Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Театры и киноконцертные залы




Классификация предприятий досуга

Индустрия досуга – это совокупность разных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют услуги, направленные на удовлетворение потребностей человека в свободное от работы время.

Цель индустрии – создание таких условий, от которых зависти процесс развлечений.

 
 

 

 

Рис. 4 Индустрия досуга

 

Отмечается большое разнообразие предприятия, занимающихся созданием и организацией условий развлечения.

В традиционной классификации отраслей хозяйства соответствующие предприятия рассредоточены по многим отраслям, образуя иногда их не основную вспомогательную или побочную деятельность.

Долгое время изучению и удовлетворению духовных потребностей людей уделялось недостаточное внимание.

Поскольку индустрия развлечений относительно молода, вопросы экономики, организации и управления предприятиями, обеспечивающими процесс развлечений, недостаточно разработаны. Не решены вопросы технологической связи составных частей такого предприятия, его инфраструктуры. Не сформирована совокупность организационно – экономических признаков, характерных предприятию индустрии развлечений.

Опыт развития индустрии развлечения в различных странах позволяет представить принципиальный состав ее самостоятельных единиц.

К индустрии развлечений относятся предприятия (организации, учреждения), чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Такими единицами являются предприятия с ярко выраженным развлекательным характером деятельности — цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, передвижные городки и т.д. Разнообразные зрелищные предприятия - это стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (филармонии, оркестры, ансамбли, мюзик-холлы, художественные и музыкальные коллективы, радиовещание и телевидение и др.) также обеспечивают процесс развлечений. К индивидуальным развлечениям относятся предприятия физической культуры (искусственные бассейны, катки, спортивные залы и клубы), а также спортивно-зрелищные предприятия. Посещение библиотек, музеев, выставок, клубных учреждений и т.д. также сопровождается развлечением.

 

 

 

 


Рис. 5 Классификация предприятий досуга (отечественный опыт)

 

Рис. 6. Классификация предприятий досуга (зарубежный опыт)

 

Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые и трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда персонала.

Изучение туристов в качестве потребителей конкретных результатов имеет важное значение. В широком смысле положительные эмоции туриста могут быть связаны с любым моментом туристической поездки (передвижением к месту отдыха, фактом смены своего местоположения, самим отдыхом). Следует учесть, что понятие «турист» по отношению к конкретной личности является временным. Закономерности потребления продукции индустрии развлечений должны быть изучены в сопоставлении с предыдущим образом жизни человека.

4. Актуальность задач изучения индустрии развлечений.

1. В изучении нуждаются закономерности и тенденции развития индустрии развлечений, учитывая важную роль развлечений в формировании личностных особенностей человека. Создание моделей индустрии развлечений будет способствовать более эффективному управлению соответствующими процессами, повышению эффективности социальной политики. Развитие теории потребления, относящейся к развлечениям, направит последующие исследования на более рациональный путь.

2. Индивидуальные развлечения ряда стран превращены в выгодную сферу вложения капитала с коротким периодом окупаемости. Развитая конкурентная сеть предприятий обеспечивает человеку обширный добровольный выбор конкретной формы и способа развлечений. Однако, коммерческая направленность развлечений увеличивает возможность изменения структуры развлечений в заданном направлении. При этом необходимо видеть разницу между подстройкой индустрии развлечений к потребностям человека и корыстной направленностью сознания людей вследствие предложенного им комплекса развлечений. Правовая и экономическая основа деятельности индустрии развлечений нуждается в особом подходе.

3. Современная жизнь характеризуется ускоренным ритмом, нагнетанием душевных стрессов, эмоциональной неуравновешенностью людей. Увеличивается риск заболеваний нервной системы, гиподинамией. Снятию нервного напряжения у человека, избавлению его от лишней энергии способствуют развлечения наряду с другой досуговой деятельностью. Уход от действительности, расслабление человека, являются важными ценностными ориентациями индустрии развлечений. Деэнергетизацня личности должна правильно решаться на основе соответствующего уровня индустрии развлечений.

4. Независимо от того, процесс развлечения происходит индивидуально или в компании, развлечение выступает индивидуальным благом. Поскольку значительную часть развлечений человек получает в узком кругу, поэтому целенаправленное развитие индустрии развлечений должно быть «запрограммировано» на преодоление и компенсацию негативных последствий разобщённости людей.

5. Механизм воздействия образов индустрии развлечений на человека необходимо формировать с учетом современных условий. Недостаточный уровень изученности таких проблем обусловлен множеством воздействующих факторов и изменением их во времени и связью с духовными потребностями человека. Необходимо выявлять и оценивать факторы, определяющие эффективность функционирования индустрии развлечений.

