КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мировой пейзаж
Живописная группа В общем, как уже понятно, все основные работы по созданию коммуникации поддаются классификации. Можно предположить, что структуры компаний, оказывающих коммуникационные услуги, отражают суть этой деятельности. Точнее, они ее повторяют. Таким образом, все на самом деле достаточно просто. Любая эффективная коммуникационная структура - от крошечного агентства до транснационального рекламно-коммуникацион-ного холдинга - строится по принципу базовой модели. Подразделения, кстати, могут называться как угодно, что бывает сплошь и рядом, но это вторично. Итак, нормальная коммуникационная компания сегодня имеет человека (отдел, дивизион, международную сеть), который (е) занимаются сервисом по одному из двух глобальных направлений (ATL или BTL), при этом картина усложняется еще и тем, что на следующем уровне, применительно к ATL, также идет дробление на два вида услуг (креатив и медиа). В последнее время в мире на глобальном уровне происходит четкое разделение агентств на отдельныекреативные, медийные и остальные структуры. Диверсификация бизнеса вызвана, в первую очередь, принципиально разными схемами оплаты (гонорар и комиссия). Кроме того, процент капитализации по разным видам услуг принципиально разный. Таким образом, этот процесс объективен, и он будет продолжаться. Начавшись на глобальном уровне, дробление компаний опускается на уровень национальных рынков. И Россия здесь не исключение. На уровне планеты Земля имеются большие коммуникационные корпорации, которые устроены по базовому принципу, и их отделения присутствуют практически во всех странах мира. Как мы уже неоднократно писали, они называются транснациональными рекламно-коммуникационными холдингами. В них входят международные сети рекламных агентств, а также всевозможные сети других коммуникационных структур из разряда BTL.
По данным AdAge.com, таких структур в мире сейчас порядка полутора десятков. Но реально конкурирующих полноценных - четыре: Interpublic Group, Omnicom Group, Publicis Group, WPP Group — именно они распоряжаются большей частью мировых рекламных денег. Все они представлены в России (подробнее см. «ИР» № 20, с. 10). Доходы этих групп за 9 месяцев 2002 года были следующими (данные получены из открытых источников): Omnicom Group -$ 5,741 млрд, Interpublic Group -$ 4,535 млрд, WPP - £ 2,888 млрд, Publicis Group (посчитано лишь «несколько дней деятельности» В | СотЗ после слияния с Publicis Group) составил € 1,765 млрд. В рамках одной группы, как правило, есть несколько креативных структур - это сделано для того, чтобы развести конкурирующих клиентов по разным агентствам. Мало того, агентства внутри холдинга реально конкурируют между собой. Что касается медийных компаний, то здесь, наоборот, в большинстве случаев они объединяются. Такая схема используется в медийном бизнесе, поскольку позволяет эффективнее осуществлять медиабаинговые операции. Дело в том, что агентство, консолидируя все клиентские бюджеты, выступает как один самодостаточный покупатель. Понятное дело, что чем больше совокупный бюджет, тем больше можно получить скидок и прочих интересных фенечек при общении со СМИ. Обычно объединение происходит тогда, когда речь идет о действительно серьезных бюджетах, чтобы облегчить себе жизнь при общении с большими медийными структурами. Как правило, в переговорах подобного рода не раскрывается информация о клиентах. Существует даже такое понятие, как Client neutral media negotiation. Подробнее о нюансах ме-диабаинга мы также напишем позже в отдельном материале. Наш дом - Россия
