КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
НОТ. Рациональная организация труда
Как-то на одной из лекций мне пришла записка: «Нельзя л* подробнее остановиться на охране труда студентов. Как согласуются требования учебной программы с требованиями воспитан! психически нормальной личности? Как преодолеть их несоответ-* ствие. Ведь объем учебных программ подразумевает 26-часовую бес прерывную деятельность». Нельзя не заметить некоторого преуве-| личения в оценках автора записки, но она отчетливо говорит смятении первокурсников, которые, пересев со школьной парты! на институтскую скамью, с трудом переключаются на иной ритм| учебы, другие требования и непривычную для них форму получения знаний — лекционную. Пугает и необходимость много заниматься самостоятельно, глубоко осваивая действительно очень объемную литературу, рекомендованную вузовскими программами. Период адаптации к новым требованиям и условиям учебы особенно болезненно проходит для тех студентов, которые не умеют рационально работать, правильно планировать время и распределять свои силы. На вопрос, пользуются ли студенты какими-нибудь правилами рациональной организации труда, только 20% первокурсников ответили «да». Именно они успевают делать учебные задания и успешно учатся. Зато тех, кто не планирует своего времени, не пользуется рациональными приемами работы — большинство. До 70% из них не справляются, по их собственному признанию, с учебной нагрузкой. Русский физиолог, ученик Сеченова, Николай Евгеньевич Введенский писал: «При умелом распределении умственного труда можно не только развить громадную по своей продуктивности работу, но притом сохранить на долгие годы, может быть, на всю жизнь, умственную работоспособность и общий тонус своей жизнедеятельности. Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают!»*
Как же студенту научиться правильно работать? Предварительно следует сказать об общем понятии научной организации труда — НОТ. Что такое НОТ? Вы, наверное, слышали о научной организации труда (сейчас в ходу такие выражения, как наука организации и управления, менеджмент). Но, наверное, не все знают, что начало НОТ было положено на рубеже XIX-XX вв. американским инженером Фредериком Тейлором. Он разработал систему, в основу которой заложены совокупность и последовательность рациональных методов управления производственными процессами, приемов организации, нормирования и оплаты труда, подбора и расстановки кадров. Достоинства системы состояли в том, что она позволила развить невиданную доселе производительность труда. Весь производственный процесс был разделен на отдельные операции. Для их выполнения привлекались самые опытные и ловкие рабочие. * Введенский Н. Е. Избранные произведения. М., 1935. С. 11. 9-927 Тщательно изучались, хронометрировались, снимались на пле ку методы их труда. В результате отбирались самые эффективвд экономные приемы, которым затем обучали основную массу ботающих. Создавались оптимальные условия для работы, кс рая стимулировалась прогрессивной оплатой. Достигалась высок эффективность производства. Но были и недостатки. Система Tq лора была построена на чрезмерной суперпроизводительнс часто не учитывала пределы нормальной человеческой нагру доводила работников до истощения, пренебрегала личными и ] турными потребностями человека, усугубляла механический рактер труда (обычно это было конвейерное производство), шая его элементов творчества. Очень ярко достоинства и недостатки системы проявились производстве Генри Форда, который воплотил теоретические новы НОТ на своем автомобильном заводе в Детройте. Благода применению этой системы он добился увеличения произволе автомобилей с 10 тыс. в 1909 г. до 2 млн в 1923-м.
Как-то я взяла в библиотеке книгу Г. Геккеля «Генри Форд изданную в 1925 г. Автор, побывавший в те годы на заводе Фог. был поражен тем, что при четкой организации производства, э* номии времени люди работают с неимоверным напряжением,] страшной тесноте (пространство тоже экономилось). Обеденн! перерыв длился всего 15 минут, поэтому люди бегом бежали* лоткам с продовольствием и тут же немытыми руками ели купле! ную там же пищу. Столовой Форд не имел, считая это излишни| Не было у него ни клубов, ни читален. Зато была больница самоокупаемости, день лечения в которой стоил 1,5 долл. Но! здесь рабочие не простаивали, собирая отдельные детали. Фо{! использовал любой «человеческий материал», даже калек. На пр изводстве работало 4 слепых, 37 глухонемых, 60 припадочнь 123 с изувеченными конечностями. Причем в беседе с русски» Форд абсолютно точно сам назвал эти цифры. Две операции шлись даже для безруких. А все производство насчитывало оке 8 тыс. операций. Недаром в названиях книг, изданных в 20-е год] часто употреблялся термин «человеческая машина». Недостатки первоначальных опытов применения НОТ впе ледствии были во многом преодолены созданием комфортных; ловий для работы, а бесспорные достоинства говорили сами себя. Научная система рациональной организации труда легла; основу всех современных концепций и практику менеджмент Соратники и последователи Тейлора углубили и расширили ег идеи. Это были, кроме Генри Форда, супруги Фрэнк и Лилис Джильберты (Гильберты), Гарингтон Эмерсон, Анри Файоль. Труды пионеров НОТ широко издавались в России в 20-е годы. ^аши ученые и практики часто бывали в Америке, знакомились с системой, внедряя ее в российское производство. Внимание к проблемам научной организации труда в те годы было общегосударственной политикой. Проблемами научной организации труда занималось около 50 научно-исследовательских заведений. Был объяв-Лен конкурс на лучший учебник по НОТ. Некоторые руководящие работники должны были держать специальный экзамен по научной организации труда. Издавалось много книг и журналов по данной тематике: «Время», «Организация труда», «Вопросы организации труда» и др. В 1923 г. была создана лига «Время», которая пропагандировала нотовские идеи и создавала ячейки НОТ на заводах и в
учреждениях. Еще раньше, в 1921 г. создан знаменитый ЦИТ — Центральный институт труда, который возглавил Алексей Капитонович Гас-тев. Он был поэтом труда в прямом и переносном значении слова. В своих научных работах («Трудовые установки», «Нормирование и организация труда»), в публицистических произведениях («Снаряжение современной культуры») и даже в поэтических сборниках («Поэзия рабочего удара») Гастев страстно агитировал за рациональный труд (см. Попов Г. X. Техника личной работы). Другим активным пропагандистом НОТ был Платон Михайлович Керженцев. Его книга «Принципы организации» и сейчас не потеряла своего значения. Научную организацию труда он внедрял и в журналистику. Керженцев, как мы уже знаем, был руководителем Российского телеграфного агентства — РОСТА, при котором организовал первую школу журналистов. Он же автор первого учебника по журналистике «Газета. Ее организация и техника». Главные правила, разработанные основоположниками научной организации труда, связаны прежде всего с материальным производством. Однако они лежат в основе любой деятельности, в том числе учебной. Хотя в применении к умственной работе, каковой является учеба, правильнее употреблять термин КУТ, т.е. культура умственной деятельности, культура учебного труда. Сущность научной, рациональной организации учебного труда состоит в том, чтобы добиться его наивысшей эффективности при наименьших затратах энергии, в оптимизации всех форм и методов работы студентов в аудитории и вне ее. Для этого нужно осознать закономерности, особенности умственного труда и усвоить общие правила его рациональной организации. Специфика умственной деятельности Умственный труд отличается от физического прежде всего • что он имеет дело с информацией в качестве объекта деятельнс и в качестве продукта труда. Основным средством, инструме! такой деятельности является не мускульная энергия, как в Tp физическом, а тонкая и высокоорганизованная субстанция моз психическая, духовная структура человека.
Великий русский физиолог В. М. Бехтерев, говоря об основ* отличиях умственного труда от физического, выделяет то, что состоит из ряда высших сочетательных рефлексов, которые ра дражаются внутренними или внешними сигналами, в результ чего громадное значение имеет доминанта (прочное и длителы раздражение нервных клеток), концентрация внимания и спосс ность сосредоточиться. Умственный труд связан с малой тратой мышечной энерг но с повышенным нервным и мозговым напряжением, что ведет| утомлению*. Причем при физическом труде, как выяснили у ные, утомление оказывается местным, развивается вначале в _ ботающем органе и только затем, если человек не прекратит раб ту, становится общим. При умственной же работе утомление сг. оказывается общим, потому что мозг связан со всеми процесса» в организме. Физическое утомление быстро снимается. Начинают работ по меткому выражению А. Б. Залкинда, «нейтрализаторы ядовит продуктов»: почки и печень — главная «противоядная лаборат рия», грудная клетка, которая ускоряет дыхательные процесс! сердце быстрее гонит кровь, чтобы освободиться от ядов. При умственной работе подавляются именно те функции, торые больше всего нужны для выведения продуктов распада: хание замедляется, сердце работает вяло, кровь циркулирует ь ленно, плохо снабжает мозг кислородом, уменьшается потоотде ление, при помощи которого выводятся из организма вреднь вещества. И следовательно, яды накапливаются в организме, приводит к сильному утомлению или переутомлению. После физического труда мышечная ткань легко восстанавлЦ вается, потому что мышцы обладают несложным строением. /fe-j рвная же клетка — основа мозга, обладает сложнейшей структур рой и восстанавливается очень медленно. С этим связано и еще одно отличие умственного труда. Ее физическая работа прекращается сразу после ее окончания, то моз# ' См.: Залкинд А. Б. Умственный труд. М.; Л., 1930. продолжает работать и после того, как мы поднялись от письменного стола или закрыли книгу. И чем интенсивнее мы работаем, чем более сложную проблему решаем, тем большую инерцию просекания умственных процессов порождаем. И чрезмерное утомле-ние сказывается не в потребности покоя (как в физической работе), а в усилении возбуждения. Часто это возбуждение мы принимаем за повышенную работоспособность и не понимаем, что доводим до истощения нервные клетки. Они постепенно разучиваются отдыхать, и утомление через переутомление превращается в нервно-мозговое истощение, как говорит А. Б. Залкинд. Однако умственный труд имеет и свои скрытые катализаторы, которые способны нейтрализовать отрицательные свойства, перечисленные выше. Это интерес к работе, творчество, благие цели, стремление приносить пользу людям своей работой, своей жизнью. Но во всех случаях важно знать технику рациональной организации умственного труда, некоторые ее основные правила, чтобы успешно овладевать будущей профессией, получать знания при удовлетворении самим процессом учебы, сохранить работоспособность и здоровье.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1089; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |