Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткие теоретические сведения. Ассоциации и государственные органы по регулированию развития туризма в РФ.Федеральное агентство по туризму




РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 3. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ассоциации и государственные органы по регулированию развития туризма в РФ. Федеральное агентство по туризму. Функции
Министерства иностранных дел РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной миграционной службы, Федеральной службы безопасности и Федеральной таможенной службы. Неправительственные общественные организации, курирующие деятельность туриндустрии.

Государственное регулирование туристской деятельности в РФ. Единый федеральный реестр, стандартизация, сертификация в туристкой деятельности.Законы. Постановления, ГОСТы, регламентирующие туристскую деятельность в РФ.

Страхование в сфере туристской деятельности. Основные виды страхования. Страховой полис. Издержки российского страхования.

Рекомендуемая литература

 

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ.

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 27.12.2009 № 12-ФЗ.

Биржаков М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. – 9-е изд., испр. и доп. – СПб.: Герда, 2007. – 576 с.

Бирюков П.Н. Правовое регулирование туристской деятельности: учеб. пособие / П.Н. Бирюков, Ю.А. Хамова. – М.: Юристъ, 2009. – 319 с.

Волошин Н.И. Правовое регулирование в туризме: учебник / Н.И. Волошин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 404 с.

Дехтярь Г.М. Лицензирование и сертификация в туризме: учеб. пособие / Г.М. Дегтярь. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 256 с.

Ильина Е.Н. Туризм – путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес: учеб. для турист. колледжей и вузов / Е.Н. Ильина. – М.: РМАТ, 1998. – 170 с.

Российский союз туриндустрии: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.rostourunion.ru/.

Федеральное агентство по туризму: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/.

World Tourism Organization UNWTO: официальный сайт. – Режим доступа: http://www2.unwto.org/.

Государственное регулирование туризма: как у них? [Электронный ресурс] // Туристский вестник. – Режим доступа: http://www.
tourvest.ru/articles/article0009.

 

Ассоциации и государственные органы по регулированию развития туризма в РФ. В России управление туристской деятельностью осуществляет Федеральное агентство по туризму. Оказывают влияние на состояние туризма: Министерство иностранных дел РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба безопасности и Федеральная таможенная служба.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту» образовано Федеральное агентство по туризму. Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма.

Руководство деятельностью Ростуризма осуществляет Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ.

Основные функции Федерального агентства по туризму:

1. Реализация приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в России, осуществление формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров.

2. Осуществление продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках.

3. Информирование в установленном порядке туроператоров, тур­агентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране временного пребывания.

4. Создание представительств за пределами России в сфере туризма.

5. Организация приема граждан, обеспечение рассмотрение устных и письменных обращений граждан.

Министерство иностранных дел РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года № 865«Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» утверждено Положение о Министерстве иностранных дел в РФ.

МИД Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений. Свою деятельность МИД России осуществляет непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных организациях.

Основными задачами МИД России в сфере туризма являются: защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом; содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом; организация на территории Российской Федерации и за рубежом консульской работы; оформление паспортно-визовой документации.

Министерство внутренних дел РФ. МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правового регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.

В сфере туризма МВД России осуществляет: обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; предупреждение и пресечение административных правонарушений; обеспечение охраны общественного порядка.

Федеральная миграционная служба. Федеральная миграционная служба (ФМС России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору в сфере миграции.ФМС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Основными задачами ФМС России в сфере туризма являются: оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию; осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания при временном пребывании в России.

ФМС России организует и осуществляет:

а) выдачу виз иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию;

б) оформление приглашений иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию, а также ведение учета оформляющих приглашения юридических лиц;

в) проставление отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства.

Кроме того, ФМС России принимает решения:

а) о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранных граждан в России;

б) о нежелательности пребывания иностранных граждан в России, а также об установлении запрета на въезд в Российскую Федерацию.

Федеральная служба безопасности. Федеральная служба безопасности – единая централизованная система органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, осуществляющая решение, в пределах своих полномочий, по обеспечению безопасности Российской Федерации.

В сфере туристской деятельности органы ФСБ осуществляют контрразведывательную деятельность и борьбу с преступностью и террористической деятельностью.

Федеральная таможенная служба. Федеральная таможенная служба России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, контролю и надзору в области таможенного дела.