Несколько лет назад у нас, как, впрочем, и во всем мире, были агентства полного цикла услуг. Точнее, несколько лет назад в России была колоритная картина «Кто во что горазд». Но сетевые агентства все-таки уже тогда были устроены так же, как и во всем мире. Правда, было их значительно меньше, чем российских, и музыку заказывали не они. В последние годы, особенно после прививки, которую мы получили в августе 1998 года, ситуация изменилась в корне: теперь именно западные агентства, обладающие маркетинговыми технологиями, правят бал. Основные ведущие российские рекламно-коммуникационные холдинги в последние два года прошли процесс реструктуризации, их структура сейчас полностью повторяет модель международных компаний. Сразу хочется оговориться, что у нас на рынке сейчас существует пять-шесть крупных рекламных холдингов. Через их счета проходит львиная доля рекламных бюджетов основных клиентов. Практически все международные глобальные компании и большинство крупных российских рекламодателей обслуживаются в этих группах. Остальная доля рынка - огромное количество (сотни, а может быть, и тысячи) средних и мелких рекламных структур. Впрочем, примерно такая же картина сейчас наблюдается во всем мире. Эта штука называется глобализация, следствием которой является поглощение - идальше - укрупнение компаний. Появляются группы, они же холдинги, в состав которых входит огромное количество компаний. Здесь следует остановиться подробнее на особенностях коммуникационных групп в России. Только нужно понимать, что определение «группа» достаточно условно - речь идет в первую очередь о едином управлении. Как правило, агентства внутри группы позиционируются независимо друг от друга. Лидеры рынка в нашей стране (те самые пять-шесть холдингов, о которых шла речь выше) — это группы, в состав которых входят как агентства, представляющие у нас в стране" транснациональные компании, так и российские агентства. В свою очередь представительства международных структур у нас в стране могут быть двух типов - являющиеся их собственностью и так называемые аффилированные структуры. Такие компании принадлежат местным владельцам, но используют известный международный бренд. Кроме того, они получаютправо работы с сетевыми клиентами, что составляет во многих агентствах гораздо больше половины всего объема, это имеет большое значение с финансовой точки зрения.
На самом деле, если говорить о качестве рекламного сервиса, то принципиального значения, на наш взгляд, это не имеет. К примеру, известно, что ADV Group, которая полностью принадлежит российским акционерам, работает на очень высоком профессиональном уровне и по праву входит в тройку лидеров. Принадлежность или не принадлежность к сети может играть существенную роль (для клиентов и партнеров на локальном рынке) при ситуации реструктуризации компании на мировом уровне. Реалии нашей российской жизни таковы, что мы не можем с точностьюдо секунды взять и опубликовать лидеров по принципу «раз, два, три». На рынке, который является непрозрачным, невозможно составить нормальный объективный рейтинг. Не получится, потому что основным показателем успеха может быть только одно - цифры. Оборот группы, в общем. Вопрос: где их, цифры, взять? Есть два пути - спросить у руководителей компании и посмотреть финансовую отчетность. Второе отпадает. Остается верить на слово. Плюс спросить у тех, кто на рынке в состоянии это оценить (а таких людей сегодня раз-два и обчелся), их мнение относительно того, кто является лидерами. Из этих двух составляющих и делаем вывод. Стало быть, тройка лидирующих холдингов выглядит следующим образом (публикуется по алфавиту©). Еще один момент - названия групп достаточно условны, они сложились исторически, и особенно если мы говорим о Leo Burnett/DMB & В, то тут, как мы уже писали в предыдущем номере, ситуация пока до конца не ясна. Особое место занимает компания «Видео Интернешнл». По сути, это тоже коммуникационная группа. Но ставить ее в один ряд с любым другим рекламным холдингом было бы некорректно. Потому что в рамках этой структуры мирно существуют и продавцы, и покупатели, и частично - СМИ, и производственные компании. Поэтому нарисовать структуру корректно довольно сложно, тем не менее мы постараемся это сделать в будущем.
