Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Морфология. Части речи в русском языке




Тема 1. Грамматические классы и разряды слов. Части речи как основные лексико-грамматические разряды слов. Имя существительное. Значение, морфологические признаки и синтаксические функции. Существительные нарицательные /собственные, одушевленные / неодушевленные. Собирательные, вещественные, единичные и др. Категория рода, числа и падежа существительных. Несклоняемые существительные. Существительные Singularia tantum/ pluralia tantum. Продуктивные способы образования существительных.

1. Определите разновидности значения «предметность» имени существительного, сгруппировав существительные: 1 – названия конкретных предметов, вещей; 2 – названия лиц; 3 – названия представителей животного мира и микроорганизмов; 4 – названия веществ; 5 – названия фактов, событий; 6 – названия явлений природы; 7 – названия качеств, свойств в отвлечении от носителя; 8 – названия действий, состояний в отвлечении от деятеля; 9 – названия растений; 10 – географические названия.

Певица, словарь, война, обезьяна, кормление, одеколон, шиповник, половодье, мастерство, катастрофа, Ока, оттепель, дельфин, здание, гвоздика, нежность, нефть, поиск, редактор, свадьба, черемуха, град, Париж, щипцы, сосед, вирус, стрельба, бережливость, серебро, бактерия, спортсмен, Альпы, бег, честность, премьера, медаль, уголь, ливень, ромашка, змея, Енисей, ракета, космонавт, ураган, сон, прочность, ель, новоселье, крахмал, облачность, прыжок, цемент, перстень.

 

2. Укажите лексико-грамматические разряды выделенных существительных (I. Абстрактное; II. Вещественное; III. Собирательное)

1. Обжёгся на молоке, дует на воду. 2. Что было, то прошло и быльем поросло. 3. Смелость города берёт. 4. Без соли, без хлеба худая беседа. 5. Красна птица перьем, а человек ученьем. 6. Куй железо, пока горячо. 7. Не всё то золото, что блестит. 8. Где любовь да совет, там и горя нет. 9. Голь на выдумки хитра. 10. Дома и солома съедома. 11. Варвара мне тётка, а правда сестра. 12. Детворе давно пора спать. 13. В повести «Поединок» А. Куприн критикует армию и офицерство.

 

3. Определите род имени существительного и назовите средства выражения рода (мужской, женский, средний, общий род / конкретное значение рода определяется по контексту/ не имеет рода).

Семья, янтарь, скворушка, заросли, агроном, подмостки, свидание, Валя, тюль, эскадрилья, дождище, ветошь, магистраль, ожерелье, тезка, атомоход, случай, потемки, огурец, гонки, Женя, мужчина, заря, вихрь, радость, комарище, камыш, стрельба, зеркало, событие, зайчишка, микроб, сумерки, чистюля, фасоль, пластырь, мачеха, ущелье, народище, ландыш, тиски, юноша, умница, подпись, фабрика, стремя, уровень, холодище, училище, Алеша, тихоня, ходики, пламя, мозоль, слуга, мозги, коллега, дитя.

 

4. Определите род несклоняемых существительных.

Филе, пюре, Кикабидзе, эсперанто, ЛГУ, эскимо, импресарио, Мари, пенсне, кабальеро, торнадо, колье, лечо, крупье, хобби, «Таймс», декольте, кофе, Кутаиси, миледи, сомбреро, мсье, досье, пани, пенальти, кафе, цеце, Лимпопо, желе, ЮАР, фламинго, маэстро, салями, пони, падре, какаду, ГАИ, алоэ, Перу, Конго.

 

5. Укажите род, число и падеж выделенных существительных.

1. Сперва он накормил Муму хлебушком... (И.Тургенев) 2. Кто из моих людей смеет обижать сироту? (А.Пушкин) 3. Он не актёр, как я называл его, не надувало, не плут; он живёт на чужой счёт, не как проныра, а как ребёнок... (И.Тургенев) 4. На Аркадии Павлыче были широкие шелковые шаровары, чёрная бархатная куртка, красивый фес с синей кистью и китайские желтые туфли без задков. (И.Тургенев) 5. Баронесса Шильтон... сидела пред круглым столом, варя кофе. (Л.Толстой) 6. Вечером инженер прислал за потраву пять рублей, и обе лошади, пони и бычок, не кормленные и не поенные, возвращались домой... (А.Чехов) 7. Матушка принесла четыре пары ножниц и стала заваривать крахмал. (А.Н.Толстой). 8. Из Гродно никто не приезжал. (К.Симонов). 9. Рядом с третьим гримером шел мальчик-подмастерье с огромной картонкой. (Н.Черкасов) 10. Поднимая тучи пыли, по шоссе шли люди и ехали машины. (К.Симонов) 11. Я тебе говорил, с ней надо поосторожнее: ябеда. (А.Н.Толстой)

6. Поставьте существительное в нужную форму, выделите окончания.

1) В нашем городе много (грузины), (туркмены), (узбеки), (цыгане), (осетины), (башкиры). 2) Я не нашла в магазинах ни (апельсины), ни (мандарины), ни (баклажаны), зато купила 2 (килограммы) (помидоры) и килограмм (яблоки). 3) Над болотом кружила пара (цапли). 4) В углу стояло несколько (кочерга). 5) В саду много (яблони), (вишни), (смородина). 6) Иван Андреевич Крылов написал много (басни). 7) Рим пал от нашествия (варвары). 8) Осенью бывает много (свадьбы). 9) После (заморозки) ягоды рябины становятся сладкими. 10) Я оставался в лесу долго: от синих (сумерки) до полных (потемки). 11) Отец привез из Самарканда несколько (дыни). 12) В далекий поход по северным землям мы взяли две пары резиновых (сапоги), несколько пар шерстяных (чулки) и (носки). 13) Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).

