Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть III. Детская одаренность и школьное обучение. относятся: более высокий уровень развития продуктив­ного мышления, самостоятельность, независимость




относятся: более высокий уровень развития продуктив­ного мышления, самостоятельность, независимость, склон­ность к лидерству и др.

Естественно, что разработка проблемы дифферен­циации обучения шла не только в направлении работы с одаренными детьми. Создан ряд вариантов, ориенти­рованных на разные категории детей. Рассмотрим крат­ко основные стратегии дифференциации обучения, ис­пользуемые в решении проблемы обучения одаренных.

Формы дифференциации обучения одаренных

Раздельное обучение

Раздельное обучение — условное название пути, пред­полагающего создание для одаренных и талантливых де­тей специальных школ. Это могут быть школы, постро­енные на разных подходах к проблеме дифференциации обучения, например: специальные школы для детей, ото­бранных по уровню общей одаренности; специальные школы для талантливых детей (одаренных в какой-либо определенной области: физико-математические, лингви­стические и другие школы).

В современной отечественной образовательной прак­тике школы для детей, отобранных по уровню общей одаренности, — большая редкость. Школ для талантли­вых детей значительно больше, хотя их количество явно ниже реальных потребностей. Среди наиболее популяр­ных можно назвать школы, работающие в течение не­скольких десятилетий при ведущих российских высших учебных заведениях: физико-математические — при Но­восибирском, Московском, Санкт-Петербургском и дру­гих университетах; средние специальные музыкальные школы — при Московской, Екатеринбургской, Новоси­бирской и других консерваториях; средние художествен-


глава 11. Детская одаренность и проблемы организации обучения | 249

ные школы — при московских, санкт-петербургских, крас­ноярском художественных вузах.

Конечно, школы для одаренных детей не следует пу­тать со школами для социальной или экономической эли­ты. Попытки замаскировать систему элитарного образо­вания под работу с одаренными детьми предпринимались и предпринимаются во всех странах. Строго говоря, бога­тые, высокопоставленные родители — это тоже «дар при­роды». Но разница между подобной «одаренностью» и той одаренностью, о которой мы говорим в данной книге, огромна.

Специальная работа в сфере образования одаренных детей ничего общего с задачей элитарного образования не имеет. Тем более что одаренные дети имеют обыкно­вение рождаться в самых разных по социальному уров­ню семьях.

Данный подход имеет свои достоинства и недостат­ки. В условиях специальной школы проще решить основ­ные проблемы педагогов и администраторов. Своеобраз­ной платой за это является комплекс практически не­разрешимых социальных проблем, возникающих у самих одаренных детей. Это неизбежный результат селекции. У ребенка, отобранного в специальную школу для ода­ренных, естественный ход жизни непременно наруша­ется.

Исключение из естественного окружения, удаление из круга «нормальных» сверстников — необходимое след­ствие поступления в специальную школу для одаренных. Это не может не нарушить естественных эмоциональ­ных и социальных связей одаренного ребенка с микро­средой.

Совместно-раздельное обучение

Этот подход внешне выглядит более мягким. Он пред­полагает наличие классов разного уровня в одной шко­ле. Технически обычно выглядит это так: на одной па-Раллели в одной школе один из классов составлен из



часть III. Детская одаренность и школьное обучение


глава 11. Детская одаренность и проблемы организации обучения



 


одаренных детей, в другом (или нескольких — двух-трех классах) дети со средним уровнем развития и в третьем — отстающие (по разным причинам).

При таком варианте, как утверждают его сторонни­ки, легче исправить ошибки, допущенные на этапах ди­агностики и прогнозирования. Переход из одного клас­са в другой в рамках одной школы значительно проще осуществить, чем переход, например, из школы для ода­ренных в обычную школу, и тем более наоборот.

Этот способ популярен в нашей системе образо­вания. Его активно использовали на протяжении всего XX века в разных странах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.