Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правило восьмое: старайтесь использовать полученную инфор­мацию в своей практической деятельности. 2 страница




Безусловно, полезно каждому культурному человеку, а тем более будущему журналисту, знать, какие бывают архитектурные стили. Остановимся на одном. Классицизму, который пришел из Гре­ции, было свойственно три типа колонн, соответствующих трем типам орденов, или ордеров: дорический — прямые строгие колон­ны (их еще называют «мужскими»); ионический — с завитками-

12'


волютами (его называют «женским») и коринфский с завершен» колонн в виде цветов аканта.

Существуют и другие архитектурные стили: романский, так называемый «русский», модерн (например, в Москве гостинщ; «Метрополь» с прекрасными мозаиками Врубеля) и др.

Наблюдая городской пейзаж и архитектуру, вы научитесь ределять возраст зданий, их принадлежность к определенной достроительной школе, отличать гармоничную архитектуру от: лектичной, по достоинству оцените современные градостро* ные решения. Справочники и другая литература по архите* помогут вам усвоить эти стили и обогатят ваш культурный набл* дательский багаж.

Архитектурное и художественное оформление внутренних мещений здания, их интерьер тоже представляет большой м рее для развития наблюдательности будущего журналиста. Обычь интерьер характеризует вкусы, привычки и особенности своих хс зяев. Если вы попали в офис или квартиру человека, у которог предстоит взять интервью, он намного благосклоннее отнесется i вам, если вы проявите знания живописи и сумеете определить,; какому стилю и примерно к какому времени относятся произведе ния, украшающие помещение. Совсем покорите вы хозяина, ее узнаете и автора картины. Сейчас в квартирах, на дачах и в офиса кроме классики нередко можно видеть современную живописи модернизм, кинетизм, сюрреализм, виртуальную живопись, нако популярен и «кондовый» реализм 40—50-х годов. Хорошо, еспЩ вы, будучи культурным человеком, сумеете отличить импрессией низм от постимпрессионизма, реализм от модернизма, готику барокко.

Часто интерьер бывает украшен изделиями прикладного ис-Ч кусства, например, российских народных промыслов. Тут могуИд быть северодвинские или городецкие расписные доски, хохлом! ские или гжельские изделия, сергиево-посадские, дымковские}! филимоновские, ярославские игрушки и свистульки, вятские илЯМ! палехские шкатулки, архангельские короба или берестяные туеса*| из Великого Устюга. Такая интерьерная среда — показатель вкусоВ; хозяина, его приверженности российской культуре.

В другом интерьере вы увидите предметы с восточной или за-* падной символикой, африканские маски. И это — тоже предмет для размышления и понимания личности хозяев.

Безусловно, не помешает иметь представление о стилях мебе-1 ли, предметов интерьера, посуды. Вашему собеседнику будет при-1 ятно, если вы оцените изящество Ломоносовского (бывшего им- Щ ператорского) костяного фарфора или заметите, что сейчас быв?


щий Гарднеровской завод (Вербилки) снова стал выпускать посу­ду по старым образцам. Или вспомните, что знаменитому королю фарфора и фаянса Кузнецову принадлежал не только Конаков­ский фаянсовый завод, но и Дулевский фарфоровый.

При знакомстве с вашим героем и собеседником окружающие его вещи расскажут очень много. Поэтому изучение живописи, предметов и стилей материальной культуры — большое подспорье в искусстве быть наблюдательным.

До сих пор мы говорили о среде обитания человека, но пора перейти к главному объекту наблюдения — самому человеку. Тут опять нужно начать с его «оформления». И прежде всего с одежды. Что можно наблюдать? Как одет, тщательно или небрежно? Во что одет — в новомодные модели или в простую массовую одежду? Какой стиль одежды — деловой или нет? Особенно это важно для женщин. Тут и фасон, и длина юбки, и детали костюма, и украше­ния — все имеет значение. О многом может сказать цвет одежды. Наука о цвете — древняя наука. Ею занимался еще Пифагор, который соотносил цвет с нотами, музыкой и вибрационной струк­турой вселенной. Пифагорейцы считали, что, подобно цветам ра­дуги, красному цвету соответствует нота до, оранжевому — ре, желтому — ми, зеленому — фа, голубому — соль, синему — ля,

фиолетовому — си.

