Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Активная медитация должна рождаться ежесекундно как попытка остановить работу ума, направленную на реализацию (в любой форме) мыслей и желаний




Работа в Интегральной Йоге начинается с достижения покоя в уме. Это непременное начальное условие для продвижения по Пути Сознательной Эволюции.

Спокойствие ума не означает отсутствие в нем каких-либо мыслей или умственных движений вообще. Они будут на поверхности, и вы будете чувствовать свою подлинную внутреннюю сущность отделенной от них, наблюдающей, но не вовлеченной, способной смотреть за ними и контролировать их, отвергать все то, что должно быть отвергнуто, и принимать все то, что является подлинным сознанием и подлинным опытом.

Важно избавиться от привычки вторжения беспокойных мыслей, дурных чувств, путаницы идей, неуместных побуждений. Они беспокоят нашу (подлинную. - Авт.) природу, скрывают ее, делая затруднительным действие (Божественной. - Авт.) Силы. Когда ум спокоен и мирен, Силе действовать легче.

Абсолютно надежным средством достижения спокойствия ума является практика активной медитации. Она обеспечивает тотальную бдительность контролирующего сознания по отношению к мыслям и желаниям, пытающимся проникнуть в активное сознание и там реализоваться.

Для практики активной медитации не требуется специальных условий (уединения, тишины, изолированного помещения и пр.) - ею можно заниматься практически в любое время, в любом месте и в любой ситуации, когда ум не занят решением какой-то действительно неотложной задачи. Если некоторое время мы пристально понаблюдаем за работой нашего ума, то убедимся, что львиную долю времени он занят пустыми рассуждениями об увиденном и услышанном, о дне вчерашнем и дне завтрашнем, о сиюминутном и далеком и т.п. и лишь малую толику времени во всей этой ментальной чехарде и мешанине занимают так называемые мысли по существу. Наш ум ни секунду не бывает спокойным, как только одна мысль покидает его, так другая тотчас им овладевает. Таким образом, для занятия медитацией у нас высвобождается масса времени, и грех не использовать уникальную возможность для развития. Однако любая наша попытка хотя бы на время остановить машину ума встречает огромное сопротивление, которое выражается в небывалой агрессивности мыслей, атакующих сознание.

По тактике отношения ищущего к возникающим мыслям Шри Ауробиндо выделяет три вида техники активной медитации.

Один из них - смотреть на мысли и наблюдать, какова природа человеческого ума, поскольку они ее обнаруживают, но не уделять им никакой поддержки и дать им истощиться, пока они не окажутся в тупике.

Другой способ - смотреть на мысли не как на свои собственные, стоять за ними в качестве свидетеля... и отказывать им в одобрении: мысли рассматриваются как нечто, приходящее извне... и их следует принимать как случайных прохожих, пересекающих умственное пространство, с которыми не имеешь никакой связи и которые тебя никак не интересуют. При использовании этого метода... некоторое время спустя ум делится как бы надвое: на часть, которая является ментальным свидетелем, наблюдающим, совершенно не волнующимся и спокойным, и на часть, являющуюся объектом наблюдения, в которой перемещаются и блуждают мысли.

Есть и третий, активный метод, по которому стремятся увидеть, откуда приходят мысли, и обнаруживают, что они приходят не изнутри, а как бы из внешнего пространства вокруг головы. Если удается обнаружить, как они приходят, тогда прежде, чем они вошли, их следует совершенно отбросить. Может быть, это самый трудный путь и не всем он может подойти, но если он подходит, то это - кратчайший и самый действенный путь к безмолвию.

Во основе всех видов техники активной медитации лежит наблюдение - абсолютно безусильный метод, не предусматривающий никакой борьбы с мыслями. В разных ситуациях и в разные периоды времени возможно варьирование видов техники медитации, но до определенного времени (а точнее, до полного замещения активной медитации спонтанной) в уме ищущего будет присутствовать Свидетель (Наблюдатель), основная функция которого - санкционировать для реализации или, напротив, отвергать мысли, входящие в поле индивидуального сознания. Для этого Свидетель, по возможности, постоянно должен находиться в текущем моменте времени, только при данном условии имеет место тотальная (абсолютная) бдительность, что не позволяет силам, противным эволюции (или враждебным силам, как их называет Шри Ауробиндо), овладеть сознанием искателя Истины.

При регулярной практике активной медитации ищущий начинает испытывать необычные ощущения в области головы, явно связанные с медитативной практикой. Это может быть чувство распирания головы изнутри, сопровождающееся сильными болями, периодические ощущения пустоты над головой, сопровождающиеся страхами и «замираниями» в области сердца, своеобразные энергетические «щелчки» и «шумы» в районе макушки головы, проникающие внутрь и т.п. Самое главное - не пугаться этих явлений, они носят временный характер и неизбежно предшествуют стойкому установлению связи сознания ищущего с нисходящей Эволюционной Энергией. Ни в коем случае не следует прекращать практику активной медитации! Терпение и абсолютная ровность в сознании - вот все, что требуется от ищущего в этот период.

С течением времени благодаря регулярной практике активной медитации ищущий начинает ощущать физическую связь с нисходящей Божественной Силой, которая выражается в прямом ощущении ее нисхождения в нижележащие отделы тела с выделением животворящего тепла и вибраций радости на клеточном уровне. Индивидуальное сознание при этом уже не центрируется, как прежде, в теле (в районе головы), а находится как бы над макушкой головы или в окружающем пространстве.

Шри Ауробиндо называет это явление и его замечательные следствия выходом в новый способ существования.

Прежде всего начинаешь отчетливо ощущать, что изменился механизм работы сознания. Если раньше, прежде чем что-то сказать или написать, требовалось предварительно сформулировать фразу и только потом ее озвучить или перенести на бумагу, то теперь речь (как письменная так и устная) спонтанно льется из пространства над головой, обретая уже готовую лаконичную форму. Кроме того, на уровне вибрационных ощущений начинаешь чувствовать некоторые мысли и настроение людей до того, как они с тобою заговорят. Сама же окружающая жизнь начинает казаться неправдоподобной, развертывающейся перед тобой как бы на экране, а ты - оглушенный разлившейся свободой сознания - становишься зрителем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.