Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть III. Детская одаренность и школьное обучение. Одним из первых в начале XX века реализовал эту идею американский педагог и философ Дж




Педоцентризм

Одним из первых в начале XX века реализовал эту идею американский педагог и философ Дж. Дьюи в своей концепции содержания образования. Обучение, справед­ливо считал он, должно ориентироваться на естествен­ный рост и развитие природных, врожденных свойств ребенка. А потому в центре разработки содержания обра­зования должен стоять не многоопытный взрослый с ка­кими-то заранее заготовленными планами и программа­ми обучения, а ребенок с его собственными индивиду­альными желаниями, интересами и потребностями. Это направление получило название «педоцентризм».

Ребенок сам должен определять как качественные, так и количественные параметры обучения. Не один взрослый (педагог, родители и др.) должен диктовать, чему и как учить, а взрослый и сам ребенок исходя из склонностей, интересов, потребностей последнего долж­ны определять содержание обучения.

Это содержание должно быть максимально приспо­соблено к субъективным, индивидуальным запросам уча­щихся. Таким образом можно придать обучению есте­ственный характер, сделать для ребенка школу местом «общественной жизни», а учебную деятельность — сред­ством реализации и развития индивидуальных, личност­ных особенностей.

Дж. Дьюи утверждал, что единственный путь к овла­дению социальным наследием — приобщение ребенка к тем видам деятельности, которые позволили цивили­зации стать тем, чем она является. Поэтому основное внимание в содержании образования должно быть уде­лено не усвоению абстрактных знаний и не развитию мышления, а занятиям конструктивного характера.

Поясним, как это может выглядеть на практике. Традиционный подход предполагает, например, изуче­ние законов физики, правил правописания, основных законов жизнедеятельности растений и животных, а так­же других важных и интересных вещей и явлений. А


 

 

глава 10. Чему учить, или Содепжянир образования и умственное развитие ребенка

после этого изучения предполагается рассматривать, где можно применить эти знания.

Например, сначала, как часто бывает, долго и нудно изучаем законы Ома, а потом, если останется немного времени, говорим, что на их основе действуют такие хо­рошо знакомые вещи, как утюг, электроплита и другие электроприборы.

Сторонники идей Дж. Дьюи подошли бы к проблеме иначе. Все сделали бы как раз наоборот. В нашем случае это может выглядеть так: сначала надо пробудить инте­рес ребенка к причине работы утюга. Таким образом, это становится «проблемой» самого ребенка, и вот тогда он сам начнет изучать законы Ома. Не потому, что учить­ся — это его общественный долг, не потому, что этого требуют учителя и родители, не потому, что хочется по­лучить хорошую отметку, а потому, что это интересно ему самому. В этом направлении особенно много рабо­тают американские педагоги.

В отечественной педагогике также можно найти удач­ный опыт реализации отдельных элементов этого под­хода. В специальной и популярной литературе описано много случаев того, как ребенок, не проявивший инте­реса к изучению математики, физики, химии, зачислял­ся в число ленивых, неперспективных и даже «тупых». Но этот же ребенок, увлекшись конструированием авто­мобилей, радиоприборов, компьютерной техники или другим творчеством, вдруг начинал испытывать потреб­ность в изучении нужных наук и с жадностью начинал изучать ту же химию, физику и математику. Учителя иностранного языка нередко отмечают, что многие не­радивые ученики, увлекшись поп-музыкой, начинают всерьез интересоваться иностранным языком. Все это нередко позволяло довольно быстро достигать выдаю­щихся результатов не только в техническом творчестве или в знании поп-музыки, но и в школьном обучении. Это, конечно, предельно упрощенная трактовка и про­блем и их решений. На самом деле все гораздо сложнее, но оставим эти сложности специалистам. Отметим, как


 



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.