Еще в XVI в. миланский художник Ломаццо соотнес темпера­менты людей с их цветовыми предпочтениями: белый цвет — флег­матик, черный — меланхолик, красный — сангвиник, желтый — холерик. Некоторые исследователи даже связывают характероло­гические черты, свойственные людям, рожденным под разными знаками зодиака, с цветовыми символами. Известны статьи Гете о цвете, который во время работы надевал очки с разными цветны­ми стеклами в зависимости от настроения.

В наше время цветовую теорию личности развил французский психолог М. Люшер («Сигналы личности»). Он построил тестовые методики определения особенностей личности в зависимости от цветовых предпочтений. Так, черный цвет соотносится с подав­ленным состоянием, мрачным мировосприятием; серый свидетель­ствует о рассудительности, стремлении не заявлять о себе слиш­ком громко; красный — об энергичности, активности, смелости и вспыльчивости; оранжевый характеризует творческих людей; жел­тый — спокойных, непринужденных в общении; коричневый цвет присущ земным, крепко стоящим на ногах людям; розовый, на­против, — чувствительным романтикам; фиолетовый говорит о склонности к религиозности и даже мистицизму, как и синий, которому присущ некоторый меланхолизм, чувство неувереннос-


ти, но и стремление к познанию; зеленый, напортив, — цвет моутверждения.

Но во внешнем виде важна не только одежда, но и украшещ особенно у женщин. Вглядитесь, какие бусы, колье, броши, се ги, кольца они носят. Массовую продукцию, хотя бы и богат из золота и драгоценных камней, или оригинальные авторсц украшения, даже если они из простых материалов. Полезно зна что резные камни называются геммами и бывают двух типов: пуклые — камеи и вогнутые — инталии (первоначально они упс реблялись в качестве печатей на кольцах).

И вас, и вашу профессиональную память обогатят знания том, что развитая с дореволюционных времен российская лаков миниатюра имеет несколько направлений: Палех, Холуй, Mcrej Федоскино. У каждого направления свой стиль, свои традицис ные сюжеты, своя техника, свой цветовой строй. Броши и кул ны, сделанные мастерами лаковой миниатюры, высоко це* Нельзя не упомянуть здесь и украшения из золотого торжокскс шитья. Полезно знать особенности разных стилей кружевопле ния: вятских, вологодских, елецких, рязанских.

Поведение людей, их жесты очень многое могут сказать о че веке даже тогда, когда он хотел бы скрыть свои истинные ч> Наука о движении и жестах человека называется кинесикой.

Советую на эту тему прочитать книгу И. Горелова, В. Енгалыч^ ва «Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной komis ции». Сейчас переведена и широко распространена книга А. Ш «Язык жестов», издана книга К. Айслер-Мертц с таким же назван* ем и др. Менее известна работа родоначальников кинесики амер$ канских психологов Дж. Ниренберга и Г. Калеро «Читать челове* как книгу». Но именно они проанализировали 2500 деловых конта* тов и на основе своих исследований пришли к характеристике на более типичных поз и жестов.

Открытость: развернутые навстречу собеседнику руки, ра
стегнутый пиджак, наклон к партнеру во время беседы. j

Закрытость: скрещенные на груди руки, сжатые в кулак naJlbf Я
цы, посадка на стул спинкой вперед, скрещенные ноги. ч «|

Расположение: руки прикладываются к груди, приближение J£*|
человеку, стремление прикоснуться к нему..

Критичность: подбородок опирается на ладонь, указательны^ палец вдоль щеки, наклон корпуса в сторону от собеседника, под-| нятые плечи, взгляд поверх очков или тщательное протирание стет,| кол очков.

Размышление, принятие решения: ходит по комнате, почесываеу;| подбородок.


Уверенность: пальцы сцеплены в купол наподобие крыши, выражение самодовольства, руки за спиной, подбородок вверх.

Самоконтроль: руки за спиной, причем одна сильно сжимает другую, скрещенные лодыжки ног, руки крепко сжимают подло­котники.

Подозрительность, скрытность: обычно во время беседы рот прикрывается левой рукой, не смотрит на собеседника, взгляд исподлобья, голова наклонена вперед, прикосновение к мочкам уха, к глазам, сложенные руки.

Неуверенность: переплетенные пальцы, пощипывание ладони, для женщин движение руки к шее, бусам и т.п.

Напряженность: короткое дыхание, крепко сцепленные руки, поглаживание шеи ладонью, поворот лица в сторону.

Нервозность: покашливание, прикрытие рта рукой, подерги­вание мочки уха.

Скука: постукивание по столу рукой или поза, когда голова опирается на руку, гла^а полуприкрыты, щелканье колпачком руч­ки, рисование на бумаге, постукивание по полу ногой.

Алан Пиз приводит в доказательство большого значения не­вербальной коммуникации исследования Альберта Миробяна, ко­торый обнаружил, что слова в акте коммуникации занимают лишь 6%, 38% — это звуки и интонации и 55% — невербальная комму­никация. Известно также, что при помощи зрения человек полу­чает около 80% информации.

Исследователи называют величину зон, в которых общается

человек:

личная зона — приблизительно от 50 см до 1,2 м;

социальная зона — от 1,2 до 3,6 м;

общественная зона — свыше 3,6 м.

Кое-что можно узнать о человеке по тому, как он подает руку для приветствия. Если он хочет доминировать, то подает ладонь поверх вашей, если готов подчиниться — руку подает ладонью вверх, а если предлагает вам равноправное положение, то предпо­читает вертикальное рукопожатие. Естественно, важна и сила ру­копожатия.

Многое может сказать наблюдательному человеку взгляд собе­седника. Замечено, что при волнении зрачки глаз увеличиваются в 4 раза. Если человек сердится или относится к ситуации отрица­тельно, то зрачки сокращаются.

Есть исследования, посвященные соотнесению типа походки с некоторыми особенностями человека. Считается, например, что тихая, неуверенная походка может характеризовать человека со-


сред оточенного, углубленного в свои мысли. Если человек ход| ставя носки врозь, а пятки вовнутрь, то, скорее всего, он оби лен, наблюдателен, весел.

Если человек идет, раскачиваясь, неравномерными шагами| быстро стирает каблуки, скорее всего, он нерешителен. Если лю| быстро стирают каблуки изнутри, то, возможно, они подверже* чужим влияниям и могут часто менять свои взгляды.

Подчеркнуто звучная походка может сигнализировать о несде жанности характера, даже бесцеремонности, хотя иногда таким < разом человек хочет скрыть неуверенность в себе. Спокойные л* ходят размеренным степенным шагом. А если человек разма руками при ходьбе — это, скорее всего, человек целеустремленнь живой. Легкая и пружинистая походка — хороший признак.

Если человек ходит как бы пританцовывая, скорее всего, не очень серьезен и не очень обязателен, хотя у него наверня! есть другие достоинства. Шаркающая, тяжелая походка может свй| детельствовать о слабой воле и энергии. Педантичные и малс щительные, как правило, ходят мелкими шагами.

Если обобщить, то получится, что быстрая походка — это эне{ гичность, быстрая и неровная характеризует увлекающуюся нат ру, спокойная, неторопливая — уверенность в себе, вялая говоря о слабой воле, неуверенности и болезненности.

И. Горелов и В. Енгалычев, которые приводят результаты исследований, оговариваются, что их выводы требуют дальнет го изучения. К слову сказать, многое, о чем мы здесь с вами гов рим тоже следует критически оценивать и проверять собствет ми наблюдениями и выводами. Кроме того, нужно помнить, чп если даже у человека есть характерологические особенности, торые можно обнаружить невербальным путем, то они могут i нивелированы или сильно изменены самовоспитанием, средой, том жизни. Поэтому повторю еще раз: принимайте все к сведе нию, но критически осмысливайте, проверяйте, соотносите с др гими источниками и методами познания личности. Это относ* и к размышлениям о телосложении человека.

В старых книгах телосложению людей уделялось большое: мание. Одна из версий зависимости темперамента от телосложё^Ц ния приведена в книге «Внешность и судьба» (М., 1991).

Голова и лицо человека изучают, как минимум, две науки френология и физиогномика.

Френология (от греч. phren — дух, рассудок и lego — говорю)1| основателем которой был французский ученый Галль, изучает стрО"| ение головы и находит соответствия между формой черепа и не* которыми особенностями человека. Он утверждает, что отдели


участки головы, которые отвечают за определенные способности человека, бывают развиты у некоторых людей сильнее, чем другие. По этим признакам можно судить о характере и направленности личности. По мнению френологов, голова, расширенная над виска­ми, свидетельствует о богатых творческих возможностях, фантазии. Узкая, удлиненная форма головы свидетельствует о научных потен­циях ее обладателя. Таких на Западе даже называют яйцеголовыми. Другая наука, которая занимается изучением особенностей личности по лицу, называется физиогномикой (от греч. physis — природа, gnosis — знание, познание).

По собственным наблюдениям, художественной литературе и живописи мы знаем, что вздернутый носик, как правило, у весе­лых и порой легкомысленных дам, тяжелый подбородок (его даже называют «наполеоновским») — у сильных и волевых мужчин, полные губы у тех, кто любит жизнь со всеми ее удовольствиями, острый загнутый к губам нос — у людей с нелегким характером. Удивительно выразительный анализ лица Достоевского дает австрийский писатель, признанный знаток психологии творчес­ких личностей Стефан Цвейг. Через описание облика Достоевско­го он показал сложность и противоречивость его личности.

«Его лицо на первый взгляд представляется лицом крестьянина. Мор­щинятся землистые, впалые, будто грязные щеки, изборожденные долго­летними страданиями; трещинами испещрена сухая, опаленная кожа, обес­кровленная и обесцвеченная вампиром двадцатилетнего недуга. Справа и слева, будто каменные глыбы, выдаются славянские скулы; суровый рот и хрупкий подбородок скрыты за диким кустарником бороды. Земля, ска­лы и лес; трагический стихийный ландшафт — вот глубины его лица. Все мрачно, обыденно и лишено красоты в этом лице крестьянина, чуть ли не нищего. Плоское и бесцветное, оно мерцает без блеска, — отрезок рус­ской степи, усеянный валунами. И даже глубоко сидящие глаза не могут из своей бездны осветить эту рыхлую глину—

Подобно его творчеству, из хоровода чувств вызывает этот облик ужас; робость сменяет его; но растет очарование, и страстно нарастает прекло­нение перед ним. Ибо лишь низменность его лица, земная и плотская, дремлет в этой мрачно-возвышенной стихийной печали: подобно куполу, поднимается над узким крестьянским лицом сияющая белизной, выпуклая взлетающая возвышенность лба; из тени и мрака — стройный и светлый духовный храм; твердый мрамор на мягкой глинной плоти... Вся лучезар­ность этого лика струится ввысь; вглядываясь в его портрет, видишь лишь широкий, могучий, величественный лоб, и будто все шире становится его простор, все ярче его сияние по мере того, как стареющее лицо меркнет и чахнет от болезни. Неколебимо, как небесный свод, высится он над тленностью плоти — величие духа над скорбью земли»*.

Цвейг С. Три мастера. М., 1992. С. 65-66.


Физиономисты различают несколько основных типов харав ров в зависимости от формы лица*.

Круглолицые обычно добры, инициативны, практичны, тивны, сообразительны, общительны, но порой обидчивы и ■ лавны.

Если лицо похоже на треугольник, то тут бывает два вариа* первый условно называется «редька хвостиком вниз» — это, правило, творческие, эмоциональные люди, энергичные, се вольные, интуитивные, изобретательные, с богатым воображе* ем. Второй тип — «редька хвостиком вверх» (очень яркий образ| расклеенная в московском метро реклама «Московского коме мольца»: «Умри тоска — читай "МК") — это обычно приземле ная и практичная, трудолюбивая, ориентированная на уют и териальное благополучие личность.

Квадратные лица, как правило, говорят о мужественнс энергичности, твердости, даже упрямстве, силе воли, трудол бии. Это лица военных и руководителей, когда рационализм гл венствует над чувствами и сантиментами.

Люди с лицом овальной формы обычно умны, темпераме? дальновидны, способны к самоконтролю, но им, как и мног творческим натурам, порой не хватает умения довести начатое де до практического результата.

Американский исследователь Роберт Уайтсайд, который мается персонологией, физиогномикой более сорока лет, утвер| дает: «Современные исследования головного мозга со всей оч видностью свидетельствуют о том, что черты характера человек тесно связаны с его физическим строением»**. Книга Уайтса* весьма существенно отличается от изданий на подобную тему те| что дает комплексные характеристики, т.е. соотносит характег. комплексом физиогномических черт и выражений лица. Но, кр ме того, автор предлагает практические рекомендации по o6i нию с людьми описанного типа личности. Поэтому я рекоме? будущим журналистам познакомиться с данным пособием. Вы пс лучите лаконичный и проверенный на сотнях опытов практиче кий рецепт для наблюдения и общения. На основании этой и, гих книг по физиогномии можно предложить таблицу внеш* черт лица в соотнесенности с предполагаемыми свойствами ности (см. Приложение 8).

Возможно, приведенная в Приложении таблица окажется пс лезной для развития вашей профессиональной наблюдательное!


хОтя еще раз повторю — проверяйте, накапливайте свой материал лри сопоставлении внешности с особенностями личности, обна­руженными вами и другими методами, в том числе благодаря бе­седам с самим наблюдаемым и людьми, знающими его.

Немаловажную информацию может дать и наблюдение за фор­мой рук, которой занимается наука хирология (от греч. cheir— рука и gnosis — изучение, познание), не путать с хироманией (от греч. cheir — рука и manteia — гадание) — изучение линий ладони. Га­дать по ладони небезопасно, потому что внушение и самовнуше­ние могут привести к непредсказуемым последствиям. А вот знать кое-что о форме руки, чем занимается хирология, очень полезно. Обладатель овальной или конической ладони часто артисти­чен, впечатлителен, любознателен, с богатым воображением

Прямоугольная ладонь, как правило, говорит о гармонии фи­зического, психического и интеллектуального начал, но с прева­лированием умственного труда.

Имеет значение и форма пальцев. Считается, что короткие паль­цы свидетельствуют о живом уме, подвижности и импульсивности, стремлении охватить целое, пренебрегая деталями. Длинные паль­цы — у исследователей, аналитиков, критиков, методичных людей. Если кончики пальцев острые — это может говорить об идеа­лизме; конические — об артистизме и импульсивности, живости и подвижности; квадратные — о постоянстве и склонности к порядку; лопатообразные — об энергии, инициативе, изобретательности.

Длинные ногти, возможно, свидетельствуют об эмоциональ­ности человека, открытости, непосредственности; короткие — о критичности и остроте ума, скептицизме; овальные — о мягком характере; широкие — о настойчивости, предприимчивости, стрем­лении доминировать*.

И наконец, последнее, о чем мы поговорим в связи с визуаль­ными объектами наблюдения — почерк, изучением которого зани­мается наука психографология (от греч. psyche — душа, grapho — пишу, logos — учение). Советую прочитать очень интересно книгу Ивана Моргенштерна «Психографология», написанную еще до ре­волюции, в которой приводятся и анализируются почерки многих великих людей и исторических деятелей. Можно порекомендовать также книгу Е. С. Романовой и О. Ф. Потемкина «Графические ме­тоды в психологической диагностике» (М., 1992). Из них вы узна­ете, что почерк может многое сказать о личности человека. Имеет значение величина букв и их наклон, написание, степень отчетли­вости, открытость букв и т.п.


 


186


* См., например: Чечель И. Хиромантия для всех. М., 1991. ** Уайтсайд Р. О чем говорят лица. СПб., 1997. С. 7.


' См.: Чечель И. Хиромантия для всех. М., 1991.



Считается, например, что если почерк прямой, то чело! трудно переубедить, а если почерк падает влево, это очень упр.„, и независимый человек. Если буквы большие и круглые, скорее i го это признак доброты и щедрости, если буквы маленькие — \ оборот. Буквы открытые, в которые можно «войти», говорят об крытом, общительном характере, закрытые — характеризуют:

кнутость их обладателя. Творческий почерк, как правило, ле „

малопонятный. Неровные буквы говорят о тревожном или да болезненном состоянии. Твердый, отчетливый почерк характер зует человека практичного, твердо стоящего на земле.

Иногда мы можем наблюдать только подпись, поскольку сё час почти нет рукописных документов, практически все наб! ется на компьютере и печатается на принтере. Поэтому знать l бенности подписи очень важно, тем более что иногда мы не им«возможности видеть ее обладателя. Что же может сказать подг Если она сложная, летящая вверх, с отчетливо подчерк „. элементами, выступающими поверх подписи, с затейливыми г черками, то, как правило, ее обладатель — человек с претензия* Жирная точка в конце подписи свидетельствует о твердом хар тере. Красивая эстетичная подпись может говорить о художес ной натуре ее автора.

Итак, в этом разделе сделана попытка приоткрыть некото! выходы в мир невербальной коммуникации, показать нескол! областей знания, которые, возможно, помогут вам развивать вг мание и наблюдательность, так необходимые в учебе и в був профессии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.