Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И домашнее образовательное пространство. глава 7. Основные факторы развития 165





глава 7. Основные факторы развития 165


 


деятельностью, и во многом они похожи. Опыт, полу­чаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умений и навыков исследователь­ского поведения. Создавая постройки из песка или бло­ков строительного конструктора, собирая модели машин из деталей технического конструктора, склеивая разные объекты из бумаги и картона, ребенок приобретает не­оценимый опыт творчества в освоении новых материа­лов и изучении их свойств.

Особенно привлекает маленьких конструкторов то, что мы пренебрежительно именуем отходами. Высокую ценность для них представляют те материалы, которые не имеют жестко фиксированных функций, форму кото­рых можно произвольно менять. Ценнейшим исходным материалом для самостоятельной творческой практики выступают обычно песок, глина и вода. Нередко бес­ценным для детских исследований оказывается то, что мы, взрослые, считаем ненужным мусором: гайки, ка­мешки, палки, кусочки ткани и др. Эти «бесценные» вещи могут существенно расширить репертуар творческих ре­шений ребенка, позволяют продуцировать новые идеи.

Но самым важным здесь оказывается другое: эти пред­меты не игрушки, они настоящие. Известен случай, когда на конкурсе дизайнеров — проектировщиков детских площадок, детское жюри присудило первую премию ху­дожникам, сделавшим свою площадку для детских игр не из стилизованных башенок, горок и других такого рода конструкций, а из настоящих старых автомобилей. Детское жюри играло только на этой площадке.

Пожалуй, самое важное в развитии интеллекта и в еще большей мере — креативности — привлекать ребенка к использованию материалов и предметов не только по их прямому назначению, но и для решения других про­блем. Например, давайте из деталей строительного кон­структора сделаем не обычные домики и башни, а сти­лизованные изображения людей, животных или даже сю­жетные сценки. Превратим диван в корабль, построим дом из стульев или из картонных коробок и др.


Совместные игры и общение

Специалисты уже в первой половине XX века ста­ли говорить о существовании особого «социального ин­теллекта». Это не удивительно: понятия «интеллект» и «креативность» нельзя связывать только с познаватель­ной сферой. Развивается и реализуется социальный ин­теллект во взаимодействии с другими людьми, в об­щении.

Общение для ребенка — прекрасный способ иссле­дования себя, человеческих отношений и самих людей. Общаясь со взрослыми и друг с другом, дети учатся выра­жать свои мысли, расширяют собственное поле социаль­ного зрения, углубляют и обогащают свой жизненный опыт. Они обучаются умению выражать свои мысли, фор­мируют свои представления о событиях и процессах окружающей их жизни. Этим путем ими осваиваются сложнейшие способы интуитивного постижения моти­вов поведения и деятельности других людей.

Если проследить за характером взаимодействия де­тей на примере их ведущей деятельности, то, по общему мнению, оно развивается по следующей схеме: одиноч­ная игра, параллельная, ассоциативная и, наконец, со­вместная игровая деятельность. Ж. Пиаже утверждал, что дети совместно играют только после 7—8 лет. Вряд ли с этим можно согласиться сегодня, простые наблюдения показывают, что различные варианты спонтанно возни­кающих совместных игр можно наблюдать у детей зна­чительно более раннего возраста.

Особенно этот процесс интенсифицируется в усло­
виях пребывания ребенка в детском саду, где вольно или
невольно разворачиваются детские совместные игры.
Количество детей, обычно одновременно участвующих
в совместной игре, с возрастом постепенно увеличива­
ется. Трехлетним малышам, например, трудно самосто­
ятельно согласовать совместные игровые действия, со­
вместное использование игрушек. Дети постарше уже
лУчше справляются с этой задачей. ^./


 

часть II. Детская одаренность




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.