6. Спрос на деятельность индустрии развлечений, масштаб и особенности функционирования предприятий зависят от величины и форм использования свободного времени.

Важным фактором формирования индустрии развлечений является уровень доходов населения. Факторы, влияющие на развитие индустрии развлечений, необходимо оценивать и анализировать.

7. Сбор полной информации необходим для управления развитием индустрии развлечений. Поэтому важное значение для изучения индустрии развлечений имеет разработка методических подходов.

 

5. Анализ социологической информации о развитии индустрии развлечений.

Необходимость формирования системы показателей индустрии развлечений обусловлена особенностью показателя как научного понятия (отдельный показатель отражает только часть исследуемого) и сложностью объекта изучения. В зависимости от характера выделяемых целей возможно формировать показатели, служащие описанию различных аспектов (технического, экономического, социального).

Учитывая сложную структуру индустрии развлечений, необходимо формирование системы показателей, которые характеризуют различные аспекты: технические, экономические и социальные.

Разработаны методы анализа показателей и методики регистрации экономических и технических процессов. Менее изучены методики и подходы для сбора информации о социальных процессах.

Социологическая информация об индустрии развлечений характеризует процесс организации и управления этими предприятиями.

Планирование социологических исследований включает в себя две группы вопросов: программно - методологических и организационных.

Программно-методологические вопросы - это проведение социологических исследований для установления цели и задач, определение объекта и предмета, составление программы исследования.

Объект или предмет исследования обладает множеством свойств, из которых основные включаются в программу исследования. Изучаемые свойства могут выражаться качественно и количественно. Более сложными для анализа представляются качественные характеристики, не имеющие количественной меры (например, профессия, особенности поведения личности).

Качественные признаки могут иметь количественное выражение в виде шкалы - эталонной системы характеристик изучаемого признака.

Социологи выделяют следующие виды шкал: номинальные, порядковые и интервальные.

Номинальная шкала перечисляет характеристики объекта. Так, если речь идёт о положительных изменениях в любом предприятии досуга, перечисляются возможные варианты этих изменений (прогрессивное руководство, улучшение условий труда, социального климата и др.).

Порядковая шкала систематизирует характеристики изучаемых признаков по мере их возрастания или убывания. Простейшая порядковая шкала имеет вид: да, нет, затрудняюсь ответить. На практике более распространена порядковая шкала.

Интервальная шкала имеет баллы соответственно каждому её делению. Разности между характеристиками исчисляются в баллах. Это позволяет исчислять разности между характеристиками. Существуют более сложные шкалы, которые с большей точностью и полнотой характеризуют изучаемые признаки. Все шкалы должны удовлетворять требованиям обоснованности, чувствительности, полноты.

Применение конкретных шкал, по сути дела, предопределяет круг дальнейших методов анализа собранной информации.

К каждому конкретному методу анализа собранной информации подбирается соответствующая шкала.

При организации плана исследования устанавливаются время, место и сроки, а также исполнители и материальная база проведения работ, способы сбора данных.

Проведение сплошного исследования, то есть всех единиц объекта, не всегда дает положительный результат. Иногда для этого нет ресурсов или не гарантируется точность оценок. Поэтому предпочитают не сплошные исследования: выборочные или монографические.

Первичную социологическую информацию о развитии индустрии развлечений собирают различными методами:

1. наблюдение;

2. эксперимент;

3. изучение документов;

4. опрос.

В процессе наблюдении социолог непосредственно воспринимает изучаемый объект, на который он невольно может влиять, поэтому возрастает вероятность получения искажённых данных.

При эксперименте осуществляются управляющие воздействия на объект и замеряются последствия этих воздействий.

Изучение документов как носителей информации об объекте осуществляют традиционным и формализованным методами.

Различные опросы в письменной и устной форме являются наиболее распространёнными методами сбора информации. Для этого необходима разработка анкеты, в которой вопросы возможны открытые (ответ в свободной форме), закрытые (с подсказкой, с вариантами ответов) и полузакрытыми. Для полноты исследования объекта задают прямые и косвенные вопросы, основные и контрольные. Oт структуры анкеты, корректной формулировки вопросов, зависит точность собираемых данных. Все эти собранные данные носят условный характер.

Анализ социологической информации предусматривает два направления работ:

1. описание полученных данных в общепринятой форме, для чего существуют описательные методы статистики;

2. переход от выявленных данных к обобщениям развивает методы, которые называют статистикой выводов.

Описательная статистика чаще применима для распределения количественных или качественных признаков.

Из различных описательных техник наиболее часто используют на практике такие: построение рядов распределения, графики, таблицы и др.

Ряды распределения характеризуют структуру исследуемого объекта относительно определенного признака.