Кроме рекламно-коммуникацион-ных холдингов, о которых рассказано в этом материале, есть еще огромный рынок производственных услуг. Это те компании, которые снимают рекламные ролики, печатают плакаты для наружной рекламы, создают дизайн рекламных постеров, изготавливают всевозможную сувенирную продукцию etc. Никто не обнимет необъятного, поэтому про production-рынок мы так же, как и по BTL, напишем отдельно. Еще раз обращаем внимание тех, кто дочитал текст до этого предложения, что все-таки основой рекламного сервиса является в первую очередь не буквальное, физическое производство продукта, а идея, которая строит бренд и весь сервис, связанный с размещением воплощенной идеи там, где имеется тот, для кого эта идея сформулирована (потребитель, в общем). Это написано по причине того, что, несмотря на наши титанические усилия по донесению данной мысли до пользователей, мы все время сталкиваемся с путаницей в головах. Интересно, чего им там советуют? Журналов, среди читателей которых мужчин значительно больше, чем женщин, остается все меньше и меньше. Сдали позиции деловые еженедельники, где женщины сейчас составляют уже почти половину читательской аудитории. Из последних сил держатся компьютерные и автомобильные издания. Крепки пока позиции «футбола». Но зато любопытные барышни стали все чаще заглядывать в «святая святых» сильной половины - журналы «для мужчин». Чего же им там нужно? Мы сегодня говорим о журналах, которые условно называют мужскими глянцевыми. Что это значит? Что значит мужские? Это значит, что их содержание рассчитано именно на мужскую половину читательской аудитории. А глянец обложки сигналит, что за ней много ярких картинок и текст, повествующий о глянцевой жизни. То есть о том, что надо носить, как выглядеть, на чем ездить, где отдыхать и какими красивыми могут быть барышни в разных одеяниях, а то и вовсе без них. И конечно, читателя будут призывать быть успешным и преуспевающим, то есть иметь определенный социальный статус, о котором в первую очередь свидетельствует наличие разных дорогих и престижных вещей, реклама которых наполняет страницы таких изданий. Ну и не только вещей. Подтянутый живот сейчас тоже часть социального статуса. Его тоже можно приобрести, и мужские журналы расскажут, как и за сколько. Закрытый клуб Какие же издания для мужчин предлагает российский рынок прессы? Сразу оговоримся: мы не будем рассматривать тематические журналы, которые читают в основном представители сильного пола: автомобильные, компьютерные, о рыбалке, охоте и других любимых ими методах структурирования времени. Поговорим о мужских изданиях категории life style, т. е. журналах «для настоящих мужчин». Они тематически изначально ориентированы на мужчин, на удовлетворение их потребности в специфически мужской информации. Совсем уж грубо говоря, содержание по схеме: немножко о спорте, немножко о рыбалке, немножко об оружии, как и где лучше отдыхать, о хорошем алкоголе, о сигарах и сигаретах, пара-тройка статей о сексе или о том, как потребовать у босса свою зарплату. Да, еще об автомобилях. Автомобиль для настоящих парней - это как любимая женщина. На российском рынке эта категория представлена такими изданиями, как FHM, Men's Heaifh (ИД Independent Media), XXL (ИД «Апрель-Медиа»), Maxim (ИД АФС), Playboy (ИД «Бурда»), GQ (ИД «Кон-де Наст»), «Медведь» - (ООО Редакция мужского журнала «Медведь»), Men's Fitness (издательство «СК Пресс») и др. Можно говорить, что эти издания нацелены на относительно молодую аудиторию (может быть, молодую духом), работающую, ведущую активный образ жизни и имеющую достаточно высокие уровни дохода и потребления. На такую публику обычно нацеливается реклама соответствующих (не самых дешевых) товаров и услуг. Как их найти, богатых да активных? В теории, конечно, все замечательно. Медиапланирование и все такое. «Нацеливаешь» рекламу на состоятельную прослойку и ждешь потока покупателей с тугими кошельками. В реальности же эффективно «достать» высокообеспеченную целевую аудиторию достаточно