Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие № 7. Второстепенные члены предложения




Второстепенные члены предложения

Практическое занятие № 6

Основные структурные схемы простого предложения

двусоставные (двукомпонентные) односоставные (однокомпонентные)
1. N1 - Vf (сущ.1-спр.гл) Лесшумит. 2. N1 - N1 (сущ.1-сущ.1) Отецврач 3. N1 – Adj (сущ.1-прил.) Травазелена (зеленая) 4. N1 – Part (сущ.1-прич.) Окнаоткрыты. 5. N1 – Jnf (сущ.1-инф.) Наша задачаучиться 6. Jnf - N1 (инф.-сущ.) Растить детей – это большой труд 7. Jnf – Jnf (инф.-инф.) Курить – здоровью вредить 8. Jnf – Praed (инф.-кат.сост.) Быть учителемтрудно. 1. Vf 1 s (спр. гл. 1л. ед.ч.) Люблю грозу в начале мая (Тютчев) 2. Vf 2 s (спр. гл. 2 л. ед.ч.) Худою сетью рыбы не наловить (посл..) 3. Vf 3 pl (спр. гл. 3 л. мн.ч.) Передают последние известия 4. Vf pl (спр. гл. мн.ч.) Где-то били в набат. 5. Vf 3s (n) (спр. гл. ед.ч. 3 л. / ср.р.) Светает. Рассвело. 6. Praed (кат. сост.) Как красиво вокруг! 7. Jnf (инф.) Вороне соколом не быть. 8. N1 (сущ.1) Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок)

 

При описании предложений с лексически ограниченными компонентами или фразеологизированной структуры в схему включаются отдельные слова, определяющие специфику структуры предложения:

Нет времени – N2;

Ни звука – Ни N2;

Дети как дети - N1 как N1;

Ехать так ехать – Jnf так Jnf.

 

В схемах нечленимых предложений указывается частеречная принадлежность слов, выполняющих функцию предложения:

Да – Частица да,

Конечно – Модальное слово

 

 

1. Понятие распространенного и нераспространенного предложения.

2. Классификация второстепенных членов предложения.

3. Определение как второстепенный член предложения.

4. Приложение как разновидность определения.

5. Обстоятельство как второстепенный член предложения.

6. Дополнение как второстепенный член предложения.

Практическое задание

Подчеркните все члены предложения, укажите, чем они выражены и их типы:

1) Дул влажный ветер с залива, и Нева, нехотя набухая, тяжело переваливала гривастые волны. 2) Над ущельем неподвижно нависли серые облака. 3) К закату проглянуло бледное солнце. 4) Без шапки Стрельцов вышел на крыльцо. 5) Подняли у рояля крышку, раскрыли ноты, лежавшие уже наготове. 6) У Артемьева после встречи с Козыревым тоже имелись свои причины быть неразговорчивым. 7) Теплый ветер слабо шумел в березах. 8) С птицами в парке у меня были свои счеты. (П.А. Лекант упр.112) 9) Дорога вышла из леса в поля. 10) Белый парус медленно уносился вдаль от маяка. 11) В слабом ветре слышался запах цветущих лугов. 12) Холодный дождь восьмые сутки заливал Париж. 13) Два паровоза, дымя и свистя в темноте, потащили набитый людьми поезд на снежные перевалы. (упр.114).

 

 

Понятие об односоставных предложениях.

1. Понятие об односоставных предложениях.

2. Определенно-личные предложения.

3.Неопределенно-личные предложения.

4.Обобщенно-личные предложения.

5.Безличные предложения.

6.Инфинитивные предложения.

7.Номинативные предложения. Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями. Вопрос о генитивных и вокативных предложениях в синтаксисе.

Практические задания:

Выполните упражнения 362, 367 по сборнику упражнений С.Г. Ильенко.

 

1.Найдите односоставные предложения. Охарактеризуйте их значение и структуру. Проанализируйте синтаксические конструкции, похожие на номинатив­ные предложения.

1. Зима была северная: хмурая и глубокая. Деревянные дачи и сосны, похожие на ка­рандаши. Над станицей белые комья паровозного пара и косые тучи ворон (Кат.). 2. Вот и река. Пряно пахнет водорослями (Д.З.). 3. Какое лето, что за лето!// Да это просто колдовст­во! (Тютч.). 4. Безотрадные ночи! Счастливые дни! // Как стрела, как мечта пронеслися они (Апухт.). 5. Жорис! - кричали ему девушки с укоризной и тревогой - Жорис! (Ч.). 6. Отвага солдата... Талант полководца... Две части целого. Даже самый совершенный замысел на­чальника останется только замыслом, если на поле боя не будет таких солдат, стойкость и отвага которых под стать смелой мысли полководца (газ.). 7. В юности, во время приездов к тетке в имение, Прозорову хотелось думать, что камни рождаются от чего-то, растут, но заснут не днем, а лишь по ночам. Странное и отрадное воспоминание (В.Б.).

2. Устно охарактеризуйте синтаксическую структуру и выразительные возможности приведенных газетных заголовков. Подберите из газетных заголовков три примера на каждый тип односоставных предложений. Проанализируйте их структуру (выра­жение главного члена и способы его распространения), лексическое наполнение и выра­зительность.

1. Звонят. Откроем дверь? 2. Начинать нужно все заново. 3. Зову на вече! 4. До конца подписки осталось 1-0 день. 5. Один пишут, десять в уме. 6. Смешно? Нет, грустно. 7. Никто не забыт. 8. Катят бочку. Но впустую. 9. Надымили и разошлись. 10. «Не нахожу се-5е прощения...» 11. И медлить больше нельзя. 12. От вакансии пришлось отказаться. 13. Звездам виднее. 14. Школьные поборы надо прекратить. 15. Выбираем матч недели. 16. Закавказье. Хроника последних дней.

Задание для повторения

Выделите предикативные единицы. Охарактеризуйте каждую часть как простое предложение по структурным признакам (по характеру членимости, по составу главных членов, по наличию второстепенных членов, по наличию всех структурно-необходимых компонентов). Укажите структурную схему каждого простого предложения.

Милый сердцу охотника приют!.. Люблю о тебе вспоминать... Идешь по лесу, во-круг ни души. Вот и заветная поляна, на поляне избушка. Избушка - так себе, без сеней. Её равно построили. Весной любят приходить к ней люди. А зимой зайдешь в избу - жилым духом и не пахнет. Сыро, темно, в углах запах застоялого дыма. Но вот затрещали поленья; стало в избе тепло. Какое приятное ощущение! Можно скинуть полушубок,;есть на скамью. От камелька пышет жаром. Испытываешь тихое блаженство. Смотришь по сторонам. Дров-то в избе! Встать бы, подкинуть поленьев в камелек! Но дремота охватыва­ет - сил нет. Подняться трудно, а надо.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.