Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Археологическоре ресурсы




Историко-культурные туристстские ресурсы.

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБАЛСТЬ

1. БЕРЕГОВОЙ УСТУП БАЛТИЙСКОГО МОРЯ НА УЧАСТКЕ СВЕТЛОГОРСК - ОТРАДНОЕ

ГПП предложен в качестве комплексноготипа федерального.

На протяжении 10 км берег подмывается морским прибоем и представляет собой постоянно обновляющееся обнажение отложений палеогенового, неогенового и плейстоценового возраста.

Зона уступа является естественной лабораторией природы, где можно непосредственно наблюдать такие современные процессы, как формирование пляжа, оползни. Осадочные породы, слагающие уступ, различны по составу и окраске, что отражает их фациальную изменчивость, содержат комплексы палеонтологических и палеоботанических остатков. Широко представлены разнообразные проявления гляциотектоники. В уступе обнажаются янтареносные породы, так называемая "голубая земля" -морские глауконитовые пески нижнеолигоценового возраста. Из них добывают знаменитый на весь мир балтийский янтарь. Площадь охранной зоны -10 кв. км, высота уступа - до 40 м. ГПП обладает чертами стратиграфического, тектонического, геоморфологического и минералогического типов.

 

 

В окрестностях Колы (рядом с Мурманском) известна неолитическая стоянка II-I тыс. до н. э.

Близ Кандалакши (177 к югу от Мурманска) находится культовое сооружение II тыс. до н. э. Это так называемый Лабиринт, в виде выложенных на земле сложных фигур из небольших камней.

На реке Вирма в село Ловозеро в Мурманской области в 180 км к юго-востоку от Мурманска находится археологический памятник, представляющий собой наскальные рисунки (II-I вв. до н. э.).

На территории Карелии у города Беломорска (376 км к северу от Петрозаводска) у водопада Шейрукша в низовьях р. Выг сохранились петроглифы – наскальное изображение людей и животных, сцены охоты и др. Всего обнаружено около 470 изображений. Ученые относят их к I-III тыс. до н.э. Здесь создан музей – Беломорские петроглифы.

В районе города Пудож (352 км к востоку от Петрозаводска) известны многочисленные, так называемые онежские, петроглифы – наскальные изображения эпох неолита и бронзы (около 800 близ устья реки Водлы и на мысах Онежского озера).

На территории республики Коми в районе города Вуктыл (575 км к северо-востоку от Сыктывкара) вдоль реки Печора обнаружены стоянки и поселения древнего человека.

Есть археологические достопримечательности и в Вологодской области. Так в районе села Нюксеница (533 км к северо-востоку от Вологды) археологи изучают стоянки древнего человека (палеолит, мезолит, неолит). Здесь ведуться раскопки на местах древних селений XIII-XVI вв., городищ XIV-XVII вв.

Древнее городище XVI в. известны в верхнем течении реки Сямжена (район села Сямжа в 146 км к северо-востоку от Вологды).

Нескольско археологических памятников сосредоточено в районе города Псковской области (144 км к юго-востоку от Пскова). Так, у деревни Апросьево известна курганная группа (60 насыпей, второй половины I тыс.), у поселка Выбор – городище (первая половина II тыс.)

В районе поселка городского типа Струги-Красные (в 87 км к северо-востоку от Пскова), в окрестностях деревень Сковородка, Щир, Яблонец, Радонка, Дубпеши, Перехожа найдены древние захоронения, языческие кладбища, курганы III тыс. до н.э.

В районе поселка Красногородск (в 159 км на юг от Пскова) археологи изучают несколько памятников: у деревни Лятовка – могильник II тыс. до н. э., у деревень Никифоровка и Лукино - курганные группы I тыс. до н. э. и др.

Этнические особенности.

ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Этнические особенности.

К специфическим группам русских на территории европейской части страны от­носятся поморы — давние поселенцы по берегам Белого и Баренцева морей, тра­диционное хозяйство которых тогда было основано на рыболовстве и морской охо­те.

В северных районах европейской части страны у русских преобладает долинный тип расселения: селения, обычно неболь­шие, расположены по долинам рек и берегам озер; водораздельные участки, как правило, заболочены и малообжиты. Для селений характерна линейная плани­ровка.