Дискретному раду распределения соответствует график, называемый полигоном, интервальному - гистограмма. Кумулятивная кривая представляет ряд распределения с накопленными частотами. При бесконечном увеличении числа интервалов признака, возможно перейти от гистограммы к кривой распределения как обобщенной модели распределения.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите главные элементы рекреации.

2. В чем сущность рекреационного бизнеса?

3. В чем состоит социальная направленность развития индустрии развлечений?

4. Задачи организации досуга.

5. Назовите основные характеристики организации процесса развлечений.

6. какие факторы обуславливают выбор развлечений?

7. Перечислите виды деятельности предприятий досуга.

8. Что представляет собой индустрия досуга?

9. Приведите классификацию предприятий досуга, отечественный и зарубежный опыт.

10. В чем состоит актуальность задач изучения индустрии?

11. Каков анализ социологической информации о развитии индустрии развлечений?


 

1. Основные понятия.

2. Классификация театров и киноконцертных залов.

3. Инфраструктура театров.

4. Инфраструктура многоцелевых залов.

 

1. Основные понятия

Театр (греч. theatron – место, предназначенное для представления, в дальнейшем само представление) – вид искусства, которое отображает действительность в художественно сценических образах.

Театральное искусство – искусство сценической интерпретации драматической литературы. Основной способ интерпретации – игра актера.

Театр имеет огромное культурно – познавательное значение как для туристов, так и для местных жителей. Театральное искусство помогает заглянуть в будущее, а главное – учить видеть прекрасное в жизни.

2. Классификация театров и киноконцертных залов.

 
 

 

 


Рис. 7 Виды театров

 

Cуществуют следующие специфические особенности драматического театра и театра оперы. Это следующие особенности:

· подобие реальной жизни (одна из особенностей, когда актер играет сюжет аналогичный жизненной ситуации);

· непосредственное общение (одна из основных, отличительных особенностей театра, которая дает ему преимущество перед кино. Театральное представление предусматривает непосредственное взаимодействие актера и зрителя.

· синтетичность (объединение в представлении различных видов искусства).

· неповторяемость представления (свойственна всем театральным представлениям, так как актер играет каждый раз по – разному).

Виды опер подразделяются на две категории:

1. в зависимости от сюжета и его смысла:

- трагическая;

- комическая;

- драматическая;

- лирическая опера и т.д.

2. исходя из особенностей музыкальной драматургии:

- оперы, построенные оп «камерному» принципу;

- оперы, построенные по принципу «сквозного» развития.

 


3. Инфраструктура театров

Театральное здание с необходимым оборудованием, актерами и обслуживающим персоналом создает общие условия театрального зрелища.

Театральное здание композиционно представляется двумя основными частями: зрительской и демонстрационной.

Зрительская часть состоит из вестибюлей, гардеробной, фойе, (включая кулуары), буфетов, туалетных и курительных поме­щений. Функциональной особенностью этой группы помещений являются значительные объемы для обслуживания большого числа зрителей за относительно короткий промежуток времени (перед началом и после окончания спектакля, в антрактах). В некоторых театрах в зрительской части имеются и другие помещения (для музея, постоянных выставок).

Демонстрационный комплекс включает зал, сцену, а также сценические помещения. Помещения для ожидания выхода на сцену, артистические уборные, репетиционные помещения, склады относятся к помещениям, обслуживающим сцену. Име­ются также мастерские, где подготавливаются объемные и мяг­кие декорации, обувь, костюмы, парики.

Системы организации театрального пространства различ­ны. Зрители могут располагаться с трех сторон сценической площадки или полностью окружать сцену. В мировой практи­ке получила распространение портальная (глубинная) сцена. Примерами нетрадиционных типов сцен служат: коль­цевая, трехсторонняя, дисперсная, центральная. Существуют различные промежуточные варианты типов сцен. Удачная ор­ганизация театрального пространства позволяет лучше варьи­ровать использование декораций, усиливать восприятие спек­такля зрителем.

Постановки музыкальных, музыкально-драматических, дра­матических спектаклей предъявляют специфические требования к сцене и ее оборудованию, залу, ориентации акустических свойств зала. Музыкальные спектакли нуждаются в больших сценах, больших сценических помещениях. Вместимость му­зыкальных театров достигает 1200 - 1300 мест. Акустика зала ориентирована на восприятие певческих голосов, звуков му­зыкальных инструментов. Драматические спектакли собирают в среднем 600 - 1200 зрителей. Театральное действие требует оборудования сцены вращающимся кругом, ориентации акустики на восприятие разговорной речи, меньшей сцены, орке­стрового помещения. Разнообразию театральных зрелищ со­ответствует множество театральных зданий.