сложно. Телевизор, конечно, смотрят все категории граждан, но если попытаться «выцепить» мужчин в возрасте, скажем, 35-45 лет, имеющих высокие доходы, используя ТВ-рекламу, то получится стрельба «из пушки по воробьям». Конечно, «воробьев» мы настреляем предостаточно, но вот окупятся ли зенитные снаряды, которые предназначены для другой «дичи»? Высокую концентрацию нужных нам состоятельных потребителей содержит аудитория деловых еженедельников. Но в этих журналах в определенной степени ограничена тематика рекламных модулей. Мы не сможем эффективно размещать там, например, рекламу фитнес-центров, тренажеров, средств для похудания и прочих «легкомысленных» товаров. Ну можно ли рекламировать пищевые добавки в журнале, в котором публикуют статьи о рынке пищевых добавок, называя его чуть ли не черным? Вообще, реклама аксессуаров для занятий экстремальным спортом будет диссонировать с общим духом респектабельности и некоторой консервативности, царящим в деловой прессе. А рекламу таких товаров, как презервативы, у вас, скорее всего, просто не примут. Несомненно, мужские издания life style занимают важную, с точки зрения маркетинга, нишу. Они просто незаменимы для продвижения некоторых марок, которые невозможно так эффективно рекламировать в других медиа. К тому же, используя мужские глянцевые журналы, мы можем решить достаточно специфическую задачу: перенос имиджа издания на имидж продукта. То есть, публикуя рекламу в журнале life style, мы, таким образом, обогащаем бренд ореолом, который можно условно назвать «качество жизни». Или, например, ореолом «мачистости», в зависимости от имиджа издания и от конкретных задач брендинга. Учитывая все эти особенности «мужской» прессы, можно составить примерный перечень товаров и услуг, которые целесообразно в ней рекламировать: машины, алкоголь, табачные изделия, парфюм, одежда, места отдыха и развлечений, бытовая техника (конечно же, вряд ли стиральные машины и кухонные комбайны, скорее аудио- и видеотехника), пищевые добавки (например, повышающие потенцию или увеличивающие мышечную массу), презервативы, тренажеры и т. д. Все ли на одно лицо? Каждый журнал из категории глянцевых мужских занимает свою определенную нишу, хотя все эти издания имеют некоторое пересечение тематик и аудиторий. Men's Health и Men's Fitness в основном ориентированы на читателей, старающихся вести здоро-вый образ жизни. Это вовсе не означает, что темы статей о здоровье в них доминируют, но таково общее позиционирование этих изданий. Причем в Men's Fitness (хотя он и не является журналом, полностью специализированным на спорте) спортивной тематике уделено больше внимания, чем в Men's Healfh. Оба указанных издания отличает от остальных мужских журналов некоторая респектабельность. Они явно претендуют на состоятельную и образованную аудиторию, обладающую определенным вкусом. Имидж и общая направленность таких изданий, как FHM, XXL, Playboy, «Максим» и «Медведь», в большей степени ориентированы на развлечения и все то, что высокосостоятельная категория читателей подразумевает под отдыхом. В Playboy и FHM в значительной, хотя и разной степени (в Playboy больше) преобладает тема секса. «Максим» и «Медведь» также не лишены сексуальной тематики, но там она (впрочем, и не только она) подана более брутально (извините, по-медвежьи), нежели, скажем, в респектабельно выдержанном Men's Healfh. Конечно же, это не означает, что одни журналы хуже, чем другие, просто у них другая целевая аудитория. И уж тем более это не означает, что тольков Men's Healfh можно размещать рекламу товаров, ориентированных на здоровый и спортивный образ жизни. Выбирая журнал для публикации вашей рекламы, вы должны учитывать общий имидж издания. Идеально, если он не будет входить в диссонанс с имиджем вашего продукта, а еще лучше, если он будет обогащать его новыми оттенками. И хотя FHM гораздо ближе для товаров, так сказать, «полного отрыва», но в нем вполне может появиться реклама того же продукта, который рекламируется в Men's Healfh. To же самое