На территории Севера Европейской части России кроме преобладающих по численности представителей русского народа, живут народы, культура и быт большин­ства которых в настоящее время имеют немало черт, сходных с культурой и бы­том русских. Такое сходство возникло как в результате контактов этих на­родов и их предков в течение столетий с русскими и их культурой, так и по­тому, что имело место воздействие общих природно-географических и общественно-экономических условий. В силу этих причин на указан­ных обширных пространствах сложились и могут быть выделены две историко-этнографические области — Ладожско-Печорская (иначе — Северная) и Урало-Поволжская. В языковом отношении на­роды, живущие в пределах этих областей, относятся к финно-угорской группе уральской семьи (саами, вепсы, карелы, мордва, марийцы, удмурты, коми и ко­ми-пермяки) и тюркской группе алтай­ской семьи (чуваши, а также татары и башкиры).

На крайнем северо-западе Северной области расселились карелы, которые по происхождению и языку очень близ­ки к финнам; их литературный язык — финский. Карелы уже давно живут в тесном соседстве с русскими и испыта­ли их сильное языково-культурное вли­яние. На основной этнической террито­рии карел, расположенной между Ла­дожским озером и Белым морем, выде­ляется несколько этнографических групп; крупнейшие из них — собствен­но карьяла, ливвики и людики. По религии карелы были православными; около половины их долго сохраняло ста­рообрядчество.

Карелы, как и их соседи русские, жили небольшими деревнями, чем отличались от финнов, перешедших на хуторскую систему расселения. Основу их хозяйства составляло земледелие; однако весьма большое значение имели живот­новодство (коровы, овцы, в южных рай­онах — свиньи), рыболовство, охота, лесное дело. Несколько более важную роль, чем у соседних групп русских, в хозяйстве карел играло кустарно-ремесленное производство, в частности изготовление охотничьих ружей, постройка небольших судов и т. п. Усадьба карел во многом сходна с северорусской: в нее входит большой срубный, иногда двухэтажный жилой дом и такой же крытый двор, на верхнем «этаже» которого хранили сено, а внизу держали скот. Традиционная одежда карел, которая была сходна с одеждой русских соседей, имела, однако, ряд своеобразных черт. Пища состояла из хлебомучных изделий и мясо-молочных продуктов. Видную роль в питании играла и продолжает иг­рать рыба, соленые грибы, ягоды (брус­ника, клюква). Духовная культура карел отличается развитым фольклором. Карелы вместе с финнами являются творцами знамени­того народного эпоса «Калевала», ко­торый традиционно исполняется двумя певцами-сказителями в сопровождении народного музыкального инструмента кантеле. Наряду с эпическими песнями бытовали свадебные, плясовые и шуточ­ные песни; последние напоминали рус­ские частушки. Миграции в горо­да привели к тому, что материальная, а отчасти и духовная культура карел еще сильнее сблизилась не только с культурой русских, но и с культурой белорусов и украинцев. Ка­релы хорошо владеют русским языком (часть карел уже считает его родным), а некоторые группы их постепенно сли­ваются с русскими (главным образом путем смешанных браков).

На Кольском полуострове обитает небольшая народность саами (лопари). Язык этого народа занимает обособлен­ное положение среди финских языков. Саами сыграли заметную роль в этниче­ской истории Европейского Севера России — отдельные их группы при­няли участие в этногенезе карел, вепсов и коми-зырян. В традиционном фолькло­ре лопарей заметны мифологические чер­ты (например, в сказках о Мяндаше — олене-человеке, вступающем в брак с девушкой-лопаркой).

К юго-востоку от этнической территории карел тремя небольшими группами живут вепсы — финноязычная народ­ность, близкая по происхождению к каре­лам, а в культурно-бытовом отноше­нии — и к русским. Вепсы (древняя «весь») приняли участие в этногенезе южных карел.

В бассейне Средней Волги и Нижней Камы живут мордва, марийцы, удмурты, чуваши и татары в значительном терри­ториальном смешении друг с другом и русскими.

На большом пространстве, почти до тундры, живут два близких народа, языки кото­рых, относятся к перм­ской ветви финно-угорской группы. Это коми, или коми-зыряне, живущие в пределах республики Коми, и коми-пермяки, населяющие северо-западную часть Пермской области (входит в состав Волжского региона). Коми-пермяки отличают­ся некоторыми особенностями быта, а также более заметными монголоидными чертами лица. У северных коми развиты были охота и рыболовство и даже оленеводство (особенно по р. Ижме). Коми-пермяки и южные коми (зыряне) занимались земледелием (сеяли рожь, ячмень, овес) и животновод­ством (коровы, овцы). Кустар­но-ремесленное производство было пред­ставлено преимущественно резьбой по дереву.

Традиционное жилище коми и коми-пермяков — двухкамерные строения на высоких подклетах, кое-где двухэтаж­ные дома. Двускатные крыши было при­нято скреплять причудливым коньком. Большинство домов к нашему времени утратили мно­гие черты традиционного жилища.

