Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

База социально-психологической практики




 

В городе Тобольске в структуре Комитета по делам молодёжи и Комитета по образованию функционируют несколько учреждений, специализирующихся на работе с подростками в целом и с подростками группы риска, в частности, а именно:

1. МУ «Центр образования» (функционирует в структуре Комитета по образованию администрации города Тобольска). Адрес: 6 микрорайон, дом 63.

2. МУ «Центр профилактики наркомании и социальной реабилитации подростков и молодёжи» (функционирует в структуре Комитета по делам молодёжи администрации города Тобольска). Адрес: 6 микрорайон, дом 120 «е».

3. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» (функционирует в структуре Комитета по делам молодёжи администрации города Тобольска). Адрес: 9 микрорайон, дом 17, помещение 28.

4. Подростковые клубы по месту жительства (функционируют в структуре муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие»):

- подростковый клуб по месту жительства «Ровесник». Адрес: 7 «а» микрорайон, дом 4, помещение 1;

- подростковый клуб по месту жительства «Горизонт». Адрес: 9 микрорайон, дом 17, помещение 28;

- подростковый клуб по месту жительства «Факел». Адрес: Комсомольский проспект, дом 37, вставка 3;

- подростковый клуб по месту жительства «Сталкер». Адрес: 7 «а» микрорайон, дом 36, помещение 2;

- подростковый клуб по месту жительства «Сибиряк». Адрес: улица Ленина, дом 136.

5. АНО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Тобольска». Адрес: 4 микрорайон, дом 50.

6. Комиссия по делам несовершеннолетних (КДН) (функционирует в структуре администрации города Тобольска). Адрес: 6 микрорайон, дом 120 «б».

7. МОУ СОШ города Тобольска и других регионов Тюменской области (прохождение социально-психологической практики за пределами города Тобольска осуществляется только по предварительной договорённости, при наличии вызова с предполагаемого места прохождения социально-психологической практики и при наличии разрешения деканата).

8. Муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования и др.

Одной из основных целей деятельности указанных учреждений являются адаптация подростков к жизни в обществе, а также профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения и других форм отклоняющегося поведения, а также пропаганда здорового образа жизни. Для достижения поставленных целей, к примеру, подростковые клубы по месту жительства осуществляют образовательную и досуговую деятельность в следующих направлениях:

- художественно-эстетическое (хореография, музыка, театр);

- художественно-декоративное (изобразительная деятельность);

- журналистика;

- спортивно-оздоровительное;

- экологическое;

- досуговое (клубы общения, клубы самодеятельной песни и др.).


Аналогичные (и некоторые другие) целевые установки и направления деятельности характерны для большинства указанных учреждений.

Учреждениями, наиболее соответствующими целям и задачам данной социально-психологической практики, являются АНО «Центр социального обслуживания населения» г. Тобольска (4 мкр., д. 48) и АНО «Комплексный центр социального обслуживания населения» Тобольского района (ул. Семакова, 41). Чаще всего именно с этими учреждениями мы и пытаемся достичь договорённостей о прохождении студентами нашего факультета социально-психологической практики.

Отчётность по итогам социально-психологической практики в школе

 

По итогам социально-психологической практики через 2 недели после её окончания каждый студент должен сдать дневник (с приложением в виде разработки профориентационного мероприятия) и отчётные документы, представленные в данных методических рекомендациях (см. Приложения 15-20):

1. Стандартный административный контракт на прохождение социально-психологической практики (см. Приложение 15).

2. Формализованный протокол самостоятельной оценки студентами своей подготовленности к социально-психологической практике (см. Приложение 16).

3. Анкета для оценки студентами качественных показателей социально-психологической практики (см. Приложение 17).

4. Анкета для оценки студентами проведения социально-психологической практики и деятельности её руководителя (см. Приложение 18).

5. Анкета для оценки студентами собственной практической работы в социальном учреждении (см. Приложение 19).

6. Таблица учёта времени при прохождении социально-психологической практики (см. Приложение 20).

