Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Непродуктивное общение




Модель общения Ш. фон Туна

В психологии разработаны демонстрационные модели, облегчающие

понимание процесса общения. Одна из таких моделей, предложенная Ш. фон

Туном, учитывает как содержание сообщения, так и его личностный смысл.

Эффективной коммуникация будет тогда, когда получатель сообщения

правильно расшифрует все его четыре стороны. Если же получатель не

способен расшифровать все стороны сообщения или реагирует не на ту его

сторону, то возникает непонимание. Классический пример из бессмертной

комедии Гоголя "Ревизор":

Существо дела понятно: едет ревизор. Что еще хотел сказать городничий?

Каково его отношение к чиновникам? Очевидно:

• Знаю я вас, подлецы!

• Держитесь!

Отношение передается невербальными средствами: мимикой, жестами,

интонацией. Большинство конфликтов возникает при неправильной расшифровке

отношения. Часто воспринимают не существо дела, а отношение, и реагируют

именно на него

На стороне самораскрытия можно предположить следующее.

• Мне страшно!

• Я чувствую себя неуверенно

• Я выбит из обычной колеи.

• Я обескуражен

Четвертая сторона сообщения содержит призыв или обращение. Отправитель

информации своим посланием хочет чего-то добиться. В нашем примере

обращение может выглядеть так.

• Помогите я этой неприятной ситуации.

• Не выдайте, братцы.

• Давайте спасаться вместе!

Как услышать то, что действительно сообщается?

Максимальное сближение между передающим и воспринимающим информацию

возможно тогда, когда задается достаточно много вопросов, когда

отправителю информации возвращается посланный им "мяч", и он может узнать,

что получатель информации действительно воспринял. Необходимы обратные

связи: "Я правильно понял, что...", "Вы, значит, думаете, что..." и т. п.

Такими фразами сигнализируют, что стараются понять собеседника и дают ему

возможность еще яснее и более четко сформулировать свои мысли.

.

 

Любой человек стремится к конструктивному общению, создающему

отношения, полезные для развития личности и сохранения здоровья. Но в силу

влияния различных факторов многим людям в той или иной степени пришлось

испытывать трудности в общении. Существует своеобразный Lсиндром

дискоммуникации". Его можно представить в четырех основных вариантах.

Первый? это когда стремление к контакту сталкивается с невозможностью

найти собеседника (чувство Lодиночества в кругу людей").

Другой вариант? активное стремление к контакту не реализуется из-за

неспособности завязать и наладить его даже при наличии подходящих

собеседников (коммуникативная беспомощность).

Третий вариант? люди страдают от конфликтного общения, обусловленного

стремлением к контакту для разрядки накопившейся агрессии.

Особое место занимает в этом ряду четвертый вариант? угасание стремления

к контактам (усталость от общения, непереносимость общения, уход в себя).

Все это проявления или следствия опыта деструктивного общения, которое

вместо установления контакта с другим человеком разрушает и межличностный

контакт, и саму личность. Правомерна и другая точка зрения? личностные

искажения ведут к разрушительным формам общения. Поэтому мы можем

использовать две стратегии для устранения синдрома дискоммуникации?

тренировку конструктивного общения и работу.

Варианты поведения, которые часто разрушают взаимопонимание

собеседников, приводя к эмоциональному напряжению, а иногда и к разрыву

отношений, мы можем назвать?саботажниками общения¦. У многих из нас есть

собственные варианты деструктивного (разрушительного) поведения. Мы

используем их сознательно или бессознательно. Если мы действительно хотим

прервать разговор, тогда все в порядке. Но зачастую это совсем не входит в

наши намерения, и беседа сворачивает не в то русло против нашей воли.

Вполне возможно, что выработались какие-то привычные реакции. Есть смысл

их обнаружить, чтобы этими автоматически сказанными фразами не лишать себя

уважения и доверия своих собеседников.

Выявить?саботажников общения¦ совсем не трудно. Потренируйтесь

следующим образом. Проанализируйте ваш стиль общения, если вам кажется,

что вы одиноки среди людей и загнаны в угол. Потратьте немного времени и

выясните: каких Lсаботажников общения" используете вы для подрыва

конструктивного общения с другими? К каким из них прибегают другие в

отношении вас самих? Кто это делает? Вспомните своих знакомых, семью,

друзей.

Проанализируйте приведенные ниже различные высказывания,

характеризующие?саботажников общения¦: угрозы, приказы и т.д.

Угрозы (вызывают страх, подчинение, обиду, враждебность)

L Делайте, как сказано, или..."

L Если вы не будете вовремя приходить на работу, нам придется подумать о вашем увольнении."

Приказы(когда мы прибегаем к власти над другими людьми)

"Срочно зайдите ко мне в кабинет."

L Не спрашивайте, почему: делайте, как вам говорят."

Критика (негативная)

L Вы постоянно жалуетесь."

L Вы недостаточно прилежно работаете."

Оскорбительные прозвища

L Такое может сказать только идиот."

"Ну ты просто дурак." LЧего еще можно ожидать от бюрократа?"

Слова - Lдолжники"

L Вы должны вести себя более ответственно."

L Вы должны смотреть на факты."

L Вы не должны так сердиться."

Сокрытие важной информации

L Вам этот проект обязательно понравится. Вы не пожалеете (те, если

заключите с нами договор. (реплика-ловушка,стимулирующая принятие

невыгодного решения))"

Допрос

L Сколько часов у вас ушло на это?".

L Почему ты так поздно?"

L Чем ты занимаешься?"

Похвала с подвохом

L У вас так хорошо получаются отчеты: вы не напишете еще один?"

Диагноз мотивов поведения

L Вы одержимы собственническим инстинктом." LУ вас не хватает инициативы."

 

Несвоевременные советы (когда человек просто хочет быть выслушанным)

L Если бы ты вовремя навел порядок на своем столе, у тебя не было бы

причин для паники." LПочему ты не сделал вот так?.."

L Просто не обращай на них внимания."

Убеждение логикой

L Нечего тут расстраиваться, все это довольно логично."

Отказ от обсуждения вопроса

L Нечего тут обсуждать. Я не вижу в этом никакой проблемы."

Смена темы

L Очень интересно... Я вчера смотрел смешной фильм..."

Соревнование

-Я попал на прошлой неделе в ужасную аварию...

-Это что, ты бы посмотрел на мою машину..."

Наверняка вы вспомните нечто похожее из вашей жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-28; Просмотров: 1229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.