 

Тема 2. Имя прилагательное. Значение, морфологические признаки и синтаксические функции. Разряды прилагательных по значению и грамматическим свойствам (качественные, относительные, притяжательные). Переходные явления (относительные→качественные и др.). Краткие формы имен прилагательных и способы их образования. Степени сравнения прилагательных. Склонение имен прилагательных. Продуктивные способы образования имен прилагательных.

1. Определите, какое значение имеют прилагательные (I. Обозначают качество предметов, явлений, действий; II. Характеризуют внешние свойства и качества лиц и животных; III. Характеризуют внутренние качества человека; IV. Выражают отношение к предмету; V. Имеют значение принадлежности).

1. Взгляд серых глаз сына становится неуловимым, текучим. (В.Конюшев) 2. Алексей добродушно щурился, скручивая длинную козью ножку. (В.Конюшев) 3. Над селом грачиная возня и петушиный переклик. (С.Крутилин) 4.... О чем же мог чувашский юноша долгое время беседовать с Ильей Николаевичем? (М.Шагинян) 5. Мать у меня золотая старуха. (В.Конюшев) 6. Но советоваться с бабкой было уже было поздно. Ведь из ценной одежды у егорят остались одни отцовы брюки. (В.Матушкин.).7. Уже несколько месяцев носит Любаша почтовую сумку. (В.Матушкин.) 8. Сейчас золотозубая, застегивая свое голубое пальто, шепталась с девицей в беличьей шубке. (В.Конюшев) 9. Мерцает кирпичная кладка стены. Пуста и неприбрана сцена. (П.Антокольский) 10. Но реют над ней благородные сны. А полночь всегда драгоценна. (П.Антокольский) 11. Мальчик он был боязливый. (К.Паустовский) 12. Рыжая кобылица мягкими, бархатными губами теребит плечо Павла и косит на него крупный лиловый глаз. (И.Стаднюк) 13. Девочка, как ребёнка, держала на руке большой свежий кукурузный початок в зеленой кожуре. (Ф.Искандер)

 

2. Определите разряд выделенных имен прилагательных: 1) качественное; 2) относительное; 3) притяжательное.

 

Приемы толстовского письма органично вытекают из его темы (К.Федин). Это был старый дремучий бор (В.Короленко). Около бабушкиного дома дорожки (К.Паустовский). Он наткнулся на беличьи следы, ведущие к лиственнице (А.Буйлов). Человеческую жизнь можно сравнить с ручейком, берущим свое начало в недрах земли (И.Соколов-Микитов). Посреди поляны в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, стоял дуб (Ю.Нагибин). Тут с высоты можно увидеть речные суда, баржи, рыбачьи лодки (В.Песков). Отшумела полая весенняя вода (Ф.Абрамов). Дед, сидя около шалаша среди желтых цветов тыквы, напевал дребезжащим тенорком казачьи думки и чумацкие песни. Маячные сторожа протирали суконками толстые линзы фонарей. И это придает лицу Павла лихой, задиристый вид (И.Стаднюк). Игрушечная сабля, а как настоящая, вся блестит (В.Конюшев).

 

3. Определите качественные и относительные прилагательные.

1. Сосновый бор, березовая роща, осиновые заросли, лесистые склоны, дубовые аллеи.

2. Чердачная лестница, деревянный сундук, суеверная мысль.

3. Лесная глушь, пламенный закат, вечернее солнце, осенний день.

4. Горная дорога, альпийские луга, гранитные скалы, каменистый спуск, каменные уступы.

5. Водный путь, водяная лилия, речные берега, илистое дно.

6. Легкая повозка, легковая машина, грузовой автомобиль, пассажирский поезд, шоссейная дорога.

7. Воздушный бой, смертельная схватка, вражеский самолет, винтовочный выстрел.

8. Металлический блеск, чугунная ограда, золотой шпиль, гранитная набережная.

9. Сметанный пирог, воздушные пончики, гречневые блины, подсолнечное масло.

 

4. Укажите качественные прилагательные, перешедшие в относительные.

1. Глухой старик, глухой край, глухой, голос, глухой согласный.

2. Скорый поезд, товарный поезд, почтовый поезд, скорый шаг.

3. Звонкий голос, звонкий согласный, звонкий смех, звонкий колокольчик.

4. Живая изгородь, живой взгляд, живые глаза, живой интерес.

5. Кислый плод, кислый вкус, кислая реакция, кислый сироп.

 

5. Определите лексико-грамматический разряд имен прилагательных (1 – качественное, 2 – относительное, 3 – притяжательное, 4 – относительное в значении качественного, 5 – притяжательное в значении относительного, 6 – притяжательное в значении качественного).