Указанные отчётные документы (Приложения 15-20) необходимо заполнить прямо в данных методических рекомендациях (если перед началом практики студентам не будут даны особые указания), которые затем нужно будет сдать вместе с дневником по практике и приложением к нему вашему руководителю практики. После проверки данные методические рекомендации будут возвращены.

 

Структура дневника.

Дневник заполняется по форме. Несмотря на это допущение, существует ряд рекомендаций, выполнение которых было бы желательным для того, чтобы не затруднять процесс его проверки вашему руководителю.

Структура дневника зависит от того, в одиночку будет работать студент или в команде (от 2-х до 5 человек). Во втором случае дневник может состоять из двух частей (данная рекомендация вводится для того, чтобы облегчить работу членам команды, дабы не писать одно и тоже каждому студенту-практиканту): индивидуальный дневник и общий дневник. Общий дневник готовится всей командой (группой студентов, распределённых в один класс, либо на одну и ту же группу испытуемых). Индивидуальный дневник готовится, естественно, каждым студентом-практикантом строго индивидуально. Проверяться будет как общий, так и индивидуальный дневники.

Содержание общего дневника.

В содержании общего дневника должны быть представлены пункты 1, 4, 5, 6, 7 (представляются формализованные протоколы на всех испытуемых), 9 содержания практики (см. ниже). Содержание данных пунктов желательно представлять в таком же порядке.

Содержание индивидуального дневника.

В содержании индивидуального дневника должны быть представлены пункты 1, 2, 3, 7 (представляются формализованные протоколы на своего испытуемого), 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17 содержания практики (см. ниже). Содержание данных пунктов желательно представлять в таком же порядке (но эта рекомендация не является строго обязательной, так как реализованный на месте в ходе социально-психологической практики порядок действий может значительно отличаться от первоначально запланированного).

По опыту прошлых лет составители данных методических рекомендаций советуют структурировать содержание индивидуального дневника по дням или неделям (1 день, 2 день, 3 день и т.д.; 1 неделя, 2 неделя, 3 неделя), хотя и эта рекомендация не является строго обязательной по уже указанной выше причине.

 

Внимание!

P.S. Пояснение к пункту 7 содержания практики.

Данный пункт содержания практики предусматривает проведение психодиагностических процедур с использованием методов (тестов, опросников и т. д.), представленных в Приложениях 1-14 данных методических рекомендаций. Из этих шестнадцати приложений обязательными к выполнению являются 5:
3 обязательных: одно из первых трёх приложений (данные методики направлены на диагностику степени социализации подростков), 10, 11, 12, 14 и 2 из оставшихся (4, 7, 8, 9 и 13) на выбор (по желанию). Таким образом, в ходе практики каждым студентом должно быть проведено 5 диагностических обследований. Приложения 5 и 6 являются рекомендуемыми для проведения профориентационного мероприятия.

 

Приложение к дневнику.

В качестве приложения к дневнику прилагается разработка профориентационного мероприятия (пункт 13 содержания практики), которое студенты должны будут провести в ходе социально-психологической практики. Суть профориентационного задания практики будет представлена на страницах 14-17 данных методических рекомендаций (см. ниже). Презентации по проведенным мероприятиям: Профилактика алкоголизма, табакокурения, наркомании, ранних абортов.


Содержание практики в школе

№ п/п Задание Вид деятельности Форма отчётности
Подготовительный этап
  1. Познакомиться с программой, основным содержанием практики и распределением по объектам (см. базу практики). 2.Заключить с руководителем практики стандартныйадминистративный контракт(см. Приложение 15)на прохождение социально-психологической практики (2 экземпляра). 1. Участие в работе установочной конференции 2. Заключение с руководителем практики стандартногоадминистративного контракта(см. Приложение 15) на прохождение социально-психологической практики (2 экземпляра). 1. Оформить в дневнике практики: - титульный лист; - цель и задачи; - содержание заданий. 2. Один экземпляр заключённого с руководителем практики стандартногоадминистративного контракта(см. Приложение 15) на прохождение социально-психологической практики сдать руководителю практики
  Оценить собственную подготовленность к социально-психологической практике (см. Приложение 16). Заполнить формализованный протокол самостоятельной оценкистудентами собственной подготовленности к социально-психологической практике (см. Приложение 16). Заполненный формализованный протокол в данных методических рекомендациях, которые необходимо сдать руководителю практики после заполнения (см. Приложение 16).
Рабочий этап
  Составить ориентировочный план социально-психологической практики, по которому будет осуществляться работа в течение всего периода практики. (см. форму 1 в дневнике) Совместно с руководителем практики, либо с работником социального агентства, образовательного учреждения наметить порядок и сроки выполнения заданий. Привести в дневнике индивидуальный план работы (окончательный вариант плана может отличаться от первоначального ориентировочного).
  Познакомиться с учреждением (социальным агентством): выявить общие сведения об учреждении, его структуре, основных направлениях деятельности, проблемах, составе специалистов, их обязанностях и т. д. (см. Приложение 21). 1. Побеседовать с представителями администрации и конкретными специалистами. 2. Изучить историю учреждения (социального агентства), документацию, регламентирующую деятельность учреждения (социального агентства) и отражающую общие направления его работы (см. Приложение 21). 1. Привести в дневнике реальный перечень всех документов, имеющихся в учреждении (социальном агентстве). 2. Заполнить формализованный протокол (см. Приложение 21).

 

№ п/п Задание Вид деятельности Форма отчётности
  1. Изучить должностные обязанности социального работника (если он есть в штате учреждения), его план работы. 2. В случае отсутствия такого специалиста в штате учреждения самостоятельно разработать его должностные обязанности и план работы (с учётом специфики деятельности данного учреждения). 1. Побеседовать с социальным работником, ознакомиться с документацией, регламентирующей его деятельность в учреждении (социальном агентстве). 2. Проанализировать квалификационную характеристику социального работника и сопоставить её со спецификой данного учреждения (социального агентства). 1. Зафиксировать в дневнике общие сведения об особенностях работы социального работника в данном учреждении (социальном агентстве). 2. Оформить свой проект должностных обязанностей и план работы социального работника в данном учреждении (социальном агентстве) с учётом специфики его деятельности.
  Познакомиться с категориями детей (населения), которым оказывается социальная и другие виды помощи в данном учреждении (социальном агентстве), выявить их ведущие проблемы и потребности. Изучить документацию учреждения (социального агентства), отражающую специфику работы с ребёнком (населением) и его проблемами. Перечислить в дневнике категории детей (населения), с которыми работает данное учреждение (социальное агентство), назвать их ведущие проблемы и потребности.
  Овладеть основными приёмами психодиагностики: - личности ребёнка (клиента) и окружающей его среды (см. Приложения 1-14); - нежелательной ситуации, в которую попал ребёнок (клиент) в семье, школе, коллективе. 1. Организовать встречу с ребёнком (клиентом) или его семьёй. 2. Провести психодиагностическое обследование и выявить причины возникновения социальных, психологических, эмоциональных нарушений ребёнка (клиента) (см. Приложения 1-14). Представить формализованный протокол психодиагностического обследования (см. Приложения 1-14). В общем дневнике представляется формализованный протокол на всех испытуемых. В индивидуальном дневнике представляется формализованный протокол своего испытуемого.

 

№ п/п Задание Вид деятельности Форма отчётности
  На основании полученных результатов психодиагностики, а также на основании наблюдения определить психологические особенности ребёнка (клиента). На основании определённых психологических особенностей ребёнка (клиента), полученных в ходе психодиагностики, а также в ходе наблюдения, составить поведенческий портрет ребёнка (клиента) и его подробную (психо-социальную) характеристику. Отразить в дневнике практики: - особенности внешнего вида ребёнка (клиента); - пантомимику; - мимику; - речевое поведение; - поведение по отношению; к другим людям - поведение по отношению к самому себе; - поведение в психологически значимых ситуациях; - подробную характеристику.
  Изучить особенности профилактической и реабилитационной деятельности данного учреждения (социального агентства) 1. Определить основных субъектов, осуществляющих социальный контроль за поведением ребёнка (клиента); 2. Выделить основные методы и формы социальной поддержки и социальной помощи ребёнка (клиента). 3. Определить содержание социально-психологической профилактики и реабилитации в отношении данной категории детей (клиентов). 1. Оценить способы и формы профилактической и реабилитационной деятельности данного учреждения (социального агентства). 2. Определить область применения технологий социальной профилактики и реабилитации в данном учреждении (социальном агентстве).
  Разработать эффективные формы профилактики отклоняющегося поведения для конкретной категории детей (клиентов). Провести с ребёнком (клиентом) беседу о правах и обязанностях, социальных нормах и правилах поведения в обществе (или на любую другую актуальную тему). Привести в дневнике план проведения беседы с ребёнком (клиентом) и анализ её результатов.
  Изучить особенности социально-психологической реабилитации ребёнка (клиента), находящегося в данном учреждении (социальном агентстве). 1. Познакомиться с индивидуальной программой реабилитации конкретного ребёнка (клиента) в данном учреждении (социальном агентстве). 2. В случае отсутствия индивидуальной программой реабилитации разработать её для конкретного ребёнка (клиента). Привести в дневнике структуру и содержание реабилитационной программы: - цель; - задачи; - методы; - формы; - средства; - этапы осуществления; - основные субъекты деятельности и т. д.

 

№ п/п Задание Вид деятельности Форма отчётности
  Изучить этические правила взаимоотношений социального работника с ребёнком (клиентом, его родителями, коллегами по работе и т. д.). Наблюдая взаимодействие социального работника с ребёнком (клиентом, его родителями, коллегами по работе и т. д.), выявить степень применения нравственно-этических норм и правил в профессиональном общении специалиста данного учреждения (социального агентства). 1. Представить в дневнике краткую характеристику этических проблем взаимоотношений социального работника с ребёнком (клиентом, его родителями, коллегами по работе и т. д.), существующих в данном учреждении (социальном агентстве). 2. Сформулировать основные этические правила взаимоотношений социального работника с ребёнком (клиентом, его родителями, коллегами по работе и т. д.).
  Осуществить профориентационное мероприятие (см. ниже). Проведение профориентационного мероприятия (см. ниже). Разработка профориентационного мероприятия, представленная отдельно от дневника в виде приложения к нему.
  Оценить качественные показатели социально-психологической практики (см. Приложение 17). Заполнить анкету для оценки студентами качественных показателей социально-психологической практики (см. Приложение 17). Заполненная анкета в данных методических рекомендациях, которые необходимо сдать руководителю практики после заполнения (см. Приложение 17).
  Оценить проведение социально-психологической практики и деятельности её руководителя (см. Приложение 18). Заполнить анкету для оценки студентами проведения социально-психологической практики и деятельности её руководителя (см. Приложение 18). Заполненная анкета в данных методических рекомендациях, которые необходимо сдать руководителю практики после заполнения (см. Приложение 18).
  Оценить собственную практическую работу в учреждении (социальном агентстве) (см. Приложение 19). Заполнить анкету для оценки студентами собственной практической работы в социальном учреждении (см. Приложение 19). Заполненная анкета в данных методических рекомендациях, которые необходимо сдать руководителю практики после заполнения (см. Приложение 19).

 

№ п/п Задание Вид деятельности Форма отчётности
  Осуществить учёт времени при прохождении социально-психологической практики (см. Приложение 20). Заполнить таблицу учёта временипри прохождении социально-психологической практики (см. Приложение 20). Заполненная таблица в данных методических рекомендациях, которые необходимо сдать руководителю практики после заполнения (см. Приложение 20).
Заключительный этап
  Подготовить выступление по итогам практики. Участие в работе итоговой конференции. Выступление на итоговой конференции, сдача дневников.

 

Содержание практики в «Центре социальной защиты населения»

· изучение социальной ситуации в микрорайоне: сбор и анализ информации, отражающей социальную ситуацию в микрорайоне, выявление общественных задач, решаемых социальной службой, определение целей, принципов, направлений ее деятельности;

· формирование и развитие навыков активного слушания: подбор информации для составления социальной истории клиента; наблюдение и интерпретация вербального и невербального поведения клиента и социального работника;

· участие в деятельности социального работника: знакомство с функциональными обязанностями социального работника, присутствие при проведении консультаций, групповой работы с клиентами, наблюдение и анализ профессиональных действий социального работника, решение задач, поставленных руководителем практики, анализ документов по обследованию условий жизни клиента.

 

В период практики студенты могут руководствоваться следующим перечнем возможных направлений работы:

♦ В учреждениях социального обслуживания и защиты населения:

♦ изучение правовых основ организации и предоставления социальных услуг населению;

♦ знакомство с организацией социального обслуживания и социальной помощи пожилым людям, людям с ограниченными возможностями, лицам без определенного места жительства и вернувшимся из мест лишения свободы, малообеспеченным группам населения, лицам, оказавшимся без средств к существованию, попавшим в экстремальную ситуацию;

♦ участие в организации и осуществлении патронажа;

♦ участие в обследовании семейного, материально-бытового положения клиентов;

♦ ознакомление с работой дневных стационаров, отделениями срочной социальной помощи, реабилитации клиентов;

♦ знакомство с основными направлениями деятельности в сфере поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья;

♦ ознакомление с документацией, которая ведется на лиц с ограниченными возможностями здоровья, приобретение навыков их оформления.

 

В секторе по проблемам семьи, материнства, отцовства и детства:

♦ знакомство с содержанием и реализацией программы «Семья», составление альтернативных программ;

♦ выявление направлений деятельности, содержания мероприятий по оказанию помощи различным категориям семей (малообеспеченные, многодетные, опекунские, имеющие детей-инвалидов, детей-«хроников» и т.д.);

♦ ознакомление с картотекой семей-клиентов социальной службы, их учетом по категориям, особенностями работы с категориями социально незащищенных семей;

♦ ознакомление с различными видами социальной помощи (единовременная помощь, ежемесячные выплаты, адресная помощь, материальная помощь, дотации на дополнительное питание, льготы, бесплатное обеспечение лекарствами и т.д.) семьям, детям;

♦ ознакомление с деятельностью в области оказания социальной помощи семьям, имеющим нетипичных детей, детей с хроническими заболеваниями;

♦ изучение возможностей социальной службы по оказанию социальной поддержки способным и талантливым детям из малообеспеченных семей и асоциальных семей.

 

В секторе по проблемам лиц с ограниченными возможностями здоровья:

♦ ознакомление с правовыми основами деятельности государственных служб и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги людям с ограниченными возможностями здоровья;

♦ знакомство с целями, задачами, структурой, функциями социальной службы или негосударственной организации;

♦ ознакомление с документацией, которая ведется на клиентов социальной службы или негосударственной организации;

♦ изучение направлений деятельности, содержания мероприятий по оказанию помощи различным категориям лиц с ограниченными возможностями;

♦ изучение проблем профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья;

♦ формирование навыков вербального и невербального общения с клиентом;

♦ участие в организации и осуществлении патронажа.

♦ По окончании практики студенты готовят отчет, отражающий различные ее аспекты согласно следующему плану:

Общие сведения о месте прохождения практики:

♦ Описание социально-экономических, экологических характеристик микрорайона; определение «ключевых» социальных проблем микрорайона; определение соответствующих задач, требующих решения с помощью специалистов социальной службы; описание условий возникновения и особенностей функционирования данной службы.

 

2. Характеристика основных категорий клиентов социальной службы или негосударственной организации:

♦ Определение основных категорий клиентов; определение типичных проблем клиентов; определение правил организации и предоставления помощи клиентам, в т.ч. в виде льгот, дотаций.

 

3. Характеристика профессионального статуса социального работника:

♦ анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность социального работника; функциональных обязанностей социального работник; режима работы социального работника.

 

4. Характеристика системы взаимодействия «Социальный работник – Клиент»:

♦ модели начального этапа социального обслуживания клиента, оказание первичной помощи, оказание долговременной помощи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.