Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование внутренней речи




Как «действует» внутренняя речь

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ

Всякий раз, когда вы думаете о чем-нибудь, вы по сути разговариваете сами с собой. Эта внутренняя речь может быть различных видов, однако для удобства мы разделим ее на два вида: положительную и отрицательную. Положительная внутренняя речь повышает степень самооценки, мотивацию, концентрацию внимания и уровень спортивной деятельности. Внутренняя речь, которая помогает вам концентрировать внимание на настоящем и предотвращает «блуждание мыслей», называется положительной. Она, как правило, включает либо мотивационный (например, «Я могу это сделать») либо наставленческий компонент (например, «Следи за мячом» или «Сгибай ноги в коленях»).

Таблица 18.2. Процесс возникновения скованности

Условия, ведущие к возникновению скованности
  1. Значимое соревнование
  2. Критические моменты соревнования
  3. Оценка со стороны тренеров, друзей и родителей
Физические изменения Изменения внимания
  1. Повышенное мышечное напряжение
  2. Повышенная частота дыхания
  3. Повышенная частота сердечных сокращений
  1. Внутреннее поле внимания
  2. Узкое поле внимания
  3. Снижение «гибкости» внимания
Отрицательные воздействия на уровень спортивной деятельности
  1. Нарушение координации движений
  2. Напряженность и утомление мышц
  3. Чрезмерная стремительность
  4. Неспособность сосредоточивать внимание на важных с точки зрения выполнения задания аспектах
     

 

Отрицательная внутренняя речь также играет большую роль, препятствуя достижению поставленных целей.

Мысли типа: «Это был глупейший бросок» или «Как я мог сыграть так плохо?» не создают положительных эмоций и не повышают уровня спортивной деятельности, наоборот, они способствуют развитию тревожности и возникновению самосомнений.

Нас отвлекают не сами явления и события, а то, как мы их воспринимаем.

Мысли играют важную роль в «оформлении» эмоциональных реакций на события и явления. Большинство людей считают, что события или явления сами по себе определяют их эмоциональные и физические реакции, однако это не так.

События или явления сами по себе не вызывают депрессию, чувство гнева, тревожности, беспокойства. Наша реакция зависит от того, как мы интерпретируем данное явление или событие. В табл. 18.3 показана взаимосвязь между событием (явлением), внутренней речью и реакцией. Как следует из таблицы, внутренняя речь — главный фактор, определяющий реакции на ситуации, которые влияют на последующие действия и чувства.

Положительная внутренняя речь имеет большое значение не только для повышения концентрации внимания, она используется и во многих других случаях. Вот некоторые примеры использования ключевых слов в качестве внутренней речи для повышения уровня спортивной деятельности:

Классический пример скованности

Неопытность Тома в сочетании с большим значением предстоящей игры, а также статья в школьной газете, в которой Тома называли ключевым игроком, способным обеспечить успех своей команде, способствовали повышению степени его беспокойства и тревожности. Кроме того, Том знал, что на игре будут присутствовать члены его семьи и друзья.

Находясь под таким «прессом», Том во время игры испытывал напряженность мышц шеи и плеч. Его сердце «выпрыгивало» из груди, а дыхание было поверхностным и затрудненным. У него возникло ощущение, что все вокруг него происходит слишком быстро. Может поэтому он испытывал большое беспокойство, подавая мячи.

Внимание Тома также нарушилось — оно стало узким и направленным внутрь. Его отвлекали собственные мысли и ощущения, он с трудом акцентировал внимание на инструкциях тренера. Его мысли были направлены на то, чтобы «не оплошать» и не разочаровать своих товарищей по команде, родителей и друзей.

Состояние Тома, как психическое, так и физическое, было предрасположено к совершению ошибок. И действительно, выполняя 4-ю подачу, он отправил мяч в «аут». Это еще больше расстроило Тома, и он начал думать о выполнении подачи, играя в поле. Когда соперник подал мяч, летевший в центральную часть поля, Том лишь в последний момент пошел на него и, естественно, мяч упал перед ним. Это классический пример скованности.

Таблица 18.3. Процесс внутренней речи

Явление (событие) Внутренняя речь (восприятие, оценка) Реакция (эмоциональная, физиологическая, поведенческая)
Неудачный прием подачи «Как я мог допустить такую ошибку, я теперь не смогу выиграть матч» Гнев, безнадежность, повышенное мышечное напряжение
Неудачный прием подачи «Лучше следи за мячом, матч еще не окончен» Повышение концентрации внимания оптимизм, спокойствие
Проблемы, связанные с лечением травмы колена «Я никогда не попаду снова в основной состав» Безнадежность, гнев, разочарование
Проблемы, связанные с лечением травмы колена «Подобный вид травм требует определенного времени для излечения, поэтому мне необходимо продолжать работать» Оптимизм, мотивация, повышенное усилие
  • Приобретение умений и навыков. При освоении умений или навыков используйте внутреннюю речь в форме ключевых слов для концентрации внимания. Например, нападающий в волейболе может использовать простые ключевые слова — «разбег», «прыжок», «удар», — чтобы сосредоточить внимание на следующем движении при изучении нового элемента.
  • Преодоление вредных привычек. В подобных случаях необходимо подыскать наиболее подходящее ключевое слово инструктивного характера, которое бы обеспечило автоматизм новой реакции. Например, блокирующий игрок, забывающий при выполнении блока переносить руки на сторону соперника, может использовать ключевое слово «мяч», которое бы напоминало ему о необходимости переносить руки (ведь в этот момент мяч и есть его цель).
  • Инициация действия. Внутренняя речь может носить мотивационный характер. Бегуны могут увеличить скорость бега, используя ключевое слово «быстрее», пловцы, выполняющие старт, могут использовать ключевые слова «толчок», «выстрел», футболисты и волейболисты выполняющие сильный удар могут использовать ключевые слова «взрыв» «бах» «хлоп».
  • Поддержание усилия. Положительная внутренняя речь мотивационного характера («продолжай в таком же духе», «до конца») помогает поддерживать усилие при утомлении организма.

·

· Методы повышения качества внутренней речи

· Ряд методов помогает повысить качество внутренней речи. Наиболее часто и успешно применяется метод «отключения мыслей» или метод изменения отрицательной внутренней речи на положительную.

· Метод «отключения мыслей». Один из способов, направленных на то, чтобы «справиться» с мыслями отрицательной направленности, состоит в том, чтобы «отключить» их, прежде чем они окажут отрицательное влияние на уро вень деятельности.

· Процесс «отключения» предполагает концентрацию внимания на нежелательной мысли в течение короткого промежутка времени с последующим использованием ключевого слова или действия для «отключения» этой мысли. Ключевым словом может быть слово «стоп», а ключевым действием — щелчок пальцами. Выбор ключевого слова или действия сугубо индивидуален.

· Первоначально следует отработать этот метод на тренировочных занятиях. Всякий раз, когда у вас возникает мысль отрицательной направленности, скажите «стоп» (или любое ключевое слово на ваше усмотрение) достаточно громко и затем сконцентрируйте внимание на ключевом слове, связанном с заданием. Отработав это действие, произносите ключевое слово про себя. Если причиной отрицательной внутренней речи является определенная ситуация (например, падение во время выполнения прыжка в фигурном катании), сосредоточьте внимание на ней. Старые привычки «отмирают» с трудом, поэтому данный метод необходимо использовать постоянно.

· Превращение отрицательной внутренней речи в положительную. Практически для каждого человека характерно возникновение время от времени отрицательных мыслей. Когда они появляются, вы можете попытаться «справиться» с ними, превратив их в положительную внутреннюю речь и перенаправив внимание.

· Во-первых, составьте список всех видов внутренней речи, которые отрицательно влияют на вашу деятельность или приводят к нежелательным действиям. Главная задача здесь — выявить ситуации, которые обусловливают возникновение отрицательных мыслей, и понять, почему это происходит. Затем -необходимо попытаться заменить отрицательное утверждение положительным.

· После этого составьте таблицу, поместив в одну колонку отрицательные виды внутренней речи, а в другую — положительные (табл. 18.4). домашнее задание.

· Вначале практикуйте превращение отрицательной внутренней речи в положительную во время тренировочных занятий. Кроме того, поскольку большинство отрицательных мыслей возникает в критических (стрессовых) ситуациях, постарайтесь сперва «отключить» отрицательную мысль и затем сделайте глубокий вдох. Делая выдох, расслабьтесь и повторите положительное утверждение.

· Рассмотрим теперь, как следует оценивать различные аспекты внимания.

·

· Таблица 18.4. Отрицательная и положительная внутренняя речь

Отрицательная внутренняя речь Положительная внутренняя речь
Как это я умудрился пропустить такой простой удар? Каждый совершает ошибки, сконцентрируй внимание на следующей подаче. Старайся для команды.
Я никогда не восстановлюсь после этой травмы Лечение требует времени. Продолжай заниматься каждый день
Он «украл» у меня очко Мяч точно попал в площадку. Судья точно болеет за них. Я ничего не могу сделать в этой ситуации. Если я буду хорошо играть, я все равно выиграю.
Я сегодня чуть-чуть потренируюсь, а завтра проведу тренировку в полную силу Если я сегодня проведу интенсивное занятие, мне будет легче на следующем занятии
Это была ужасная подача Не спеши, следи за координацией движений. Представь мысленно успешную подачу.
Я никогда хорошо не играю в душном зале, да еще и свет тусклый. Сегодня сложные условия для игры. Это потребует дополнительной концентрации внимания



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1059; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.