можно прорекламировать и, скажем, в XXL или FHM. Так где же размещаться? Как мы уже говорили, при выборе изданий для размещения вашей рекламы нужно учитывать их имидж. Особенно это касается журналов life style, призванных помочь читателю сформировать свой собственный имидж. Ме-диапланнер, формируя список изданий для публикации рекламы, использует не только стандартные показатели медиапланирования, такие как охват целевой аудитории, частота контакта с ней и аффинити-индекс (индекс соответствия, см. примечания к таблицам по соццему аудитории), но и свое представление о соответствии имиджа издания имиджу бренда. Разумеется, все это коррелируется с имеющимся бюджетом и целями рекламной кампании. Задачка в результате может оказаться весьма сложной. Ну, например, если надо разместить рекламу презервативов, предназначенных для состоятельных деловых людей и высокопоставленных госчиновников. Медиапланнеры крупных рекламных агентств считают, что одно размещение, если вашего рекламного бюджета хватает только на это, в принципе не имеет никакого смысла. Лучше уж забыть про рекламу совсем. Минимальная кампания - 3+. Это означает минимум три размещения. Для дорогих имиджевых марок, если это поддержка известного бренда, 3+ является просто напоминанием о себе. Если это лонч, то трех раз мало. Если вашего бюджета хватает лишь на три размещения, хорошо бы, чтобы это было в издании-лидере (журнале, у которого наиболее оптимальное соотношение аффи-нити-индекса и охвата). И тогда публикуйтесь в нем три месяца подряд, но знайте, что с помощью рекламы в каком-то одном издании вы «покроете» свою целевую аудиторию в лучшем случае процентов на пять. Но, конечно, когда медиапланнеры дают свои советы, они думают, что у вас бюджет мало-мальски приличный. В противном случае к ним за советом не обращаются, а действуют «на глазок». Задача рекламной кампании далеко не всегда заключается в том, чтобы охватить максимально большой процент целевой аудитории. Такой подход применяется в основном при рекламировании товаров массового спроса и размещении имиджевой рекламы. Бывают ситуации, когда даже одного выхода рекламного обращения более чем достаточно. Например, юридическая контора может разместить в деловом еженедельнике одно-единственное объявление. Если по этому объявлению в контору обратится несколько клиентов, которым будут оказаны соответствующие услуги, то реклама может окупиться, и фирма сочтет ее успешной. Приток клиентов, которых фирма не может обслужить в силу своих скромных «пропускных» возможностей, ни одной компании не нужен. Можно, конечно, спорить: а нужно ли такой фирме лезть в деловые еженедельники? К сожалению, оперативность журналов не всегда позволяет быстро реагировать на изменения текущей ситуации (сроки подачи рекламы в большинстве журналов: за месяц, а иногда и за два). А то как было бы хорошо напомнить о своем существовании той же юридической конторе сразу после принятия, например, новых таможенных правил или закона о перерегистрации юридических лиц. Точно так же в определенных случаях имеет смысл разместить в каждом из выбранных журналов по одному небольшому рекламному модулю, а затем замерить отклики читателей. Разумеется, такую роскошь, как пробное размещение, не могут себе позволить рекламодатели вроде Coca-Cola или P&G, но для магазина спортинвентаря этот прием очень даже допустим. А вот продолжительную имиджевую кампанию «потянет» далеко не каждый магазин. Если ваш рекламный бюджет позволяет использовать хотя бы 2-3 издания, то имеет смысл обратиться в рекламное агентство, имеющее доступ к базам данных TNS Gallup Media или КОМКОН. Это ни в коем случае не увеличит стоимость размещения, а зачастую даже и уменьшит ее за счет предоставляемых агентствам базовых скидок, а также скидок за объемы приносимой в издание рекламы. Но дело не только в скидках, но и в рационализации использования вашего бюджета с учетом медиапоказателей изданий. Правильное размещение существенно повышает конечный эффект от рекламы при тех же затратах.