Сорока рванулась и вырвалась, но весь радужный и длинный узкий сорочий хвост остался у вьюшки в зубах и торчал длинным кинжалом. (М.Пришвин) В знойный день пройти через дубовую заросль почти невозможно... (К.Паустовский). Он был без парика, в лисьей шапке и бархатной с косматым воротником шубе (А.Н.Толстой). Львиное лицо его было красное, измятый воротничок врезался в шею. (А.Н.Толстой). А потом были длинные жаркие месяцы, ветер с невысоких гор под Ставрополем, пахнущий бессмертниками, серебряный венец Кавказских гор. (К.Паустовский). Человек с рыжей бородкой – Никитин учитель, Аркадий Иванович, все пронюхал ещё с вечера и нарочно встал пораньше. (А.Н.Толстой). Это холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах. (К.Паустовский). Из пеликаньего клюва торчал хвост толстого окуня. (К.Паустовский). Было осеннее утро – ломкий синий хрусталь. (К.Паустовский). Невзоров любопытно поглядывал на свой маленький и острый череп, на заголенный рот... на лисий подбородок. (А.Н.Толстой). Все мертво и уныло в кащеевом царстве, и так хочется Курмышке разорвать проклятую кащееву цепь, а как – он не знает. (М.Пришвин). Прошел черный от загара, пожилой хохол в тяжелых сапогах, в бараньей шапке и толстой свитке цвета ржаного хлеба... (И.Бунин.)

 

6. Определите род, число, падеж и синтаксическую функцию выделенных прилагательных. Установите, в полной или краткой форме использованы прилагательные. Обоснуйте свой выбор.

Но отражения высоких, стройных осин были ещё неподвижны и ясны. (И.Бунин.). Из двадцати комнат огромного помещичьего дома я занимал только одну, бывшую диванную. (А.Куприн). Сегодня (Каштанка) украла у Федора Тимофеича куриную лапку... (А.Чехов). Непорядок это – жить жениху до венца в невестином доме, надо бы выехать Артамоновым... (М.Горький). Он страшно красив (А.Чехов). Высока премудрость эта (М.Горький). Охваченный охотничьим волнением, я побежал (А.Куприн). Она (волчица) очень строгая и держит свой род в ежовых рукавицах. Но было видно по всему сорочьему стрекотанью, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста. Кадошка (собака) ещё молод и глуп. (М.Пришвин).

7. Определите степень сравнения прилагательных, указав средство образования (суффикс, слово более и т.д.).

Ярче было солнце, сильнее пахли поля, громче был гром, обильнее дожди и выше трава. (К.Паустовский). Это был человек старого закала, не разделявший новейших воззрений. (И.Тургенев). Николай Петрович казался гораздо встревоженнее своего сына. (И.Тургенев). С каждой минутой доводы, которые мы приводили друг другу, становились все более тонкими и глубокими. (И.Куприн). Вчера на лошади я подъехал к самому переднему краю. (В.Субботин). Бывает так, что нечаянному спутнику открывают то, что не открыл бы и лучшему другу. (Г.Николаева). Мне думается, что жизнь заодно с природой, любовное участие в ее трудах и преображениях делают человека проще, мягче, добрее. (А.Яшин). Много глаз смотрели, как из удивительной кареты явился новый, ещё удивительнейший феномен, великолепная дама с блестящим офицером. (Н.Чернышевский).

 

8. Образуйте все возможные формы степеней сравнения прилагательных. Укажите прилагательные, которые не образуют степени сравнения (определите причину).

Толстый, горький, густой, дешевый, гладкий, жидкий, хороший, плохой, чистый, сухой, родной, соленый, чахлый, красивый, изящный, сероватый, расчудесный, красненький, женатый, босой, твердый.

Тема 3. Имя числительное. Значение, морфологические признаки и синтаксические функции. Разряды числительных по значению. Морфологические особенности и склонение количественных и собирательных числительных. Дробные числительные. Неопределенно-количественные числительные. Порядковые числительные, склонение и функции. Правописание числительных.

 

1. Определите разряд числительных (количественное /целое, дробное, собирательное/, порядковое) и состав (простое, сложное, составное).

Лошадей осталось всего пятьсот голов (Л.Толстой). Часы пробили двенадцать часов. Ничто не изменилось за эти три года. Дорога чудная: с обеих сторон пирамидальные тополя (А.Куприн). Их было сто сорок человек (Ю.Бондарев). Трое конных поехали в объезд (Л.Толстой). Санину минул двадцать один год, и он находился во Франкфурте (И.Тургенев). На часах шесть пятнадцать (В.Липатов). Вошли еще двое (В.Шукшин). Мы спим треть жизни. Что же нам остается делать с остальной частью своей жизни? Только одно: достойно прободрствовать остальные две трети (Ф.Кривин). В восьмом часу он подходил к дому (А.Чехов). Телеграмму я получил двадцать третьего числа (А.Приставкин). Семь раз отмерь, один раз отрежь. Нас, постоянных жильцов, было шестеро. Вечерние занятия в шестой роте подходили к концу. Уж не в первый раз за полтора года своей офицерской службы испытал он (Ромашов) это мучительное сознание своего одиночества.

 

2. Укажите частеречную принадлежность слов.

Один, единица, единственный, единство, первый.

Два, двое, двойка, двойной, вдвоем, по двое, второй, другой.

Три, трое, тройка, тройной, втроем, по трое.

Десять, десятка, десяток, десятый, вдесятеро.

 

3. Выпишите количественные числительные и определите их падежи.

1. Мы жили тогда в Рязанской губернии, в ста двадцати верстах от ближайшей станции железной дороги, и в двадцати пяти верстах от большого торгового села. Представьте себе наше комическое положение: в нашем распоряжении двадцать три комнаты, но из них отапливалась только одна. 2. Судьба забросила меня на целые шесть месяцев в глухую деревушку Волынской губернии. 3. Почти две недели не видел я Олесю. 4. К станции подлетел на всех парах этот поезд, состоявший всего из пяти вагонов. 5. Ромашов пришел в собрание в девять часов. 6. Так простоял он минуту или две. 7. А там дальше – море! Верст на пятьдесят. 8. Под Зелеными Горами он шесть раз водил свою роту на турецкий редут, и у него от двухсот человек осталось только четырнадцать. 9. В глубине трехсветной залы шесть ступеней вели к возвышению трона, и на каждой ступени стояло по два бронзовых льва (А.Куприн).

