Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Описание проекта




Название проекта: «Будущее в руках молодой семьи»

Обоснование актуальности проекта: актуальность темы заключается в том, что в современном обществе наблюдается определенная динамика преобразований семейно-брачного института и его вариаций в рамках социального развития в целом, которая несет на себе отпечаток экономических, социальных, психологических, культурно-этнографических преобразований, происходящих в нашей стране. В нестабильных условиях переходного периода и кризиса, люди нуждаются в ценностях, на которые можно «опереться» и которые не разрушаются ни при каких политических и социально- экономических ломках. Такие вечные ценности, несомненно, находятся в сфере личных отношений - дружеских, любовных и особенно семейных. Подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни должна являться неотъемлемой составной частью общей системы воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем, еще совсем недавно считалось, что молодой человек по достижению определенного возраста уже полностью готов к созданию семьи. Однако обусловленность изменений семьи культурно - исторической динамикой общественных отношений не только не исключает, но и предполагает необходимость специальной подготовки подрастающих поколений к жизни в семье. Подготовка молодежи к семейной жизни, формирование адекватных представлений о семье и браке в условиях существующей серьезной ситуации в сфере демографии является серьезной общегосударственной проблемой, чем и объясняется актуальность номинации.

Задачи проекта:

1. Определить основные пути решения социально - педагогических проблем подготовки молодежи к семейной жизни;

2. Изучить отношение молодежи к браку, семейным отношениям в современных условиях;

3. Способствовать развитию качеств и умений, необходимых для семейной жизни и связанных с повышением социально - психологической компетентности учащихся.

Цель проекта: внедрить в школьную программу предмет «Этика и психология семейной жизни» для пропаганды семейных ценностей среди молодежи; формирование основ педагогической культуры у молодых родителей; обеспечение преемственности поколений в семье, подготовка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к созданию благополучной семьи. (помимо МОУ СОШ – детские дома, школы-интернаты)

Сроки реализации проекта: с 2014- 2015 уч. год до 2020 г.

Содержание проекта: современная российская семья переживает кризис. Проявление кризиса: падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (до 20% семей в РФ бездетны, одна из причин – аборты (источник: rian.ru)), сознательный отказ от рождения единственного ребенка, отказ от детей, сдача их в родильные и детские дома, бегство детей из дома, жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей. Так же это резкое сокращение уровня брачности и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. Развитие современной семьи во многом связано с возрастанием роли и значения личного потенциала в семейных отношениях. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственное - это семья. Таким образом, семья- это если угодно прообраз политических обществ…» Семья, отношения в которой зарегистрированы- это полноценная семья, своеобразный кирпичик, основная ячейка нашего общества. От её форм и выполняемых функций напрямую зависят общественные отношения в целом, а так же уровень культурного развития общества. С целью повышения культуры института семьи, мы предлагаем включить в учебный план ОУ (МОУ СОШ, детские дома, школы-интернаты) предмет «Этика и психология семейной жизни».

План реализации проекта: обсуждение в Минобрнауки России вопроса по введению комплексного учебного курса дл ОУ «Этика и психология семейной жизни». Основными нормативными актами, регламентирующими преподавание курса, являются приказы Министерства образования и науки. Согласно этим приказам будут внесены изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего полного образования. =>Приказы субъектам РФ => Министерство образования и науки Челябинской области => Управление образования каждого района г. Челябинска.

Кадровое обеспечение проекта:педагогические Вузы ведут подготовку квалифицированных кадров практически по всему спектру образовательных программ региональной системы образования. Открыты новые специальности (тифлопедагогика и специальная психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика- психология, социальная работа…) Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования Специальность 031000 педагогика и психология квалификация педагог-психолог. Выпускник, получивший квалификацию педагог- психолог, должен быть готовым к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся, способствовать социализации и формировании общей культуры личности; содействовать охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка; осуществлять психологическую поддержку творчески одаренных учащихся.

Видами профессиональной деятельности специалиста являются: коррекционно-развивающая, преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская, управленческая. -

В РФ в последнее время чувствуется нехватка педагогических кадров в школах, более 35% учителей со стажем работы 25 лет, 18% учителей старше 55 лет. В 2011 году диплом педагога получили 133100 человек из них только 13310 человек или 10% пошли работать в школу. Если так будет продолжаться, то по статистике профессия учитель «вымрет», как «вымерли» в свое время динозавры. Главной проблемой большинства учебных заведений является нехватка молодых специалистов. Некоторые регионы сами осуществляют политику по привлечению молодых специалистов. Разрабатывают программы, стимулирующие меры социальной поддержки молодых педагогов (Нижегородская область: Программа поддержки «Дом плюс машина», учителя от областного правительства получают машину и квартиру. Эта программа позволяет решить проблемы кадров в сельских школах. Так же в Нижнем Новгороде действует, как метод привлечения, дополнительная ставка. В челябинской области с 2004 года каждый молодой учитель в течении трех лет работы в школе получает прибавку к заработной плате 40 % от ставки.) Требование к специалисту: Проведение занятий в полном объеме рассчитано на специалиста с высшим психологическим образованием, имеющего специальную подготовку в различных областях практической психологии, так как в содержание программы включены проективные методики, приемы социодрамы, ролевые игры, блок теоретической информации по психологии. Кроме этого используется групповая оценка и дискуссия как базовые методы социально-психологического тренинга.

