Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цветовые пространства треугольника




Треугольник – базовая фигура геометрии. На ней построена все геометрия. Треугольник, о котором пойдет далее речь – равносторонний. Этот треугольник был хорошим помощником студентов-технологов полиграфического института моего поколения. Нам разрешали даже на экзаменах его использовать, когда мы должны были отвечать на вопросы по цветоделению, о светофильтрах цветоделения, о бинарных цветах и триадных (CMY) красках.

Читая лекции по полиграфии студентам-дизайнерам по цвету, я понял, что этот треугольник может стать хорошим помощником дизайнерам, колористам и менеджерам по рекламе. Я его дополнил графически и добавил комментарии, найдя в нем все базовые пространства цвета, используемые в полиграфии, контраст цветов и эмоциональную составляющую восприятия контраста, взаимосвязь оттенков и цветов, контраст в природе и в искусственно созданных человеком средах. Я был удивлен, увидев какой потенциал содержится в двух равносторонних треугольниках, когда один вписан в другой, как на рисунке.

 

Рис. Цветовые пространства треугольника (отдельный файл)

 

По вершинам большого треугольника расположены двухзональные цвета: желтое = зеленое + красное, голубое = зеленое + синее и пурпурное = синее + красное. Второй треугольник вписан в первый и по его вершинам расположены однозональные цвета: синее, зеленое и красное. Пунктирам даны высоты обеих треугольников. Они совпадают и одновременно являются медианами и биссектрисами (треугольники равносторонние). Точка пересечения высот – черно-белый кружек. В надписях в скобках даны первые буквы английского названия цветов, в такой записи как они даются в пакете программ Photoshop. Цвета относятся как к цветам источников излучения, так и цветам красок (чернил, пигментов, красящих веществ) и окрашенных поверхностей.

Что нам дают эти два треугольника?

1) Большой треугольник – субтрактивное пространство CMY (CMYK);

2) Малый треугольник – аддитивное пространство RGB;

3) Оба треугольника в таком сочетании – пространство автотипного синтеза (цвета триадных красок CMY, цвета бинаров RGB, где R=M+Y, G=C+Y и B=C+M, цвет черной краски К и цвет белой бумаги W);

4) Пересечение прямых линий YB и RG, включая точку WK – психологическое цветовое пространство CIE LAB;

5) Крайние точки высот (середина сторон) большого треугольника – дополнительные цвета: желтое-синее (Y-B), голубое-красное (C-R) и пурпурное-зеленое (M-G);

6) Точки в середине сторон большого треугольника – цвета светофильтров, применяемых при цветоделении в полиграфии для печати с использованием триадных красок (CMY); для желтой краски (Y) используют синий светофильтр (B), для пурпурной (M) – зеленый (G), для голубой (C) – красный (R). «Краска – светофильтр» являются крайними точками высот треугольников;

7) В центре треугольников – белое, если цвета созданы источником излучения – Y+M+C=W или R+G+B=W; черное, если это цвета красок - Y+M+C=К или R+G+B=К, хотя достаточно две краски разных цветов из малого треугольника, чтобы получить черное (серое) - R+B=К, G+B=К или R+G=К;

8) Три внешних треугольника – YGR, GCB и BMR, подсказывают из каких цветов излучения (из каких зон спектра) созданы двухзональные цвета Y=G+R, C=G+B и M=B+R;

9) Кружок в центре треугольников WK подсказывает самый сильный нераздражаемый контраст нейтрального (ахроматического) цвета – это черное на белом фоне (в русском языке говорят «написано черным по белому»). Чуть слабее контраст без раздражения – белое на черном фоне. В полиграфии такое сочетание определяют термином «выворотка». В учебном процессе – написанное мел по черной доске в классе. Сегодня все чаще применяют черный фломастер и белый фон доски. Остальные контрасты создаются между серым и белым и серым и черным. И их сила зависит от разности по яркости;

10) Прямая CR – самый сильный раздражающий цветной контраст: красное на голубом фоне или голубое на красном фоне;

11) Прямая MG – сильный раздражающий цветной контраст: зеленое на пурпурном фоне или пурпурное на зеленом фоне;

12) Прямая YB – самый сильный нераздражающий цветной контраст: желтое на синем фоне или синее на желтом фоне (это сочетание встречается в знаменах многих стран и организаций);

13) Точка WK (белое, серое, черное) соединяет все цвета треугольников (Y, R, M, B, C, G, и Y) и сочетаются без раздражения, создавая хороший контраст с серым, черным (K) и белым (W);

14) Все цвета хорошо сочетаются между собой, если взяты парами соседных цветов двух треугольников раздельно, даже с максимальным контрастом при самой высокой насыщенности (чистоте) каждого из них. Например, голубое с желтым и пурпурным, красное с зеленым и синим, пурпурное с голубым и желтым, зеленое с красным и синим;

15) Соседние цвета на большом треугольнике (вершины треугольника и середины его сторон) плохо сочетаются между собой. На полиграфическом оттиске контраст очень низкий и плохой (слабо различимый) между синим и голубым, синим и пурпурным, и пурпурным и красным. Полиграфические голубая и пурпурная краска сильно загрязнены желтым цветом (голубая близка к синей, а пурпурная - к красной, поэтому в полиграфии так их иногда и называют);

16) Самый гармоничный контраст имеют цвета четырехугольника RYGC – парные, тройные или сочетание всех четырех цветов излучений или красок;

17) На пересечение высот большого треугольника со сторонами малого треугольника получаем точки серого, если речь идет только о красках, чернилах и пигментах. Эти три точки ограничивают область, вне которой находятся реальные природные (не созданные человеком) цвета красящих веществ и источников излучения, воспринимаемые человеком как чистые цвета, оттенки этих цветов и их разбеленные и зачерненные варианты, а также серые цвета с цветным оттенком. В природе нет нейтрально белых, серых или черных тонов. Даже снег, мел и сажа имеют цветные оттенки, так как содержат примеси. Человек выделил чистые вещества, например, окис титана как эталон белого, создал модель абсолютно черного тела, изобрел когерентных источников излучения – лазеров со светом одной длиной волны. Область внутри этих трех точек серого цвета, содержит искусственно созданные цвета – белое, серое и черное;

18) Если необходимо расширить названия оттенков цвета, то на сторонах большого треугольника между названными уже цветами можем указать (на рисунке они не отмечены): между желтым и красным – оранжевый, между красным и пурпурным – клюквенный, между пурпурным и синим – фиолетовый, между синим и голубым – гиацинтовый, между голубым и зеленым – бирюзовый, между зеленым и желтым – салатовый.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.