а знаете ли вы что: • многие журналы стараются «разводить» конкурентов. Нет, конечно, не как лохов «разводят». А просто размещают их рекламу по разным страницам, подальше друг от друга. Известно, что два рекламных сообщения на одну тему, стоящие рядом, взаимно снижают свою эффективность; ■ женские товары тоже рекламируются в мужских журналах. Обычно это происходит в ноябре-декабре (Новый год все же) и в феврале (8 Марта). Конечно, это подарки милым дамам: женские марки машин, женские часы, женский парфюм; • часто западная корпорация размещает в журналах life style имиджевую рекламу своего бренда как такового, а информационная, товарная реклама-удел российских представительств, дистрибьюторов и дилеров; • существует такая замечательная вещь, как PR-поддержка. Клиент подписывает договор на размещение рекламы, а дополнительно, в качестве бонуса, благодарное издательство упоминает о нем и его товарах в редакционных материалах; • если вы размещаетесь напрямую в издании (минуя рекламное агентство), то зачастую можно получить почти такую же скидку, как и в РА. А можно даже больше. Если клиент стратегически выгоден изданию, он может получить эксклюзивную скидку. Но вот если надо разместиться в 5-6 изданиях, то рекламное агентство обойти трудно, да и побегать придется немало, а это тоже деньги; • журнал Playboy лидирует среди всех журналов для мужчин life style по общероссийскому рейтингу. Данные TNS Gallup Media и КОМКОН тут единодушны. Объясняется это хорошо налаженной дистрибуцией в регионах; • поскольку откровенная реклама алкоголя (крепче 15%) в прессе запрещена, рекламодатели этой категории идут на большие расходы: на предполагаемые штрафы и на создание такого креатива, который позволит обойти законодательные запреты; • размещение в профильной тематической рубрике повышает эффективность вашей рекламы. Например, лучше рекламировать тренажеры в рубриках о методах похудания или бодибилдинге, чем в рубрике о туризме. В последнюю лучше размещать рекламу крема для загара. Дело не только и не столько в читательском внимании. У каждой рубрики - своя аудитория, которая не совсем совпадает с аудиторией всего издания. Далеко не все читатели просматривают журнал «от корки до корки».
Слабая половина человечества, похоже, всерьез решила потеснить сильную. Представительницы прекрасного пола не только успешно замещают мужчин на руководящих должностях, но и грозятся отобрать у них все области, о которых мужчины с гордостью говорят: «Не лезь, не женское это дело!». Если посмотреть на состав аудитории изданий различной направленности, то диву даешься. Как выдумаете, среди читателей журнала «Хакер» сколько женщин? А вот и не угадали, по данным КОМКОН, их скоро будет аж 30%! Такие сугубо мужские темы, как автомобили и компьютеры, барышнями осваиваются довольно-таки успешно. В среднем пятая часть всех читателей посвященных этой тематике изданий состоит из дам. Но еще более удивительный парадокс -в среднем почти 30% аудитории журналов, предназначенных «специально для мужчин», составляют женщины (см. таблицу КОМКОН «Социально-демографический портрет читательской аудитории...»). Конечно, объяснить это можно. Женщинам гораздо интереснее читать о мужчинах (и о том, что для них пишут про женщин), чем про футбол или компьютеры. Можно объяснить и такой факт: хотя в среднем примерно 60% аудитории мужских журналов составляют люди семейные, но любовью подобные издания пользуются как раз не у них, а у холостяков. Причем не у всех, а только у тех, кто еще не был ни разу разведен. Действительно аффинити-ин-декс свидетельствует о том, что среди вообще всей читающей публики семейных людей как раз примерно 60%, а вот концентрация «женихов» в аудитории мужских журналов заметно выше среднего показателя (индекс достигает 180 у Men's Health). Пожалуй, комментарии излишни. Но вот некоторые другие явные закономерности объяснить не так легко. Например, почему-то молодежную аудиторию больше привлекает не Playboy с обнаженными красавицами, а относительно пуританские журналы XXL и «Медведь». Вообще на аудитории 20-29 лет аффинити-индекс у мужских журналов просто зашкалива-ет, иногда даже за отметку 200. А вот контингент «за сорок» - большая редкость среди читателей. Может быть, мужские журналы кажутся им малоинтеллектуальными? Нет, людей с высшим образованием