Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историческая динамика. В современном обществе увеличивается число людей, сла­бо вовлеченных в отношения власти и подчинения




В современном обществе увеличивается число людей, сла­бо вовлеченных в отношения власти и подчинения, поэтому обладание свободой становится менее зависимо от облада­ния властью, а профиль иерархии власть-свобода снижается.

Политические и гражданские права, которые граждане за­падного общества получили в Новое и Новейшее время, ока­зали значительное влияние на распределение позиций власти и свободы в сторону уравнения в позиции 0-идеальная, что в свою очередь привело к более полной реализации твор­ческого потенциала общества и, как следствие, к экономиче­скому прогрессу, улучшению качества жизни.

Гражданские права ограничивают возможности управляю­щих (в том числе правящей элиты) распоряжаться волей и ре­сурсами управляемых. Такие права, как пассивное и активное избирательное право, свобода слова, демонстраций, союзов и т. д., дают управляемым определенную власть друг над дру­гом и потенциально над управляющими. Тем не менее воз­можности рядового гражданина-избирателя и представителя элиты отчуждать жизненные и социальные ресурсы несопоста­вимы. Диалог между ними мог бы звучать так: «Я могу послать тебя на войну». — «А я могу проголосовать против тебя». — «Я могу уволить тебя». — «А я буду публично протестовать». — «Я могу лишить тебя куска хлеба». (Например, отменив какое-нибудь пособие.) — «А я устрою демонстрацию».

Большинство находящихся внизу социальной иерархии и сегодня обладают незначительными возможностями распо­ряжаться ресурсами правящего меньшинства. Правящая эли­та имеет лимитированные, но все еще очень значительные возможности распоряжаться ресурсами большинства обще­ства. Покушение непривилегированного большинства на ре­сурсы правящей элиты теоретически возможно только при успешных массовых протестных действиях, организация ко­торых опять-таки невозможна без поддержки определенной части элиты.

Итак, процесс рационализации, развития демократии, оз­начающий опрокидывание иерархии позиций власти-свобо­ды из положения, близкого вертикальному, в направлении горизонтали, проходящей через точку 0-идеальную, сегодня очень далек от финала.

Предельно высокий уровень свободы и предельно низкий уровень подчинения — необходимое условие для свободной творческой самореализации индивида. Американский иссле­дователь проблем управления Питер Дракер [16] отмечает взаимозависимость происходящего сегодня увеличения креативной, творческой составляющей экономики, сокращения значения отношений подчинения и увеличения роли партнер­ства. Эти процессы имеют один источник. Дело в том, что развитие «хозяйства, построенного на знаниях» (термин Л. Ту-роу), увеличение числа новых «интеллектуальных работни­ков» (определение П. Дракера) вытесняют отношения вла­сти — ограничения свободы. Современная экономика может быть эффективна только при условии свободного творческого саморазвития работников, решающих индивидуализирован­ные интеллектуальные задачи. Любая унификация, прямой контроль, подавление личности, которые в той или иной сте­пени неизбежны в процессе отношений власти — ограниче­ния свободы, препятствуют творческой самоактуализации, не­обходимой для решения задач, стоящих пред современными интеллектуальными работниками. На смену отношениям под­чинения приходят отношения партнерства, предполагающие сознательную координацию социальных действий вне рамок отношений власти — ограничения свободы.

Тем не менее сокращение позиций власти — ограничения свободы не может быть абсолютным. Уровень власти может быть равен нулю, а свобода не ограничена для всех только в идеально-типическом сообществе абсолютно-рациональных индивидов. Абсолютно рациональными индивиды могут быть, только обладая всей полнотой информации о мире, а это, как мы уже писали, — недостижимый идеал, к которому общество может только приближаться в процессе творческого развития. В любом реальном обществе идеальные функции носителей позиций власти заключаются в рационализации системы пере­распределения первичных ценностей, в наибольшей степени соответствующей интересам его членов.

Уровень власти в обществе может быть настолько низок, а уровень свободы настолько высок, насколько это может по­зволить степень рациональности индивидов, то есть осозна­ния ими собственных социальных мотивов и действий, необ­ходимых для их реализации. Этот профиль иерархии власть-свобода, назовем его х-рациональный, призван соз­дать наилучшие возможности для творческой самореализации индивидов в условиях данного уровня развития общест­ва. В идеале общество должно перераспределять позиции власти в пользу индивидов, обладающих наиболее высокими способностями к управлению в объеме предельно низком, но достаточном для того, чтобы они смогли обеспечить другим индивидам наиболее благоприятные условия для творческой самореализации.

Не следует забывать, что мотивации к власти и свободе В сознании некоторых индивидов сопутствует мотивация к подчинению. Однако эта мотивация, по нашему мнению, обусловлена социально. Она связана со страхом перед ответ­ственностью за свои действия, желанием переложить на управляющих риски, получить у них защиту в обстоятельст­вах, представляющих угрозу. Эта мотивация основана на сберегающем социальном инстинкте. Если общество доста­точно стабильно и рационально, в нем нет угрозы произ­вольного лишения индивидов их жизненных и социальных ресурсов, а значит и оснований для существования у инди­видов мотива подчинения. Однако и в традиционных обще­ствах у большинства индивидов инстинкт власти сильнее мотивации к подчинению. Об этом свидетельствует то, что в истории всегда при первой же возможности бывшие рабы, заключенные, крепостные и другие представители зависи­мых групп населения становились тиранами еще худшими, чем их бывшие хозяева.

Престиж Критерии оценки

Престиж — нелимитированная для индивида, перманентно перераспределяемая сумма первичных ценностей в обществе. В каждом обществе суммарный объем позиций престижа по­стоянен и представляет собой сумму переменных позиций престижа его членов. Престиж каждого индивида представ­ляет собой сумму оценок его деятельности другими индиви­дами. В прикладной социологии аналогичное понятие — рей­тинг престижа. Даруя другому позицию престижа, индивид признает, что данный человек в чем-то лучше, талантливее, умнее его само­го. Нормальный человек не может восхищаться, признавать авторитет и ценность слишком большого количества лю­дей — это неизбежно войдет в противоречие с его собствен­ной самооценкой. В сознании каждого индивида существует определенный, постоянный лимит положительных характе­ристик других индивидов. Поэтому сумма позиций престижа в обществе постоянна и позиции престижа индивида могут расти только за счет позиций других индивидов. Положи­тельный образ одного фигуранта вытесняет положительные образы других из сознания окружающих. Массы периодиче­ски свергают с постаментов своих недавних кумиров и созда­ют себе новых.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.