 

4. Выберите из данных в скобках числительных нужное и определите, возможно ли использование обоих сочетаний.

1. На лугу паслись (три козленка, трое козлят). 2. В семье (четверо детей, четыре ребенка). 3. Они вырастили (четырех, четверых) дочерей. 4. Их было (четыре, четверо) 5. По улице шли (три, трое) прохожих. 6. Выступили в прениях (два, двое) рабочих. 7. В цехе (пять, пятеро) инженеров. 8. Подъехали (пять, пятеро) машин. 9. В обозе (шесть, шестеро) саней. 10. Прошло (три сутки, трое суток).

5. Просклоняйте числительные восемь, сорок, семьдесят, восемьсот двадцать, обе, полтора, четверо, двое, три пятых.

 

Тема 4. Местоимение. Значение местоимений. Соотношение с другими частями речи. Разряды местоимений по значению и связи с другими словами. Склонение местоимений. Правописание местоимений. Прономинализация и употребление других ЧР в роли местоимений.

 

1. Определите лексико-грамматический разряд местоимений (личное, возвратное, отрицательное и т.д.).

Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей. (А.Пушкин). Кто светит, тот и видеть лучше будет. (В.Шекспир). Да, жалок тот, в ком совесть не чиста. (А.Пушкин). Мне с детства часто снится сон: вхожу я в город незнакомый. (М.Алигер). Она сменила свое светлое дневное платье на темное вечернее. (Ю.Нагибин). Все в его рассказе было сущей правдой. Пока наездники о чем-то говорили, обе лошади шли некоторое время рядом. (А.Куприн). Ни в каком покровительстве сосна не нуждается, растет там, где никто не может расти. (М.Пришвин). Молодость – такой недостаток, который с каждым днем проходит. (В.Одоевский)

 

2. Определите падеж и синтаксическую функцию местоимений.

1. Далеко за морем, на восходе солнца, есть страна большой реки, в той стране каждый древесный лист и стебель дает столько тени, сколько нужно человеку, чтобы укрыться в ней от солнца, жестоко жаркого там. Вот какая щедрая земля в той стране. Там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество. 2. Все дни работы были такие же бурные и кипучие, как первый, но Григорий уже не так уставал, ибо тратил свою энергию с каждым днем более сознательно. Он чувствовал себя человеком особых свойств. В нем забилось желание сделать что-то такое, что обратило бы на него внимание всех, всех поразило бы. Это было своеобразное честолюбие существа, которое вдруг осознало себя человеком и, еще уверенное в этом новом для него факте, хотело подтвердить его чем-либо для себя и других. (М.Горький). 3. Татьяна любопытным взором на воск потопленный глядит: он чудно вылитым узором ей что-то чудное гласит. (А.Пушкин).

 

3. Просклоняйте следующие сочетания слов: я сам, она сама, оно само, мы сами, все вы; несколько снарядов, чья шапка; никакой, ничей.

 

4. Устраните ошибки и двусмысленность, связанные с неправильным употреблением личных местоимений.

1) Эту селедку дала мне продавщица Люба, ввиду жары она уже припахивала. 2) В комнате, возле печки стояла девушка, она была жарко натоплена. 3) За дорогой на вершине холма – хвойный лес, а на его склонах раскинулись луга. 4) Отец умер, когда ему было девять лет. 5) Молодежь осталась довольна концертом, они просили почаще устраивать такие встречи с артистами. 6) Народ не знает, против кого надо бороться. Они не знают, кто их главный враг. 7) Боясь грозы, старуха спрятала голову под подушку и держала ее там, пока она не кончилась.

 

Тема 5. Глагол. Значение, морфологические признаки и синтаксические функции. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Неопределенная форма глагола (значение, образование, синтаксическая функция). Образование видов. Двувидовые глаголы. Категория залога. Категория наклонения. Значение, морфологические признаки и способы образования сослагательного и повелительного наклонения. Употребление и образование форм времени. Категория лица и рода. Личные окончания глаголов. Словообразование глаголов.

 

1. Определите вид глаголов, подберите к ним видовые пары. Укажите средства выражения видового значения.

Например, рисовать (НСВ) – нарисовать (СВ).

Сжечь, спускаться, шагнуть, заучивать, добиваться, причесываться, жалеть, образовать, обедать, угождать, прощать, вникать, охать, втолковывать, белить, прибывать, толкать, украшать, выжить, дожить, губить, шептать, родиться, добиваться, пересматривать, заснуть, хохотать, посылать, плакать, переходить, внушать.

 

2. У данных глаголов определите вид, возвратность / невозвратность, переходность / непереходность (переходность подтвердите словосочетанием).

Решить, решать, рисовать, нарисовать, печь, мокнуть, намокнуть, прыгнуть, давать, проиграть, проигрывать, сгореть, брить, течь, длиться, думать, вставать, задуматься, обеззаразить, вырастить, расти, разбежаться, заиндеветь, зябнуть, смеркаться, выздороветь, стать, спать, вечереть, нравиться.