заметно больше, чем «в среднем по прессе». Не могут не обратить на себя внимания индексы, показывающие концентрацию читателей с высокими доходами и потребительской активностью. Пожалуй, следует признать, что в сегментировании читательского рынка «мужской» формат добился впечатляющих успехов. Например, деловые еженедельники выглядят куда более «размыто». В заключение хотелось бы заметить, что как по своим тиражам, так и по наличию рекламы рынку мужских журналов еще очень далеко до рынка журналов для женщин. Мы специально добавили в таблицы TNS Gallup AdFact параметры некоторых женских изданий. Учитывая, что женщины проявляют читательскую активность в большей степени, чем мужчины, надо полагать, что это отставание уже навсегда. Дыра в кармане До сих пор не угасают споры о преимуществах и недостатках пипл-метров - приборов, с помощью которых измеряется аудитория телевизионных каналов и программ. До сих пор высказываются мнения, что традиционные дневниковые исследования в некоторых случаях более предпочтительны. Но, похоже, технический прогресс неотвратим. И вот уже на смену старым пипл-метрам, громоздким и неудобным, напоминающим то ли ранние CD-проигрыватели, то ли первые модели декодеров спутникового телевидения, приходят изящные приборы, замаскированные под наручные часы или пейджер. После того как компания Gallup Media внедрила свою систему измерения телевизионной аудитории с помощью пипл-метров, никто уже не сомневался, что обратного пути к бумажным дневникам не будет. Да, систему пипл-метрических измерений можно критиковать, но у дневников недостатков еще больше. Пипл-метр устанавливается на каждый телевизор, который имеется в семье, включенной в панель ТВ-измерений. К пипл-метру прилагается специальный дистанционный пульт, который имеет несколько кнопок, обозначающих членов семьи. Когда кто-то из домочадцев садится смотреть телевизор, он должен нажать свою кнопку на пульте, дав знать системе, что он включился в телесмотрение. Пипл-метр посекундно фиксирует переключения телевизионных каналов и записывает информацию в свою память. Какой именно канал смотрят люди в данный момент, определяется по несущей частоте (каждому каналу соответствует своя несущая частота). Ночью, когда жильцы забываются крепким безмятежным сном, пипл-метр подключается к телефонной сети и через модем передает в офис исследовательской компании всю информацию, накопленную за прошедший день. Компания TNS Gallup Media обычно суммирует информацию о телесмотрении за прошедшую неделю. По Москве данные за неделю можно получить уже через сутки, по России - через неделю (это объясняется тем, что для сбора информации из разных городов требуется некоторое время). В отличие от дневниковой панели пипл-метрические измерения лишены многих недостатков, связанных с наличием «человеческого фактора». Человека же не заставишь заполнять дневник каждую секунду или хотя бы каждый час — обычно дневникизаполняются респондентами один раз в день по памяти. Однако наибольшей критике в пипл-метричес-кой системе подвергается опять-таки зависимость от дисциплинированности респондента. Член семьи может начать смотреть телевизор, забыв нажать свою кнопку на пульте, или уйти ужинать, оставив пульт включенным. Пока человек будет поглощать на кухне блинчики со сметаной, система будет старательно фиксировать его как внимательного телезрителя и благодарного потребителя рекламной информации. Братан, а будильник-то у тебя швейцарский! «Енто не будильник, лопух, енто радиочасы - пиплу меряет». Радиочасы - переносной пипл-метр - новейшую разработку швейцарских специалистов из компании Radiocontrol продемонстрировал специально прибывший для этого в Москву один из руководителей австро-германской компании GfK Михаэль Дарков. Чисто внешне новинка, правда, напоминала не космический антиграви-татор, а обычные электронные часы первого поколения: цифровой циферблат, массивный корпус. В общем-то, форсить таким хронометром особо не будешь, ну если только надписью Swiss made. Начинка, однако, у этого устройства оказалась весьма внушительной - примерно как в часах у Джеймса Бонда. Чувствительная система звукозаписи может воспринимать звуки радиоприемника или телевизора, вблизи которых находится респондент, носящий радиочасы. Производится запись первых 4 секунд каждой минуты в течение