В сфере туристской деятельности данный орган занимается взиманием таможенных пошлин и сборов; валютным контролем операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; производством по делам об административных правонарушениях и рассмотрением таких дел.

Национальные туристские организации. Внашей стране также созданы и активно действуют неправительственные общественные туристские организации, помогающие отечественному туристскому бизнесу решать проблемы развития. Среди них можно назвать следующие:

– Российский союз туриндустрии (РСТ), созданный в 1993 г. в целях координации агентской деятельности в пределах страны и за рубежом, представительства в международных туристских организациях, оказание помощи в маркетинге агентствам – членам ассоциации;

– Российская национальная туристская ассоциация (1991 г.), созданная в целях необходимости национального представительства России в международных организациях;

– Международная туристская ассоциация «Астур» (1991 г.), организованная в целях формирования единого туристского пространства в границах бывшего СССР;

– Ассоциация туристских организаций «Евро-Азия» (1992 г.);

– Российская ассоциация социального туризма (РАСТ);

– Российская гостиничная ассоциация (РГА) и некоторые другие.

Российский союз туриндустрии. Российский союз туриндустрии (РСТ) – крупнейшее предпринимательское объединение отрасли – был создан 25 июля 1993 г. и до 2002 г. назывался «Российская ассоциация туристических агентств» (РАТА). Являясь некоммерческой организацией, РСТ защищает корпоративные интересы своих членов и права обслуживаемых ими клиентов. Своей важнейшей задачей Союз считает создание в стране цивилизованного туристического рынка и содействие развитию отечественной туриндустрии на федеральном и региональном уровнях.

Одно из основных направлений деятельности РСТ – участие в формировании нормативно-правовой базы развития сферы туризма.

Российская ассоциация социального туризма (РАСТ) является правопреемником Российского республиканского совета по туризму и экскурсиям. Ассоциация учреждена в 1990 г. туристско-экскурсионными объединениями и фирмами практически всех регионов Российской Федерации. Ассоциация в 1993 г. стала членом Всемирной туристической организации (ЮНВТО).

Ассоциация, работающая по принципу не коммерческого, а массового туризма, одна из немногих, если не единственная сейчас организация, деятельность которой направлена на социальную защиту необеспеченных слоев населения – пенсионеров, студентов и др. Ассоциации удалось сохранить единую систему социального туризма в России,
выстояв в условиях беспредельного роста цен и инфляции. К тому же по масштабам деятельности, разработке маршрутов, созданной материальной базы, подготовке кадров конкурентов у неё нет.

Государственное регулирование туристской деятельности в РФ. Основные цели, принципы и способы государственного регулирования туристской деятельности в нашей стране изложены в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из названного закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Россия признает туризм одной из приоритетных отраслей экономики, содействует туристской деятельности, осуществляет защиту и поддержку российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

В статье 4 Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяются основные цели государственного регулирования туризма: обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения; охрана окружающей среды; развитие туристской индустрии и др. В этой же статье называются способы государственного регулирования туристской деятельности:

– Определение приоритетных направлений развития туризма.

– Нормативно-правовое регулирование в сфере туризма.

– Содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом рынках.

– Защита прав и интересов туристов, защита их безопасности.

– Содействие кадровому обеспечению в сфере туризма.

– Развитие научных исследований в сфере туризма.

– Стандартизация и классификация объектов туристкой индустрии.

– Формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров.

– Взаимодействие с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности в России осуществляет орган исполнительной власти, на который возложены функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, – Федеральное агентство по туризму.

Один из способов государственного регулирования туристской деятельности в России – ведение Единого федерального реестра туроператоров. Реестр ведется Федеральным агентством по туризму.

В целях защиты прав и интересов туристов на территории Российской Федерации статья 4 Федерального закона «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» обязывает туроператоров получать финансовое обеспечение в форме договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или за ненадлежащее исполнение обязательств по договору реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта. Сведения о туроператоре, получившем такое обеспечение, вносятся в реестр.

Институт финансового обеспечения является новеллой ФЗ от 5 февраля 2007 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туроператорской деятельности в Российской Федерации». Изменения вступили в силу с 1 июня 2007 г. Он заменяет собой институт лицензирования. С 1 июня 2007 г. туроператорская и турагентская деятельность в России лицензированию не подлежит.

Сведения о туроператоре вносятся в Реестр на основании заявления туроператора. К заявлению также прилагаются:

– копии учредительных документов;

– копия свидетельства о внесении в государственный реестр юридических лиц;

– копия свидетельства о постановке на налоговый учет;

– копия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или за ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта;

– информация об адресах юридического лица;

– документ, подтверждающий полномочие руководителя заявителя;

– копия паспорта руководителя юридического лица;

– реестровая карточка.

Все копии документов должны быть нотариально заверены.

Далее, по специальному заявлению туроператора, сведения о котором занесены в Единый федеральный реестр, Федеральное агентство по туризму выдает соответствующее свидетельство.

По результатам рассмотрения и проведенной предварительной правовой экспертизы поданных документов Федеральное агентство информирует заявителя о соответствии или несоответствии представленных документов требованиям закона. Информация о юридических лицах, размещается на сайте Ростуризма.

Таким образом, в Реестре содержатся следующие данные:

– полное и сокращенное фирменные наименования;

– адрес (место нахождения) и почтовый адрес;

– сведения об учредителях туроператора;

– серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

– серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на налоговый учет, идентификационный номер налогоплательщика;

– фамилия, имя, отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность;

– размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности, наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение;

– сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм);

– адреса структурных подразделений туроператора.

Отказать во внесении в реестр могут вследствие предоставления
недостоверных сведений о туроператоре либо несоответствии финансового обеспечения требованиям закона.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма исключает сведения о туроператоре в случаях ликвидации туроператора
и исключения туроператора из реестра юридических лиц; прекращения деятельности туроператора в результате его реорганизации (кроме реорганизации в форме преобразования); непредставления туроператором сведений о наличии у него финансового обеспечения на новый срок.

Решение об исключении туроператора из реестра должно быть мотивировано.

По заявлению туроператора федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма может выдать свидетельство о внесении в Реестр.

Стандартизация в туристской деятельности. В сфере туризма действует ряд государственный стандартов, утвержденных Госстандартом России, лежащих в основе сертификации туристско-экскурсионных услуг:

ГОСТ Р 50644–94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов». В этом стандарте используются ссылки на ГОСТы о пожарной безопасности, санитарно-гигиенических требованиях к воздуху рабочей зоны, о допустимых уровнях шумов в жилых помещениях и общественных зданиях, на правила пожарной безопасности туристских баз и кемпингов. При предоставлении туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов. К вредным рискам этот ГОСТ
относит: травмоопасность, воздействия окружающей среды, пожароопасность, опасность излучений, повышенная запыленность и загазованность, возможность возникновения катастроф и т. д.

Контроль над выполнением требований безопасности туристов обеспечивают органы государственного управления. Контроль осуществляется в начале сезона, а также в ходе текущих проверок. Текущие проверки обеспечения безопасности проводятся в соответствии с планами и графиками технических осмотров зданий, транспортных средств, пляжей и мест для купаний, туристского снаряжения, проверок приготовления пищи, проверок готовности к выходу туристов в походы.

ГОСТ Р 51185–98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования». Стандарт подразделяет средства размещения на коллективные и индивидуальные. К коллективным относятся гостиницы и аналогичные средства размещения (мотель, пансионат) и специализированные средства размещения (санаторий, базы отдыха, кемпинги), к индивидуальным средствам размещения – квартиры, комнаты, дома, коттеджи. Стандартом определяются требования к проектированию и застройке средств размещения, территории средств размещения,
обслуживающему персоналу.

ГОСТ Р 50681–94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг». В этом стандарте даны определения понятий «туристская услуга», «заказчик», «туристский маршрут», «туристская трасса», «портфель экскурсовода», «описание туристской услуги» и др. Стандарт устанавливает порядок разработки документации при проектировании туристских услуг. Определяются последовательность проектирования туристских услуг, образца документов по проектированию туристских услуг.

ГОСТ Р 50690–2000 «Туристские услуги. Общие требования». Данный стандарт восполняет пробелы в обеспечении туристской деятельности. В нем приведены определения понятий, которых нет в Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: «маршрут путешествия», «договор с туристом», «аннуляция» и др. Указанный ГОСТ дает классификацию туристских услуг и видов туров.

Стандарт определяет условия для договора о выездном туризме в части ответственности принимающей стороны – иностранной туристской организации и перевозчика, для договоров между туроператором и турагентом в части ответственности друг перед другом; определяет требования к информации о туре, содержанию памятки туриста.