 

3. Определите вид и время выделенных глаголов

 

1. Когда я вошла в лакейскую, отец уже ходил по залу, стуча сапогами (И. Бунин).2. Вот уж нескупой – последнюю рубашку отдаст (Л. Толстой). 3. Весь день я просидел и проходил с ним, а перед вечером дядя послал взять коляску ко Всепетой (Н. Лесков). 4. Значит, опять всю ночь будет выть собака (А. Чехов). 5. Когда Кирилловна увидела, что ее гостья несколько поуспокоилась и только изредка вздрагивала и слабо всхлипывала, она спросила ее, куда они намерены переселится и что хотят сделать с своими вещами (И. Тургенев). 6. Я докажу, что это случайность, сто раз рассчитаю и докажу, что танки могут все. 7. А, кстати, отправляемся мы завтра с вами к барону Видегопф? (И. Тургенев).

 

4. Определите наклонение глаголов, укажите средства выражения повелительного и сослагательного наклонения (частицы бы, пусть и др.).

 

1. Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня (В. Брюсов). 2. Давайте сами все расскажем. Бургомистр. Ступайте. Стойте. Сейчас за вами будет послан экипаж. Вы привезете дочку – и чтобы ни-ни! Поняли? Идите! (Е. Шварц). 3. «Проходите», – сказал Мудрец, ни к кому отдельно не обращаясь. И исчез в кабинете. «Пошли, – подтолкнул черт Ивана. – Не вздумай только вылететь со своими предисловиями… Поддакивай, и все» (В. Шукшин). 4. Дракон. Пошел вон! Все пошли вон! Кроме приезжего (Е. Шварц). 5. Если бы Чичиков прислушался, то узнал бы много подробностей, относившихся лично к нему; но мысли его так были заняты своим предметом, что один только сильный удар грома заставил его очнуться и посмотреть вокруг себя; все небо было совершенно обложено тучами, и пыльная почтовая дорога опрыскалась каплями дождя (Н. Гоголь). 6. Ну вот, все и кончилось, – говорил арестованный, благожелательно поглядывая на Пилата, – и я чрезвычайно этому рад. Я советовал бы тебе, игемон, оставить на время дворец и погулять пешком где-нибудь в окрестностях, ну хотя бы в садах на Елеонской горе. Гроза начнется, – арестант повернулся, прищурился на солнце, – позже, к вечеру. Прогулка принесла бы тебе большую пользу, а я с удовольствием сопровождал бы тебя. (М. Булгаков). 7. Да не коснутся тьма и тлен / Июньской розы на окне, / Да будет улица светла, / Да будет мир благословен / И благосклонна жизнь ко мне, / Как столько лет назад была! (А. Тарковский).8. Я не в силах, я не могу вынести всех мук их, голова горит моя, и все кружится предо мною. Спасите меня! возьмите меня! дайте мне тройку быстрых, как вихорь, коней! Садись, мой ямщик, звени, мой колокольчик, взвейтеся, кони, и несите меня с этого света! (Н. Гоголь).

 

5. От данных глаголов образуйте возможные формы повелительного наклонения. У вариантных форм прокомментируйте различия.

 

Доказать, ночевать, ездить, чистить, перестать, разлиться, забыть, лечь, лезть, выгладить, подвергнуться, почистить, отрезать, отразиться, выбросить, явиться, отъехать, выкрасить, разъехаться, видеть, образоваться, случиться. 6. Выпишите формы прошедшего, настоящего, будущего времени. [Охотник]: Заруби себе на носу: если эти приезжие – охотники, то мы уезжаем немедленно (Е. Шварц). Звезды меркнут и гаснут, В огне облака. Белый пар по лугам расстилается (И. Никитин). [Охотник]: Садитесь, мальчуганы. Завтра, когда погода станет потише, идем на охоту (Е.Л. Шварц). [Трактирщик]: Господа, господа, гостиница закрывается. Я уезжаю, господа! (Е. Л. Шварц). «Когда же Лиходеев едет в Ялту?!» – «Да он уже уехал, уехал! – закричал переводчик, – он, знаете ли, уж катит! Уж он черт знает где!» – и тут переводчик замахал руками, как мельничными крыльями (М. А. Булгаков). А войдешь на половину принцессы – там музыка, разговоры о хороших людях, о поэзии, вечный праздник (Е. Л. Шварц). [Король]: Я счастлив – и все тут! Буду сегодня кутить весело и добродушно, со всякими безобидными выходками, как мой двоюродный прадед, который утонул в аквариуме, пытаясь поймать зубами золотую рыбку. Откройте бочку вина! Две бочки! Три! Приготовьте тарелки – я их буду бить! Уберите хлеб из овина – я подожгу овин! И пошлите в город за стеклами и стекольщиком! Мы счастливы, мы веселы, все пойдет теперь, как в хорошем сне! (Е. Л. Шварц). В пятницу 15 апреля 1927 года Ипполит Матвеевич, как обычно, проснулся в половине восьмого и сразу же просунул нос в старомодное пенсне с золотой дужкой. Очков он не носил. Однажды, решив, что носить пенсне негигиенично, Ипполит Матвеевич направился к оптику и купил очки без оправы, с позолоченными оглоблями. Очки с первого раза ему понравились, но жена (это было незадолго до ее смерти) нашла, что в очках он вылитый Милюков, и он отдал очки дворнику. Дворник, хотя и не был близорук, к очкам привык и носил их с удовольствием (И. Ильф, Е. Петров). «Что еще там?» – спросил Пилат и нахмурился. <…> Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!..» И какая-то совсем нелепая среди них о каком-то долженствующем непременно быть – и с кем?! – бессмертии, причем бессмертие почему-то вызывало нестерпимую тоску (М. Булгаков).

7. Запишите парадигмы спряжения глаголов толкнуть, дрожать, печь, кормить, зависеть, вести, убедить, ползти, бояться, басить, дать. Определите тип спряжения, поставьте ударение

Тема 6. Причастие. Формы причастий и их образование. Переход причастий в имена прилагательные. Деепричастие (образование, категория времени, переход в наречие). Правописание причастий и деепричастий.

1. От данных глаголов образуйте все возможные формы причастий, указав тип причастия и время. Выделите суффиксы причастий. Цвести, ехать, спрашивать, разносить, мокнуть, рекомендовать, принять, признавать, начинаться, беречь, портиться, добыть, шептать, вылететь, охватывать, искать, сыпать, производить, намокнуть, посоветовать, признавать, убедиться. 2. Выпишите причастия в контексте с главным словом и зависимыми словами. Укажите вид и форму причастия. Образец: Иван Иванович Ерошкин (главное слово – трехкомпонентное собственное имя), служивший (причастие, несовершенный вид, действительное, настоящего времени) столоначальником в сенате (зависимые слова).

1. Матушка еще лежала на кровати против дверей, а по правую руку стоял кум, превосходнейший человек, Иван Иванович Ерошкин, служивший столоначальником в сенате, и кума, жена квартальногоофицера, женщина редких добродетелей, Арина Семеновна Белобрюшкова (Н. Гоголь). 2. – Это, говорит, молодой человек, чиновник, да-с, едущий из Петербурга, а по фамилии, говорит, Иван Александрович Хлестаков-с, а едет, говорит, в Саратовскую губернию и, говорит, престранно себя аттестует (Н. Гоголь). 3. Когда мы читаем воспоминания о Тургеневе его современников, в один голос восхищавшихся не только личностью, но и необычайно эффектной внешностью писателя, и смотрим на его портреты, то сразу возникает удручающий контраст между образом, сложившимся по этим описаниям, и изображениями, мало им соответствующими (Г. Медынцева). 4. И Илюша с печалью оставался дома, лелеемый, как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло (И. Гончаров). 5. Но, как бы ни интересны были отдельные следы жизни, возглавляемой здесь Волошиным, они ничего в сравнении с целым их (А. Белый). 6. Не могу сказать, сколько времени я проспал, но когда я открыл глаза – вся внутренность леса была наполнена солнцем и во все направления, сквозь радостно шумевшую листву, сквозило и как бы искрилось ярко-голубое небо; облака скрылись, разогнанные взыгравшим ветром… (И.С. Тургенев).

 

3. Определите вид, переходность и синтаксическую функцию деепричастия. Укажите суффиксы деепричастий.

 

1. В одном месте портьера загнулась, образовав длинную, узкую щель. Ромашов припал головой к стеклу, волнуясь и стараясь дышать как можно тише, точно его могли услышать в комнате. Он увидел лицо и плечи Александры Петровны, сидевшей глубоко и немного сгорбившись на знакомом диване из зеленого репса (А. Куприн). 2. Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. Оба молчали. Лаевский зажег свечу, а Надежда Федоровна села и, не снимая манто и шляпы, подняла на него печальные, виноватые глаза (А. Чехов). 3. Пес вышел, отряхнувшись, и угрюмо собрался на кухню, но Зина за ошейник настойчиво повлекла его в смотровую (М. Булгаков).

 

4. Отредактируйте данные предложения. Предложите, где возможно, несколько вариантов исправленных предложений.

1. Придя в лес, солнце спустилось за макушки деревьев.

2. Окончив школу, перед каждым встает вопрос о выборе специальности.

3. Читая это произведение, меня изумляет глубина мысли автора.

4. Нажав на тормоза изо всех сил, машина все-таки врезалась в столб.

5. Он был спасен подоспевшим прохожим, вовремя заметив горящую машину.

6. Имея большой опыт самолетовождения, курс им был взят правильно.

 

Тема 7. Наречие (значение, морфологические признаки и синтаксическая роль). Разряды наречий по значению. Способы образования; соотносительность с другими частями речи. Переход в другие части речи. Правописание наречий. Безлично-предикативные слова (семантические, морфологические и синтаксические признаки). Разряды безлично-предикативных слов по значению и образованию. Соотносительность с другими частями речи.

1. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Ответ обоснуйте.

Образец выполнения:

Это живописное полотно прекрасно – имя прилагательное, так как: 1) обозначает признак предмета (полотно – каково? – прекрасно); 2) согласуется с существительным в числе и роде; 3) является сказуемым (главный член двусоставного предложения).

Мы об этом прекрасно знаем – наречие, так как: 1) обозначает признак действия (знаем – как? – прекрасно); 2) не изменяется; 3) является обстоятельством.

На улице сегодня просто прекрасно – категория состояния (безлично-предикативное слово), так как: 1) обозначает состояние природы, его оценку; 2) не изменяется; 3) является сказуемым в односоставном безличном предложении.

 

1. Под ногами мягко хрустел снег; земля, крыша, деревья, скамьи на бульварах – все было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядели иначе, чем вчера, фонари горели ярче, воздух был прозрачнее (А. Чехов). 2. Справедливо предположить, что воображение, необходимое тому, кто пишет книгу, в той же мере необходимо и тому, кто ее читает (В. Набоков). 3. Все уверяли, что совсем не то в Сорренто, на Капри – там и теплей, и солнечней, и лимоны цветут, и нравы честнее, и вино натуральней (И. Бунин). 4. Очень скучно, и, что скверно, не в частности скучно, а вообще скучно (В. Розанов). 5. Вот и теперь пишу лишь несколько нескладных слов, чтобы сказать Вам, как мне больно Ваше молчание и вероятное неудовольствие и как бьется горячо мое сердце к Вам (В. Розанов). 6. Слышно было, как слабо поскрипывают стволы сосен от верхнего течения воздуха (А. Платонов).

 

2. Укажите лексико-грамматические разряды наречий по значению (1 – определительные: качественные, способа действия, степени или количества; 2 – обстоятельственные: места, причины, времени, цели)

 

1. Февраль. Достать чернил и плакать! / Писать о феврале навзрыд, / Пока грохочущая слякоть / Весною черною горит ( Б. Пастернак ). 2. Сначала в саду, потом за ним, потом еще дальше, вдоль дорожек, в дубравах, на прогалинах и лугах, поодиночке и пачками, зажигались рубиновые, сапфирные, топазовые огоньки, постепенно цветным бисером выкладывая ночь. 3. Так, контрабас пил чай вприкуску, что при общинном владении чая и сахара не могло не породить сомнений (А. Чехов). 4. Грушницкий успел принять драматическую позу с помощью костыля и громко отвечал мне по-французски (М. Лермонтов). 5. И как же мне досадно было, голубчик мой, что миловидного личика-то вашего я не мог разглядеть хорошенько! (Ф. Достоевский). 6. Он стар. Он удручен годами, / Войной, заботами, трудами; / Но чувства в нем кипят, / И вновь Мазепа ведает любовь (А. Пушкин). 7. Остап подошел к Воробьянинову вплотную и, оглянувшись по сторонам, дал предводителю короткий, сильный и незаметный для постороннего глаза удар в бок (И.Ильф, Е. Петров). 8. Наконец громовый удар раздался в другой раз громче и ближе, и дождь хлынул вдруг как из ведра. Сначала, принявши косое направление, хлестал он в одну сторону кузова кибитки, потом в другую, потом, изменив и образ нападения и сделавшись совершенно прямым, барабанил прямо в верх его кузова; брызги наконец стали долетать в лицо (Н. Гоголь). 9. Акакия Акакиевича заставили выпить два бокала, после которых он почувствовал, что в комнате сделалось веселее, однако ж никак не мог позабыть, что уже двенадцать часов и что давно пора домой. <...> На улице все еще было светло (Н. Гоголь).

3. Составьте текст на тему «Как стать настоящим специалистом», используя наречия и наречные конструкции: вкратце, без устали, впустую, на попятную, впервые, вдвоем, вглубь, с наскока, на радостях, наизусть, по секрету, в срок, в целом, во что бы то ни стало; как ни в чем не бывало, один на один, шаг за шагом.

Тема 8. Модальные слова. Разряды модальных слов по значению. Лексико-грамматическое своеобразие модальных слов. Служебные ЧР. Функциональные особенности, разряды по значению. Словообразующие и формообразующие частицы. Значение предлогов. Предложные сочетания и их развитие в СРЯ. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Правописание предлогов, союзов и частиц. Междометия и звукоподражательные слова (значение, функции в речи).

1. Установите лексико-семантические разряды модальных слов: 1) собственно модальные, 2) со значением авторизации, 3) эмоционально-оценочные, 4) метатекстовые и 5) фатические.

1. Я к вам пишу: случайно, право, / Не знаю как и для чего. / Я потерял уж это право / И что скажу вам? – ничего (М. Лермонтов). 2. Впрочем, крыши все крыты очеретом; ива, дуб и две яблони облокотились на них своими раскидистыми ветвями (Н. Гоголь). 3. С большими был странностями и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц! (М. Лермонтов). 4. Вы искренни, быть может, но вы заблуждаетесь, и мне больно слушать вас (А. Чехов). 5. – Помилуйте, это, в конце концов, смешно, – не сдавался Коровьев, – вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет! Почем вы знаете, какие замыслы роятся в моей голове?

– Конечно, – саркастически кривя рот, во весь голос орал бывший регент, – он, видите ли, в парадном сиреневом костюме, от лососины весь распух, он весь набит валютой, а нашему-то, нашему-то?! (М. Булгаков). 6. Разрезавши хлеб на две половины, он поглядел в середину и, к удивлению своему, увидел что-то белевшееся (Н. Гоголь). 7. И странно: директор уехал, – куда уехал, неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, – нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь – просто черт возьми! (Н. Гоголь). 8. <...>Он чувствовал, что находится в большом возбуждении и что о гусе, например, рассказал слишком уж от всего сердца(Ф. Достоевский). 9. Он, веришь ли, так взглянул на меня, как бы ножом насквозь(А. Пушкин).

 

2. Выпишите предлоги в словосочетании. Определите падеж зависимого имени.

 

Гусей крикливых караван тянулся к югу (А. Пушкин). Если возьмем поперечный разрез реки, получится такая картина: самое сильное движение занимает середину реки, что на поверхности обозначается рубцом водяной струи; около берегов и на дне вода вследствие трения движется значительно медленнее (Д. Мамин-Сибиряк). Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями (И. Тургенев). Завтра же приказом по канцелярии я объявлю себя вашим главным покровителем. Лакеи! Усадите меня возле этой Афродиты (Е. Шварц). Впереди всех, в шарабане, ехали Самойленко и Лаевский, за ними в коляске, заложенной в тройку, Марья Константиновна, Надежда Федоровна, Катя и Костя; при них была корзина с провизией и посуда (А. Чехов). Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром (С. Есенин). За дверью происходило, по-видимому, объяснение в любви… – Клюет! – шептал отец, дрожа от нетерпения (А. Чехов). Весть о казни начала распространяться в городе только сейчас. Бежали красные и синие мальчишки за экипажем (В. Набоков).