Своеобразна мужская одежда коми для охоты, в которую входила наплечная накидка с отверстием для головы (лузан). В северных районах зимой надевали глухую меховую одежду — малицу (мехом внутрь) и совик (мехом наружу). Мужчины и женщины носили орнаментированные шерстяные вязаные или суконные чулки. В пище коми, заметное место зани­мали рыбные блюда, а также грибы и ягоды, которые заготавливались в бочках на зиму. Коми и коми-пермяки были обращены в христи­анство, но после церковной реформы XVII в. значительная часть их оста­лась старообрядцами. Устойчиво сохра­нялись дохристианские похоронные и поминальные обряды.

Представители народов Севера - саами (лопари) живут главным об­разом в центральных районах Кольского полуострова и представляют собой остатки древнейшего населения Северной Европы. Их язык относится к особой под­группе финно-угорской группы. Антро­пологический тип саами своеобразен — он относится к так называемой лапоноидной расе, промежуточной между ев­ропеоидами и монголоидами, заметно от­личаясь этим от соседнего европеоидного населения.

Хозяйство саами, как и других народов тундровой зоны, было основано на олене­водстве в сочетании с рыболовством (главным образом озерным и морским) и охотой. Саами практиковали доение оле­ней. Летом они отпускали оленей на сво­боду и собирали их с пастбищ осенью, но затем стали постоянно сопровождать ста­да. В последнее время они перешли к скотоводству и огородничеству, т. е. от полукочевого к оседлому образу жизни.

Зимнее жилище саами раньше пред­ставляло собой бревенчатую однокамер­ную «коробку» с плоской крышей и одним окном; временное летнее жили­ще — шалаш из кольев и досок в виде усеченной пирамиды. В настоящее время в связи с переходом на оседлость саами строят бревенчатые избы русского типа.

Традиционная летняя одежда саами со­стояла из длинной подпоясанной сукон­ной рубахи (юпа) и суконных или сделан­ных из оленьей кожи штанов; под влиянием русских у мужчин стали распро­страняться ситцевые рубахи, а у жен­щин — кофты и пестрые юбки. Голов­ным убором мужчин был вязаный кол­пак, у замужних женщин — кокошник. Зимой носили глухую меховую одежду до колен мехом наружу; в сильный холод одевались в одежды мехом внутрь. Зим­ним головным убором служила сукон­ная шапка на меху, обувью — пимы — сапоги из оленьего меха.

Пищу саами составляли главным об­разом блюда из рыбы и оленины. Хлеб получил существенное распространение лишь в советское время, стали обычными овощные и другие блюда, заимствован­ные от русских.

Саами были обращены в православие, но сохранили в пережиточной форме до­христианские верования, в частности они поклонялись камням человекообразной формы. У них в недавнем прошлом были сильны и пережитки родового строя. В настоящее время саами, сохранив черты традиционного промыслового хо­зяйства, заметно изменили свой быт, при­близившись в этом отношении к карелам.

Ненцы заселяют области восточноев­ропейской и западносибирской тундры и часть лесотундры. Хозяйство ненцев в прошлом было основано на оленеводстве кочевого типа мясо-шкурного направле­ния. Заметную роль в хозяйстве некото­рых их групп играли рыболовство и охота (особенно у «лесных» ненцев, в бассейне р. Пура).

Уникальным памятником народного зодчества является комплексом деревянных сооружений Кижского (Спасского) погоста (в XIV в. – административный центр деревень, расположенных на островах Онежского озера) на острове Кижи в северной части Онежского озера в Карелии с. В середине XVII в. вокруг погоста была возведена стена со сторожевыми башнями. Сохранились: 22-главая преображенская церковь 1714 г., девятиглавая Покровская церковь 1764 г. и шатровая колокольня 1874 г., которые составляют гармоничный, уникальный ансамбль Кижского погоста. С 1960 г. музей-заповедник деревянного зодчества и этнографии Карелии. В 1950-80 гг. на остров перевезены карельские деревянные гражданские и культовые постройки, в том числе Лазаревская церковь Муромского монастыря конца XIV в., часовни их деревень Леликозеро второй половины XVIII в, и Кавгора XVII-XIX вв.; крестьянские дома из деревень Ошевнево, Середка, Логмо-ручей, Волк-остров, мельницы, амбары, рига, кузница, бани (все XIX –начало XX вв.).На восточном побережье острова Кижи – жилые дома и хозяйский постройки из Южной Карелии (конца XIX – начала XX вв.). В заповедник входят также деревня-резерват Ямка (Ольхино), деревня Васильево (с выставкой народного искусства и экспозицией «Партизанская светелка»), часовня из деревни Вигово (XIX-XX вв.).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.