Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследовательское обучение




Часть III. Детская одаренность и школьное обучение

Социальная компетенция

Часто ребенок, опережая сверстников по уровню познавательного развития, отстает от них (либо нахо­дится на среднем уровне) в психосоциальном развитии. С целью преодоления этих проблем создаются програм­мы специальных, интегрированных курсов. Основные усилия в ходе этих занятий направлены на развитие эмо­циональной сферы, формирование лидерских и комму­никативных способностей, коррекцию межличностных отношений в коллективе сверстников, самоактуализацию и т. п.


 

Программы и специальные занятия такого рода важны не только для тех, кто испытывает эмоциональные или поведенческие трудности. Многие специалисты в обла­сти обучения одаренных детей считают, что обсуждение социальных и межличностных проблем особенно важно для одаренных детей. Их умение рассуждать, глубже пони­мать мотивы поведения других людей в сочетании с повы­шенной чувствительностью к несправедливости и про­тиворечиям часто негативно сказывается на развитии личности ребенка.

Эти занятия, как показали исследования Е. А. Фоки­ной, проведенные под научным руководством автора, помогают ребенку точнее оценивать и совершенствовать свой образ жизни, стиль поведения, характер общения, что положительно сказывается на самооценке ребенка и межличностных отношениях со сверстниками и взрос­лыми, активно содействует пониманию детьми самих себя, изучения ими сходства и различия с другими деть­ми, познанию своих способностей.

Главная задача этого подхода — активизировать обу­чение, придав ему исследовательский, творческий харак­тер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Самостоятельная исследовательская практика детей традиционно рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей. Однако всеобщее признание этого положения на уровне теории не приве­ло к разработке признаваемых большинством отечествен­ных специалистов, пригодных для этого форм организа­ции учебной деятельности, также не привело и к аде­кватным методическим находкам.

Мы описали в предыдущем разделе, как можно ис­пользовать технологии исследовательского обучения в до­машних условиях. Этим обязательно надо заниматься, если в школе, где учится ваш ребенок, не уделяют этому вни­мания.


глава 11. Детская одаренность и проблемы организации обучения | 247

глава 11. Детская одаренность и проблемы организации обучения

Проблемы дифференциации обучения

Одним из важнейших способов избавления от уни­фицирующего влияния традиционной системы образо­вания во все времена был путь дифференциации обуче­ния. Учащиеся объединялись в классы по каким-то сход­ным признакам, и педагоги стремились выстроить обучение в соответствии с их способностями. Диффе­ренциацию обучения можно считать одним из основных путей решения проблемы согласования традиционной для большинства стран системы школьного обучения и проблемы обучения одаренных детей.

В основе большинства видов дифференциации обуче­ния лежат обычно наиболее типичные характеристики (особенности) одаренных детей. Так, например, извест­ный специалист в области детской одаренности С. Кей-план отмечает, что специальные учебные программы для одаренных должны отражать те особенности, которые отличают их сверстников со средними способностями. Таким образом, можно сделать вывод, что видов диф­ференциации обучения должно быть столько же, сколь­ко выделено этих характеристик. Но, как уже отмеча­лось выше, разные исследователи по-разному описыва­ют и сами специфические особенности одаренных детей, и характер проявления этих особенностей, да и выделе­но их очень много. Видов дифференциации обучения существует гораздо меньше, чем этих особенностей, и да­же меньше, чем выделено самих видов детской одарен­ности.

Большая часть исследователей сходится на том, что дифференциация обучения должна строиться на основ­ных, ведущих характеристиках одаренного ребенка. К ним


 



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.