Обычно размеры игровой площадки в театрах не превыша­ют по глубине 10 метров, по ширине 14 метров. В балетных спектаклях размеры игровой площадки составляют 12 х 12 метров. От размеров игровой площадки зависит восприятие зрелища, Ширина игровой площадки, боковых пространств, мест для вспомогательной аппаратуры образуют ширину сцены (карманы). Глубина сцены, в 1,5 - 2 раза превышает ширину сцены. Помимо основной сцены, есть боковые сцены (карма­ны), трюм, задняя сцена (арьерсцена). Все они выполняют функции обслуживания основной сцены. В высоту сцена ог­раничивается колосниками. Помещение оркестра располага­ется перед сценой.

Оборудование сцены - разнообразно, зачастую уникально. Верхнее оборудование сцены состоит из сценического подъ­ема, занавеса, горизонта, механизмов полетных устройств, па­норамы. Сцена оборудуется сценическими кругами, кулисной машиной, щитами, люками, транспорте­рами, подъемно-опускными устройствами и пр. Имеется так­же вспомогательное, защитное оборудование и устройства.

К важным характеристикам зала относятся: хорошая видимость, слышимость происходящего на сцене, интерьер и комфорт зала.

Параметр видимости связан с удалением от сцены.

Комфортные условия видимости не более 27 метров (драматические спек­такли), 30 метров (оперные, балетные спектакли). Как следствие, соблюдение этого параметра значительно ограничивает вместимость театра. Два условия влияют на форму зрительного зала: нормируемое превышение луча зрения зрителя над головами впереди сидящих зрителей. Нормируемое положение зрителя относительно мысленной продольной оси зала (в вертикальной и горизонтальной плоскостях).

Для амфитеатра существенный недостаток – это не­равноценность мест по видимости происходящего на сцене, В комфортных условиях находится не более 600 человек. В нача­ле 18 века в Италии при формировании коммерческой теат­ральной деятельности в качестве противоположности амфитеатру возникает многоярусный зал. План такого зала может быть различным: круглый, овальный и пр. Примером многоярусного зала служит театр «Ла Скала» (Милан, Италия) вместимо­стью 3500 мест. Многоярусные залы обладают превосходными акустическими свойствами. Однако и для них характерны разобщенности, диском­форт зрителей в верхних ярусах. Еще один вариант решения зала - наличие балконов в качестве дополнения амфитеатру или партеру.

Для оценки акустических свойств театрального зала исполь­зуется показатель времени реверберации. Время реверберации определяется соотношением между ранней и поздней энер­гией в звуковых волнах. Оптимальной считается время ревер­берации 2 сек (симфонические звуки), 1 сек (речь). Основны­ми факторами, влияющими на время реверберации, являются: объем помещения, площадь отражающих поверхностей, сте­пень затухания звука в воздухе на высоких частотах, коэффи­циент звукопоглощения.

Все театральные здания характеризуются следующими технологическими данными:

1. Количество мест;

2. Общий строительный объем;

3. Год ввода в эксплуатацию;

4. Зрительный зал, м: ширина, глубина, высота

5. Помещения, м2

а) художественные

б) производственные

в) складские

6. Число ярусов

7. Акустика

8. Сцена, м: ширина, глубина, высота

9. Нижнее сценическое оборудование

В основные направления развития театральных зданий вклю­чают прежде всего расширение форм взаимодействия сцены и зала. Когда действие «проникает» в зрительный зал, зритель становится соучастником действия. Необходимым становится формирование временных сценических площадок на откры­том воздухе (вне помещения) для преодоления условностей театральной сцены. Динамичные действия современных спек­таклей, разнообразных по сценическим решениям и жанру, связаны с трансформацией оркестровой ямы и боковых сцен, модернизацией традиционной сцены, изменением способов ее оформления.

Театральные залы имеют искусственное освещение. К ним предъявляются высокие противопожарные требования.

В залах оборудуется приточно-вытяжная вентиляция, сис­темы кондиционирования, обеспечивающие температуру в зри­тельном зале на уровне 23 - 25° (летом), 19 – 21° (зимой).

Стандартная воздушная среда должна быть обеспечена к началу спектакля и сохраняться в течение всего спектакля.

Влажная уборка зала выполняется ежедневно, а если в те­чение дня ставится несколько спектаклей - то после каждого. Удаление пыли с мебели и ковровых изделий производится еженедельно. Обязательна ежемесячная дезинфекция зала.

Необходимо выполнять своевременно осмотр, ремонт и ре­конструкцию театрального здания. Состояние потолка в зале регистрируется на начало каждого сезона. Особенность реконструкции заключается в возврате залу первоначального облика, по ряду причин нарушенного в последствии. Факторами реконструкции выступают износ элементов здания, технологическая отсталость, необходимость замены инженерного оборудования, перепланировка помещений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 6095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.