Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть III. Детская одаренность и школьное обучение. глава 11. Детская одаренность и проблемы организации обучения





глава 11. Детская одаренность и проблемы организации обучения



 


всей своей конструкцией ориентирована не на творче­ское взаимодействие ученика и учителя, а приспособлена к передаче учащимся готовых знаний, воспринимаемых на веру. С ее помощью у детей воспитывается не твор­ческое мышление, а более всего пассивное подчинение авторитету и некритичность мысли.

Конечно, эффективность отдельного урока во мно­гом зависит от таланта учителя, степени его заинтересо­ванности в своей работе, от соответствия предъявляе­мых задач реальным возможностям учеников и многих, многих обстоятельств частного характера. Но при этом мы должны понимать, что эти, безусловно большие воз­можности существенно ограничиваются самой специфи­кой классно-урочной системы как своеобразной орга­низационно-педагогической технологии.

Многое из того, что делают в рамках этой системы талантливые педагоги, делается ими не потому, что это предполагает сама форма организации учебной деятель­ности, а часто вопреки ей.

Так, индивидуализация обучения, одно из магист­ральных направлений в решении задачи обучения и вос­питания творческой личности, в условиях классно-уроч­ной системы становится несбыточной мечтой. Проведе­ние учебных исследований, а следовательно, и реальное, а не лозунговое исследовательское обучение практиче­ски не может быть реализовано при такой организации обучения. Оно обычно перемещается в сферу внекласс­ной работы либо ложится на плечи системы дополни­тельного образования.

Некоторые педагоги грустно шутят: если бы удалось хорошо поставить систему обучения традиционного типа, то талант бы вообще не мог сохраниться. В этом утверж­дении, несомненно, есть элемент преувеличения, но в ос­новном оно справедливо.

Относительно жесткое следование фундаментальным основам классно-урочной формы организации учебной деятельности в отечественной системе образования объяс­няется не ее высокой эффективностью и не националь-


ными культурно-образовательными традициями. Глав­ная причина ее консервации в исконном, практически средневековом варианте — долгое время доминировав­шая на уровне государственной идеологии ориентация на тоталитарное мышление как главную идеологическую ценность.

Постоянно звучавшие параллельно с этим лозунги о воспитании творческой личности и, как следствие этого, призывы к активному использованию эвристических методов обучения, исследовательскому подходу к обуче­нию, «проблемному» обучению — не более чем маски­ровка истинных целей. Такой стиль поведения, именуе­мый обычно на уровне обыденного сознания двойной моралью, двойным стандартом, весьма характерен для тоталитарных режимов.

В настоящее время идет поиск новых форм органи­зации обучения. Но, как известно, картины будущего пишутся на холстах прошлого, и часто в очертаниях но­вых изображений угадываются контуры старых, уступив­ших первенство. С этой точки зрения знание достоинств, недостатков и истинных причин появления действовав­ших прежде теоретических моделей совершенно необ­ходимо.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.