Критерии оценки эффективности проекта: проект рассматривается на протяжении 2014-2015 уч. года до 2020 года. Данный предмет «Этика и психология семейной жизни» можно рассмотреть и на протяжении всего жизненного цикла. Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на решение различных «этических задач» (т.е. различных жизненных ситуаций), на оценивание и нахождение мотивов поступков других людей и своих собственных с опорой на жизненный опыт и знания, полученных на занятиях. В процессе обучения подростки участвуют в обсуждении той или иной проблемы, высказывают свою точку зрения, доказывают и отстаивают свою позицию.

Данный курс должен стать итогом духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества.Эффективность проекта заключается в том, что с помощью этого предмета: формируются у обучающихся представления о семье, ее значении в жизни человека; выработка у обучающихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь; коррекция и развитие мышления подростков, эмоционально-волевой сферы; применение на практике полученных знаний, умений, навыков, способствующих созданию крепкой и дружной семьи. Данный курс формирует представления: о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных; о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка; об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи; об основах семейного законодательства; о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи; обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье; пробудить духовные силы растущего человека, способные противостоять бездуховности, цинизму современного мира.

Предполагаемые результаты, перспективы развития проекта, долгосрочный эффект: молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует о себе образ будущего, несет функции социального воспроизводства, преемственности развития общества. В силу объективных причин молодежь отличает несформированность ценностных, духовно- нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизни молодежь, является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации. Молодежь-это социальный слой общества, который с одной стороны является источником социально- экономического и духовного возражения России, а с другой - источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряженности. Молодежь может являться фактором, как ускорения, так и торможения общественного развития, поэтому преподавание этого предмета возможно и позже 2020 года.

Ресурсное обеспечение проекта: рабочая неделя у педагога-психолога составляет 36 часов (см. ст. 333 ТК РФ). Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" педагогу-психологу установлена продолжительность рабочего времени в объеме 36 часов в неделю. Рекомендации по организации рабочего времени психолога изложены в Письме Минобразования РФ от 24.12.2001 N 29/1886-6 "Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения". Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, из них:-на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками; на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого - медико - педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог - психолог затрачивает 18 часов в неделю;- остальное время в пределах установленной педагогу - психологу продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно - консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно - методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.). Выполнение указанной работы педагогом - психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении (при обеспечении администрацией образовательного учреждения необходимых условий работы с учетом специфики и требований к профессиональной деятельности педагога-психолога), так и за его пределами, что предусматривается правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения. + 2 часа преподавание предмета «Этика и психология семейной жизни» в ОУ. Материально- техническая база образовательного процесса: отдельный учебный кабинет, оснащенный современными экранно - звуковыми средствами обучения, демонстрационными печатными пособиями, справочной литературой, техническими средствами обучения, методической, художественной литературой.

Порядок контроля и оценки результатов проекта:

формы оценки знаний учащихся: подведение итогов и оценивание деятельности учащихся может проводиться в традиционной форме: оценки за ответ на уроке, за выполнение практических, домашних работ, эссе, участие в тренингах, а также в сочетании с инновационными методами аттестации: мини-исследование, интервьюирование, итоговых творческих работ в виде рефератов и электронных программных продуктов (презентация), а так же специалисту курса необходимо проводить мониторинг личностного развития учащихся по результатам диагностики с целью профессионального отслеживания качества образовательной деятельности в рамках данного курса, а так же участие в предметных олимпиадах (психология). Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценивания и взаимооценивания. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта. Итоговый контроль: проводится в конце всего курса в форме защиты творческих работ, презентация «Моя будущая семья». Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. При оценивании творческих работ предлагается шкала оценок, включающая оценивание как содержания работы, ее техническое исполнение, а также, эстетическую сторону. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу.

Основное содержание курса

Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на достижение следующей цели: создание условий для:

· формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека;

· выработки у обучающихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь; коррекции и развития мышления подростков, эмоционально-волевой сферы; применения на практике полученных знаний, умений, навыков, способствующих созданию крепкой и дружной семьи




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.