Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика ширины ниши




 

Дженерализм и специализация

 

Большинство крупных издателей газет являются локально диверсифицированными. Это значит, что в рамках местной га­зетной отрасли они занимаются множеством видов деятельности, что в совокупности ведет к обладанию значительной долей общего рынка. Хотя крупные издатели обычно выпускают только одну газету, но она, как правило, включает многочисленные разделы, каждый из которых адресован специфическому субрынку. Они также стремятся быть вертикально интегрированными: владеют фирмами-поставщиками, создают и производят, распределяют и продвигают. Вертикальная интеграция — в микроэкономике степень владения одним холдингом, инфраструктурой, бизнес-процессами, технологиями, компетенциями и т. д. в цепочке процессов производства товара или услуги (направление к поставщикам сырья — назад; направление к потребителям — вперёд). Вертикально интегрированные холдинги контролируются общим владельцем. Обычно каждая компания холдинга производит различный продукт или услугу для удовлетворения общих потребностей.

Обратная тенденция связана с мелкими издателями газет, боль­шинство из них специализированно. В основном они выпускают прессу только для какого-либо сегмента городской читательской аудитории, специфической и связанной общими интересами груп­пы, такой как жилой район, этническое или профессиональное сообщество. Обычно эти газеты являются также специализирован­ными в рамках вертикальной цепочки: для них нетипично иметь свои производственные мощности, крупные распределительные сети или те же армии журналистов.

В экологических терминах эти две группы организаций разли­чаются по ширине ниши (niche width) [Freeman, Hannan, 1983]. Экологическая ниша определяется как n-размерное ресурсное пространство, в рамках которого может существовать популя­ция [Hutchinson, 1957]. Ширина ниши устанавливает диапазон параметров внешней среды, в которых существует популяция. Популяции, чье выживание зависит от широкого диапазона ре­сурсов внешней среды, известны как дженералисты (generalists). Организации-дженералисты — такие как издатели ежедневных газет, зависящие от читателей различного политического, эт­нического, профессионального и географического происхожде­ния, — могут действовать почти в любой среде вследствие того, что они выравнивают воздействие множества различных условий. По контрасту популяции, выживающие в специфических условиях внешней среды (или в рамках узкого диапазона ее ресурсов), назы­ваются специализированными (specialists). Издатели этнических газет, например, являются организациями-специалистами, потому что для поддержки своего существования они используют только определенную часть населения. За ее пределами они обладают очень невысокой привлекательностью и практически не имеют шансов на выживание.

Организации-дженералисты конкурируют во многих областях одновременно, в то время как организации-специалисты концент­рируются только на одной или нескольких из них. Как следствие, последние обычно оказываются более мелкими по сравнению с дженералистами, однако связь между шириной ниши и размером орга­низации не является строгой. Если ресурсы распределены неравно­мерно, то некоторые специалисты могут обнаружить, что наиболее важный для их выживания ресурс имеется в изобилии, и тогда вырасти до очень больших размеров. Наоборот, подобные условия не создают значительных преимуществ для организаций-дженералистов, которые, следовательно, могут иметь небольшие размеры.

Чтобы прояснить связь между шириной ниши и размером организации, полезно разграничить фундаментальную нишу и нишу реализованную. Фундаментальная ниша (fundamental niche) популяции определяется абстрактными параметрами ресурсного пространства, в рамках которого она может выжить. Реализо­ванная ниша (realized niche) — это то ресурсное пространство, в котором наблюдается популяция. Она представляет собой подпро­странство фундаментальной ниши, сформированное под влиянием ограничений внешней среды и конкуренции с другими популяци­ями [Hutchinson, 1957].

По определению, фундаментальная ниша является более широ­кой для дженералистов, чем для специалистов. Так как ресурсное пространство специалистов также является, как правило, под- множеством ресурсного пространства дженералистов, то органи­зации, достигающие максимального размера в рамках фундамен­тальных ниш, будут демонстрировать прямую зависимость между степенью дженерализма и размером, если ресурсы достаточно равно­мерно распределены по условиям внешней среды. Газетная отрасль выступает иллюстрацией данной ситуации, потому что целевая аудитория дженералистской ежедневной газеты обычно превышает целевую аудиторию любого из ее специализированных конкурентов [Janowitz, 1952, р. 70]. Если фактический круг читателей газеты-спе­циалиста превышает круг читателей ее конкурента-дженералиста, то это может быть вызвано тем, что ресурсы непропорционально распределены по параметрам внешней среды в пользу специалиста. Такие явления возможны, скажем, когда 50% населения района составляет специфическая этническая группа. Или же дженералист может иметь меньший по сравнению со специалистом, размер, так как конкуренция не трансформировала монотонно фундаменталь­ные ниши в ниши реализованные. Например, неуспешный издатель-дженералист может иметь меньший размер, даже несмотря на свою большую целевую аудиторию.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.