 

3. Выпишите сочинительные и подчинительные союзы, указав: сочинительные: 1) соединительные, 2) разделительные, 3) противительные, 4) присоединительные, 5) пояснительные; подчинительные: 1) времени, 2) причины, 3) условия, 4) уступительные, 5) следствия, 6) цели, 7) сравнительные. Укажите союзные слова и установите их синтаксическую функцию.

 

В моем скромном, тихом чувстве, похожем на обыкновенную привязанность, не было ни ревности к Орлову, ни даже зависти (А. Чехов). Все тебе: и молитва дневная, / И бессонницы млеющий жар, / И стихов моих белая стая, / И очей моих синий пожар (А. Ахматова). Метафора или поясняет мысль, или заменяет ее. В первом случае метафора – поэзия, во втором – риторика или красноречие: красноречие есть подделка и мысли и поэзии (В. Ключевский). В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод (Н. Гоголь). Этот офицер, невысокий, худой, крайне нервный человек с подвижным, бледным лицом и страшными серыми глазами, звался не то Буонапарте, не то Бонапарте (М. Алданов). Счастье – это шар, за которым мы гоняемся, пока он катится, и который мы толкаем ногой, когда он останавливается (П. Буаст). Книги окутывали всю землю, весь мир печалью о лучшем, и каждая из книг была как бы душой, запечатленной на бумаге знаками и словами, которые оживали, как только мои глаза, мой разум соприкасались с ними (М. Горький). В угольной из этих лавочек, или, лучше, в окне, помещался сбитенщик с самоваром из красной меди и лицом так же красным, как самовар, так что издали можно бы подумать, что на окне стояло два самовара, если б один самовар не был с черною как смоль бородою (Н. Гоголь). И Медвежонку представилось, как они с Ежиком сидят ночью под звездами у реки, варят чай в чайнике, слушают, как плещется рыба в воде, и чайник сперва урчит, а потом клокочет, и звезды падают прямо в траву и, большие, теплые, шевелятся у ног (С. Козлов).

 

4. Выпишите частицы, указав разряд по значению.

 

Дядька покойного [А.С. Пушкина] желал также проводить останки своего доброго барина к последнему его жилищу, куда недавно возил он же и тело его матери; он стал на дрогах, кои везли ящик с телом, и не покидал его до самой могилы (А. Тургенев). 3. Эти узкие, длинные часы в деревянном футляре – вовсе не часы. Это вечный спутник принцессы, тайный советник. Его сердце стучит ровно, как маятник, его советы меняются в соответствии с требованиями времени, и дает он их шепотом. Ведь недаром он тайный (Е. Шварц). Убьют ли его завтра утром, или посмеются над ним, то есть оставят ему эту жизнь, он все равно погиб. Убьет ли себя с отчаяния и стыда эта опозоренная женщина, или будет влачить свое жалкое существование, она все равно погибла… (А. Чехов). Выходит он под конец на поляну широкую и посередь той поляны широкой стоит дом не дом, чертог не чертог, а дворец королевский или царский, весь в огне, в серебре и золоте и в каменьях самоцветных, весь горит и светит, а огня не видать; ровно солнышко красное, инда тяжело на него глазам смотреть (С. Аксаков). Как только он [князь Андрей] узнал, что русская армия находится в таком безнадежном положении, ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе! (Л. Толстой). – А вон лужок, где ты играл, бывало, с ребятишками; такой сердитый был: чуть что не по тебе – и закричишь благим матом (И. Гончаров). Что ж он? Ужели подражанье, / Ничтожный призрак, иль еще / Москвич в Гарольдовом плаще, / Чужих причуд истолкованье, / Слов модных полный лексикон?.. / Уж не пародия ли он? (А. Пушкин).

 

5. Выпишите междометия и звукоподражательные слова, определив разряды по значению. Укажите производные и непроизводные, однозначные и многозначные междометия.

 

Как мне, однако, не хочется умирать! Душа зарылась в подушку. Ох, не хочется! Холодно будет вылезать из теплого тела (В. Набоков). Ах! – и я в постели. / Только Сердце бьется невпопад. / В полутьме с ночного столика / Смутно смотрит циферблат (В. Ходасевич). Увы, любовник молодой, / Поэт, задумчивый мечтатель, / Убит приятельской рукой! (А. Пушкин). – Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?..(А. Чехов). Эх, если бы я был царем или паном великим, я бы первый перевешал всех тех дурней, которые позволяют себя седлать бабам… (Н. Гоголь). Говорит с тобою, а сам: кхе-кхе-кхе… и слезы на глазах (А. Чехов). Но бестолковая кукушка, Самолюбивая болтушка, Одно ку-ку свое твердит… (М. Лифшиц). Волны скачут лата-тах! Волны скачут а-ца-ца! (В. Хлебников). 10. – А? Что? Эй! Фью! Глаз засорил? Чихнул? Не беда! Клянусь муссоном и бризом! Пассатом и норд-вестом! Это я, я! Путешественник! Что? Как зовут? Уы-Фью-Эой! Ой! А-а! У-у-ы! (А. Грин).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 3349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.