Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И домашнее образовательное пространство. Часть II. Детская одаренность




Часть II. Детская одаренность


Г


глава 9. Учебные исследования в домашнем обучении



 


Специалисты в области психологии мышления дав­но подметили такую особенность: умственная деятель­ность ученого, делающего эпохальное открытие, и ум­ственная деятельность ребенка, познающего новое, иден­тичны по своей внутренней «механике». Но самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

Склонность к исследованиям свойственна всем де­тям без исключения, но особенно характерна она для одаренных детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление эксперимен­тировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской одаренности.

Вряд ли кто-то станет оспаривать эти утверждения. Но на практике мы обычно недооцениваем значимость детских исследований и часто сами, как правило, из «доб­рых побуждений» пресекаем исследовательскую актив­ность детей. Например, возмущаемся тем, что в резуль­тате исследовательской работы разобрана до последнего винтика дорогая игрушка, пострадали бытовые прибо­ры, книги или мебель, в итоге исследования дна лужи возле дома промочены ноги, а сам исследователь про­стужен.

Многие из нас считают все это баловством и искренне не понимают, что будущий исследователь рождается не в тридцать лет, обучаясь в аспирантуре, а гораздо рань­ше того времени, когда мы впервые поведем его в дет­ский сад.

Дезориентируют нас и некоторые педагогические мифы. Например, принято считать, что прежде чем зани­маться собственными исследованиями, надо долго и нуд­но изучать все, что до тебя сделали другие. История от­крытий и изобретений говорит о том, что все это совсем не так, но мифы живучи и их способность действовать на умы людей удивительна.


Обучение и исследовательская активность ребенка

Когда мы произносим слово «обучение» и вспоми­наем традиционную школу, то у большинства возника­ют ассоциации с трудной монотонной работой, далекой от творчества, направленной преимущественно на пас­сивное усвоение уже давно добытых кем-то знаний. По­тому-то нас не удивляет, что для ребенка это обычно повинность, тяжелый, напряженный, но, как принято считать, необходимый труд.

Более того, многие учителя склонны утверждать, что это нормально, что так и должно быть. Так учили нас, так учились вы, так мы учим их... И лишь отдельные мечта­тели говорят об «учении с увлечением», о какой-то прин­ципиально другой школе — «школе радости». Школе, где интересно учиться, где радостным является прежде всего основной вид деятельности ребенка — учение. А может ли учение быть интересным и радостным?

Положительный ответ на этот вопрос давно найден детской психологией и педагогикой. Решение это вы­глядит удивительно просто — обучение должно быть «про­блемным», то есть должно содержать элементы исследо­вательского поиска. Организовывать его надо по зако­нам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятель­ность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинте­ресовать, пробудить жажду познания.

Но решение это не доведено до уровня практическо­го использования в массовой школе. Происходит это потому, что под обучением принято понимать нечто со­всем иное.

Совсем по-другому могут и должны обстоять дела 8 Домашнем обучении. Тем более, что нам нет никакой необходимости дублировать школу. Нас никто не торо-Пит. Никто не диктует нам, чему и как учить. А потому





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.