического интеллекта» в самом раннем возрасте. Автор при этом ссылается на собственные ис­следования и изучение опыта обращения с младенцами женщин-индианок.

Их малышей, отмечает исследователь, никогда туго не пеленают, их редко кладут на спину, им дают воз­можность активно двигаться едва ли не с первых минут жизни. Он, как многие другие специалисты, подчерки­вает в своих работах, что пеленание и укладывание нич­ком вредно и существенно влияет на психику ребенка,


глава 7. Основные факторы развития 151

закрепляя ощущение беспомощности и зависимости. Это в дальнейшем может приводить — и приводит — к пас­сивности.

В начале XX века Мария Монтессори утверждала, что потребность младенца в сенсорных ощущениях не может быть удовлетворена, если он постоянно лежит на спине в коляске или в кроватке. Что видит ребенок в этом случае — потолок (в лучшем случае небо, если он в коляске на улице), изредка лицо взрослого, погремуш­ки, которые во всем мире вешают родители над коляс­кой (или кроваткой)? Этого оказывается недостаточно для реализации биологической потребности в исследо­вательском поведении, а следовательно, и для полно­ценного развития.

Предоставление младенцу максимума условий для свободных спонтанных движений является одной из важ­ных предпосылок удовлетворения поисковой активно­сти, а следовательно, и условий для интеллектуально-творческого развития в этом возрасте. Естественно, что по мере взросления ребенка задачи, ставящиеся перед ним, постепенно и существенно усложняются и специа­лизируются.

На ранних этапах развития личности роль двигатель­ной активности ребенка, как основного пути реализации потребности в исследовательском поведении, чрезвычай­но важна. По мере взросления ее значимость объективно снижается, уступая место более сложным, специализиро­ванным видам деятельности. Безусловно, прав Г. Доман, Утверждая, что в истории человечества нет более любо­знательных исследователей, чем дети до четырех лет. Не-Редко, отмечает он, взрослые путают детское любопыт­ство с неумением сосредоточиться.

Дети начинают сами получать информацию преиму-Щественно благодаря своей потребности в исследователь­ском поведении с первых минут своей жизни. Поэтому наивно думать, подчеркивает Г. Доман, что если офици­альное образование для большинства детей начинается о лет, то и их обучение начинается в это время. К шести



часть II. Детская одаренность




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.