недели. Перед сохранением аудиозаписи в основном чипе памяти электроника часов производит ее сжатие (занимаемые 4 секундами 12 000 байт сжимаются до 100 байт). Одновременно с работой радиочасов ведется студийная — эталонная запись эфира: в офисе исследовательской компании стационарная система каждую минуту фиксирует 10-секунд-ные интервалы эфира всех измеряемых радио - или телестанций. Это нужно для идентификации записи, которую делает пипл-метр. После того как через неделю респондент вернет радиочасы, будет проведена автоматическая идентификация. Учитывая традиционную точность швейцарских хронометров, можно смело утверждать, что 4-секундная запись, которую сделал пипл-метр, наверняка будет перекрыта 10-секундной эталонной студийной записью. Остается лишь выяснить, какая именно станция зафиксировалась в каждом 4-секунд-ном интервале. Эту работу, конечно, делает компьютер. Вероятность ошибки не превышает 0,1 %. Михаэль Дарков не стал дожидаться критических нападок скептиков и сам честно изложил все проблемы, которые стоят на пути использования радиочасов. Прежде всего, система очень чувствительна к помехам и перепадам громкости. Невозможно идентифицировать запись, если в зону чувствительности пипл-метра попадают звуки еще одной радио - или телестанции, помимо той, которую слушает или смотрит респондент. Порог чувствительности прибора выше, чем у человеческого уха, поэтому он может фиксировать и записывать передачи, которые человек не слышит (или не слушает), например звуки радио из соседней квартиры. Невозможно идентифицировать станцию, если вдруг по двум разным каналам будут передавать одну и ту же передачу. И конечно, если, не дай бог, респондент переключит канал как раз в эти злосчастные 4 секунды, то система не сможет понять, он «еще» или он «уже» слушает данную передачу. Зато радиочасы лишены недостатков, свойственных дистанционным пультам классических пипл-метров. Часы оснащены как датчиком температуры, так и датчиком движения, поэтому точно известно, находятся ли они в момент записи на руке респондента. В настоящий момент компания GfK располагает примерно 500 экземплярами радиочасов, которые могут быть использованы в России. Испытания системы успешно прошли в Швейцарии, и там в настоящее время компанией IHA-GfK внедрена и начала применяться система непрерывного измерения радиоаудитории Radio Control System. Еженедельно в измерениях участвуют около 800 респондентов. Успеху способствовал тот факт, что швейцарцы носят часы на руке в среднем в течение 17 часов в сутки, а многие и спать предпочитают с часами. Известна также непревзойденная дисциплинированность и ответственность жителей Республики объединенных кантонов, тем не менее, чтобы обеспечить 100%-ный возврат радиочасов по истечении периода записи, исследователям приходится вручать респонденту в подарок часы Swatch. Несмотря на революционные технические решения (это уже третье поколение разработки), применение ра-диочасов в интересах медиаисследо-ваний существенно ограничено. Во-первых, они не позволяют проводить посекундные измерения, т. е. фиксировать непродолжительные эфирные события, например рекламные ролики. Во-вторых, питания батарейки и объема памяти хватает не более чем на 10 дней использования. По этим причинам с помощью системы радиочасов невозможно проводить постоянные панельные медиаизмерения. Впрочем, можно наладить еженедельную ротацию панели или еженедельно менять каждому респонденту часы, но это вызывает дополнительные сложности и существенное удорожание исследований. По словам Михаэля Даркова, в настоящий момент система Radio Control в России может быть использована в основном для локальных медиаисследова-ний с ограниченными задачами. Например, по заказу отдельных радио- или телекомпаний. Наконец, радиочасам в наибольшей степени свойственен общий недостаток всех электронных систем медиа-метрии - боязнь респондентов, что электроника будет записывать не только звуки радио или ТВ, но и частные разговоры граждан, да и вообще вести наблюдение за личной жизнью. Процент отказа респондентов от сотрудничества с исследователями в случае использования разного рода пипл-метров значительно выше, чем при работе с дневниками. Но, на наш взгляд, будущее все равно за электроникой. Калькулятор
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |