Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аналитическая деятельность субъектов образовательного процесса




Н.П. Пичугова,

директор Миасского педагогического колледа

Н аучно(исследовательская работа

А.Н. Леонтьева, согласно которому речь может идти толь(

ко о деятельности конкретных индивидов, протекающей

или в условиях открытой коллективности – среди окру(

жающих людей, совместно с ними и во взаимодействии

с ними, или с глазу на глаз с окружающим предметным

миром (в нашем случае, по выражению А.Н. Леонтьева,

«за письменным столом»). При всем своем своеобразии

деятельность индивида представляет собой систему,

включенную в систему отношений общества, вне кото(

рых человеческая деятельность вообще не существует.

При этом деятельность каждого отдельного человека за(

висит от его места в обществе, от условий, выпадающих

на его долю, от того, как она складывается в неповтори(

мых индивидуальных обстоятельствах [2, с. 81–82]. От(

сюда следует, что аналитическая деятельность каждого

субъекта образования (представителя администрации,

преподавателя или студента), обладая общими чертами,

имеет при этом и свою специфику, которая определяется

статусной позицией конкретного субъекта: управленче(

ской – у членов администрации, педагогической (или,

точнее, методической) – у преподавателей и учебной –

у студентов. При этом члены администрации (и это не(

обходимо отметить особо, так как именно этим члены

управленческого аппарата любых образовательных учреж(

дений, за исключением дошкольных, отличаются от ру(

ководителей всех других предприятий, организаций и

учреждений) находятся одновременно в двух статусных

позициях – управленческой и педагогической. Такое

положение, естественно, обусловливает повышенные тре(

бования к их личностным качествам, ибо, требуя выпол(

нения своих распоряжений от других, они должны быть

сами предельно исполнительны по отношению к этим

требованиям и в плане педагогической компетентности,

и в плане научно(методической деятельности, и в отно(

шении трудовой и исполнительской дисциплины, и в от(

ношении самообразования и повышения собственной

квалификации; плюс к этому они в соответствии со свои(

ми должностными обязанностями должны проявлять

заботу о каждом члене своего коллектива, что является

одной из функций руководителя любого уровня и ранга.

Для уяснения сути рассматриваемого нами вида

деятельности нам важно еще одно положение теории

А.Н. Леонтьева, согласно которому «основной консти(

туирующей характеристикой деятельности является ее

предметность....При этом предмет деятельности вы(

ступает двояко: первично – в своем независимом су(

ществовании как подчиняющий себе и преобразующий

деятельность субъекта, вторично – как образ предмета,

как продукт психического отражения его свойства, ко(

торое осуществляется в результате деятельности субъ(

екта и иначе существовать не может» [2, с. 84]. Это

положение требует от нас определить, что такое пред(

метная деятельность субъектов образования будущих

учителей в целом и что такое предмет их аналитичес(

кой деятельности.

Поскольку целью образования, как известно, являет(

ся формирование развивающейся на разных возрастных

ступенях и в разных направлениях личности, а содержа(

ние личности составляют (по К. Марксу) в самом общем

плане все «действительные отношения человека», то, сле(

довательно, именно отношения выступают предметом

деятельности всех участников образовательного процесса

педагогического колледжа. При этом в образовании от(

ношения являются и целью, и предметом, и условием вза(

имодействия обучающих и обучающихся. Это значит, что,

с одной стороны, формируемое у обучающихся личност(

ное отношение к окружающему миру и к самим себе явля(

ется результатом их образования, достигаемым с помощью

операционально задаваемой цели; с другой стороны, от_

ношения выступают основой взаимодействия субъектов

образовательного процесса, от характера которого во мно(

гом зависит результат образования; и, наконец, в(третьих,

отношения – это предмет взаимосвязанной деятельнос_

ти обучающего и обучающихся, ради которого они и

вступают во взаимодействие. Исходя из того, что «всякая

деятельность имеет кольцевую структуру (исходная аф_

ферентация → эффекторные процессы, реализующие кон_

такты с предметной средой → коррекция и обогащение с

помощью обратных связей исходного афферентирующего об_

раза»), а также из того, что «психическое отражение пред(

метного мира порождается не непосредственно внешними

воздействиями (в том числе и воздействиями «обратны(

ми»), а теми процессами, с помощью которых субъект

вступает в практические контакты с предметным миром

и которые необходимо подчиняются его независимым

свойствам, связям, отношениям», в деятельности осуще(

ствляется своеобразный «двойной переход: предмет →

процесс деятельности и деятельность → ее субъективный

продукт» [2, с. 86]. Это значит, что «переход процесса в

форму продукта происходит не только на полюсе субъек_

та, но еще более явно он происходит на полюсе объекта,

трансформируемого человеческой деятельностью [2, с. 86].

Применительно к аналитической деятельности участни(

ков образования можно сделать вывод о том, что вклю_

чение всех субъектов образования (и администрации, и

преподавателей, и студентов) в анализ процесса и результа_

тов управления качеством профессиональной подготовки

будущих учителей закономерно отражается на содержа(

нии и качестве их аналитической деятельности, на каче(

стве образования и на управлении качеством образования

(в данном случае профессиональной подготовки).

Предметная деятельность в любой свой форме

органично входит в самый процесс психического от(

ражения, в само содержание этого процесса, в его

порождение, тем самым обусловливая свою особую пси(

хологическую функцию – «полагание субъекта в пред(

метной деятельности и ее преобразование в форме

субъективности», и при этом на первоначальных эта(

пах своего развития деятельность необходимо имеет

форму внешних процессов и соответственно психи(

ческой образ является продуктом этих процессов,

практически связывающих субъект с предметной дея(

тельностью [2, с. 92]. Из этого следует, что способно(

сти к аналитической деятельности формируются и могут

развиваться у всех субъектов образования только в

процессе непосредственного осуществления этой ана(

литической деятельности. При этом аналитическая

деятельность каждого субъекта образовательного процес(

са педагогического колледжа имеет свою содержатель(

ную направленность: управленчески ориентированная –

СПО 6’2009 73

Н аучно(исследовательская работа

у администрации, методически ориентированная – у пре(

подавателей и образовательно ориентированная у студен(

тов. Это значит, что администрация педагогического

колледжа осуществляет анализ на предмет выявления эф(

фективности принимаемых управленческих решений,

преподаватели сравнивают соответствие поставленных

в данном курсе целей полученному результату, а студен(

ты оценивают целесообразность организации процесса

своей учебной деятельности (или, по(другому, учебно(

го труда) и удовлетворительность результата. Кроме то(

го, каждый их них находится еще в двух взаимосвязанных

позициях: в позиции самоуправления по отношению к

своей деятельности и в позиции экспертов.

Правомерно заключить, что управление качеством

профессиональной подготовки студентов в педагогиче(

ском колледже средствами аналитической деятельности

осуществляют на разных уровнях и с разной целью все

субъекты образования. Следовательно, у аналитической

деятельности каждого из них объективно будет одна общая

цель – достижение качества профессиональной подготов(

ки, но потребности и соответствующие им побуждающие

к деятельности мотивы (обусловливающие их личные

цели) не только у каждой группы субъектов, но также у

каждого студента, преподавателя и члена администрации

будут разные, так как определяются они не только их

личными нуждами, интересами, индивидуальными по(

требностями, но также и должностным или статусным по(

ложением, профессиональной и педагогической позицией

каждого из них. Вследствие этого при общности целей

действия каждого субъекта будут по(разному выстраи(

ваться и выполняться при помощи разных операций, ко(

торые соответствуют ориентации аналитической деятель(

ности каждого из них. При этом все условия их

аналитической деятельности можно объединить в две

группы: объективно заданные и субъективно создаваемые.

Первые определяются нормативными документами, ре(

гулирующими все многообразие деятельности субъектов

образования, а вторые связаны с реализацией этих нор(

мативных документов в реальных условиях конкретного

образовательного учреждения. К этим условиям мы от(

носим методическую компетентность преподаватель(

ского состава, уровень общеобразовательной подготовки

и профессиональной ориентации студентов, управленче(

ские установки членов администрации, материально(тех(

ническую оснащенность учебно(воспитательного

процесса. Отсюда объективные условия в некотором смыс(

ле можно назвать условиями содержательного обеспече(

ния аналитической деятельности субъектов образования

как средства управления качеством профессиональной

подготовки будущих учителей, а субъективные – услови(

ями процессуального обеспечения этой подготовки.

Литература

1. Кондаков Н.И. Логический словарь(справочник.

М., 1975.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.

М., 1975.

З. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред.

докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. 16(е изд.,

испр. М., 1984.

При рассмотрении дистанционного обучения как

деятельности, опосредованной компьютерными техно(

логиями, надо отметить, что оно характеризуется рядом

психологических особенностей по сравнению с тради(

ционными формами обучения.

Сегодня теоретики дистанционного образования

едины во мнении, что его дальнейшее развитие в значи(

тельной мере зависит от выявления особенностей его ди(

дактики и психологических аспектов процесса обучения.

Академик(секретарь Отделения высшего образования

РАО Э.А. Манушин отмечает фактическую неразработан(

ность дидактики ДО и психологических аспектов обуче(

ния без отрыва от основной деятельности. Лакуны в этой

сфере, по его мнению, в значительной степени влияют

и на качество образования, и на эффективность разви(

тия дистанционного обучения [4, с. 56].

С целью выявления особенностей личностного раз(

вития обучающихся было проведено исследование, в

котором участвовало 60 студентов юридического фа(

культета в возрасте от 19 до 21 года: 30 студентов Мос(

ковского государственного гуманитарного университета

(МГГУ) им. М.А. Шолохова, обучающихся по традици(

онной дневной форме обучения, и 30 студентов Совре(

менной гуманитарной академии (СГА), обучающихся по

дистанционным технологиям.

Исследование проведено с помощью ряда методик,

направленных на изучение личностных особенностей:

1) опросник на выявление работоспособности, вы(

носливости, помехоустойчивости, обусловленных си(

лой нервной системы (Я. Стреляу);

2) определение умственной работоспособности и

утомляемости (Э. Крепелин);

3) тест на силу воли (Р.С. Немов);

4) тест(опросник измерения мотивации достижения

(модификация тест(опросника А. Мехрабиана);

5) методика измерения уровня тревожности Дж. Тей(

лора (адаптация Т.А. Немчинова);

6) самооценка психических состояний (Г. Айзенк).

74 СПО 6’2009

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.