Сертификация в туристской деятельности. Основные цели, принципы и общие положения по проведению сертификации в Российской Федерации определяются «Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации». Объектами сертификации в России туристские услуги и услуги средств размещения.

Органами сертификации являются Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, территориальные органы сертификации, входящие в систему сертификации.

При сертификации услуг в сфере туризма должны проверяться характеристики (показатели) услуг, условий обслуживания и использоваться методы проверок, позволяющие провести идентификацию услуги, проверить ее соответствие техническим документам, а также полно и достоверно подтвердить соответствие услуг требованиям безопасности, установленным в нормативных документах.

Процедура сертификации туристских услуг включает в себя подачу заявки на сертификацию, рассмотрение и принятие решения по заявке, выбор схемы сертификации, проведение необходимых проверок и анализ полученных результатов, принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия, заключение договора на проведение инспекционного контроля, инспекционный контроль над сертифицированным объектом.

При положительном решении происходит регистрация в Реестре, и заявителю выдается сертификат, срок действия которого составляет 5 лет. Если результат сертификационных проверок отрицательный, то орган по сертификации выдает заявителю заключение с указанием причин отказа в выдаче сертификата.

Страхование в сфере туристской деятельности. Страхование туристов – вид страхования, форма защиты интересов туриста во время туристической поездки. Страховые услуги являютcя обязательной частью пакетного тура. Полис медицинского страхования обычно покрывает медицинские, медико-транспортные и репатриационные расходы, состав и объем которых зависит от правил и тарифов страховой компании. Занятие во время туристической поездки активными и экстремальными видами спорта, такими как горные лыжи или дайвинг, обычно требует оформления специальных страховых полисов. Кроме медицинского страхования, возможно добровольное страхование от невыезда, потери багажа, гражданской ответственности и прочих рисков.

Статья 15 Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» посвящена вопросам страхования при осуществлении туристской деятельности.

Основными видами страхования в сфере туризма являются:

– личное страхование туристов (страхование медицинских расходов на лечение в случае внезапной болезни или в результате несчастных случаев);

– имущественное страхование туристов (страхование багажа, страхование расходов на различные цели)

– страхование ответственности туристских организаций.

– страхование расходов на лечение туриста предусматривает расходы на размещение в больнице, покупку лекарств, диагностические исследования.

Страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране временного пребывания. Страховой полис оформляется на русском языке и государственном языке страны временного пребывания.

Страховой полис начинает действовать с момента приема багажа в аэропорту вылета и обеспечивает страховую защиту на протяжении всего срока пребывания на месте отдыха.

Перспективным видом страхования в сфере туризма является страхование ответственности туроператора перед потребителем туристского продукта. В соответствии со ст. 932 Гражданского кодекса РФ страхование риска ответственности по договору относится к имущественному страхованию. Объектом страхования ответственности по договору являются не противоречащие законодательству имущественные интересы туроператора, связанные с возмещением туристу убытков в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств, вытекающих из договора на туристское обслуживание.

В структуре российского страхового рынка недостаточно внимания уделяется туристскому страхованию. Хотя можно назвать множество страховых случаев, типичных для туризма. Например, невозможность совершения поездки или сокращения ее сроков, потеря паспорта и денег, страхование от природных катастроф. Все эти виды страхования очень популярны во всем мире, но в России они не находят большого спроса.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Каковы основные функции Федерального агентства по туризму?

2. Каковы функции Министерства иностранных дел РФ в туризме?

3. Цели и задачи Министерства внутренних дел РФ в туризме?

4. Роль Федеральной миграционной службы РФ в туризме?

5. Каковы функции Федеральной службы безопасности в туризме?

6. Каковы функции Федеральной таможенной службы в туризме?

7. Какие неправительственные общественные организации курируют деятельность туриндустрии?

8. Какова основная цель введения Единого федерального реестра туроператоров?

9. Какая организация контролирует Единый федеральный реестр туроператоров?

10. Какая информация о туроператоре вносится в Единый федеральный реестра туроператоров?

11. Какие государственные стандарты действуют в сфере туризма?

12. В чем состоят отличительные особенности ГОСТ Р 50690–2000 «Туристские услуги. Общие требования»?

13. Каков порядок проведения процедуры сертификации туристских услуг?

14. Каков срок действия сертификата на оказание туристских услуг?

15. Какие виды страхования является обязательными для выездного туризма?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 2270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.