Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возраст и человек




Переживания, связанные с возрастом, глубоко пронизывают эмоциональную сферу человека, начиная с детства и закапчивая старостью. Острота психологических переживаний усугубляется предположением о собственной аномальности, если идентифика­ционные признаки возраста не появляются вовремя.

Именно возрастом определяются главные вехи нашей жизни: поступление в школу, получение паспорта, уход на пенсию и т. п. Возрастные этапы становятся главным мерилом жизненного пути. Однако возраст характеризуется не только внутренними пережи­вания; он служит для нас важнейшим источником информации о других людях - прежде всего тех, с кем мы вступаем в социаль­ные взаимодействия. Вопросом «Сколько этому человеку лет?» мы задаемся очень часто в связи с различными жизненными ситу­ациями и событиями: когда обращаемся к врачу или финансовому эксперту; когда голосуем за кого-либо или, собираясь сменить ме­сто работы, пытаемся уяснить характер будущего начальника.

Главным побудительным мотивом выяснения возраста других людей является соотнесение полученных сведений с представлени­ями о возрастных параметрах той или иной социальной роли. Эти представления детерминированы культурой, которая формирует устойчивые ментальные стереотипы относительно ценности прису­щих данному обществу реалий; при этом возраст является важней­шей характеристикой, обусловливающей их ценность. Примером может служить наличие возрастного эталона для действительных членов российских академий наук или государственных лидеров (В. В. Бочаров, 2001).

Но не только культура определяет наши ожидания и оценки относительно возрастных свойств социальных ролей и статусов. На основе возрастного принципа государство регулирует многие сферы человеческой деятельности, четко фиксируя возрастные гра­ницы некоторых социально-профессиональных ролей, нормируя школьный, брачный, пенсионный возраст и т. п. При этом уровень биологического или психического развития человека может не сов­падать (отставать/опережать) с предписанной ролью.

Феномен возраста детерминирует многие сферы жизнедея­тельности современного человека, поскольку именно в нем отраже­ны био- и социокультурные аспекты человеческой сущности. С од­ной стороны, каждый аспект имеет свои детерминанты и эффекты возраста, с другой - все они взаимосвязаны. Возрастные пережива­ния обусловлены биологическим развитием индивида, в котором выделяются следующие основные этапы: рождение, развитие, зре­лость, смерть. Этот путь проходит любой человек как индивид, как биологическое существо, но временная протяженность данных пе­риодов индивидуальна.

С биологической эволюцией тесно связаны психическое разви­тие человека, становление его эмоциональной, интеллектуальной сфер и личности в целом. Корреляция биологического и психоло­гического развития не вызывает сомнения у ученых, но, на наш взгляд, она не столь жесткая, как принято считать. Данные процес­сы могут протекать с различной скоростью, в результате чего пси­хические процессы и свойства человека отстают или опережают би­ологическое развитие; такого рода асинхрония детерминируется социальными и культурными факторами. В то же время психобио­логическое развитие определяет процесс социализации, например: мужчина не может стать главой семьи, не созрев для этого в биоло­гическом плане, продвижение в административно-государственной иерархии регламентировано психическим развитием.

В свою очередь, социальное развитие человека может идти вразрез с культурными представлениями конкретного общества. Помимо социально-возрастного регулирования, в большей степени осуществляемого государством, каждый социум, по словам В. В. Бочарова, имеет свое культурное «возрастное расписание» жизненного пути человека, которое строится на сложившихся в нем традициях, причем оно вполне может и не совпадать с госу­дарственным «графиком» (В. В. Бочаров, 2001).

Кроме этого, у каждого человека есть собственное представле­ние о возрастных ступенях на жизненном пути, которое определя­ется принадлежностью к той или иной субкультуре, пониманием социально-возрастных ролей, которые он должен сыграть в своей жизни. Вероятно, они будут различными у детей финансовой эли­ты, представителей творческой интеллигенции или потомственных строителей.

Таким образом, индивидуальный возрастной процесс в совре­менном обществе включает в себя биологический, психологический, социальный и культурный процессы развития, которые имеют собственные детерминанты и эффекты и безусловно связаны меж­ду собой. Поэтому адекватная возрастная идентификация челове­ка происходит при пересечении траекторий данных процессов, ко­торые протекают с различной скоростью. Постоянной величиной остается лишь хронологический возраст.

Исходя из сказанного часто задаваемый вопрос «А сколько же те­бе (ему, мне) лет?» следует понимать как попытку установить соотно­шение между различными процессами развития человека. И возника­ет он лишь в случае, когда человек испытывает затруднение в иденти­фикации возраста себя или другого. При этом он стремится выяснить хронологический возраст, которому в культуре современного общест­ва соответствует определенный «нормальный»уровень психобиоло­гического и социокультурного развития. Каждая культура имеет свои эталоны «нормального» развития человека, которые подвержены из­менениям под воздействием социальных перемен.

Таким образом, под индивидуальным возрастным процессом мы понимаем онтогенез, который неотделим от социальных и куль­турных изменений, воздействующих на него. А индивидуальный возраст есть продукт взаимодействия биологического взросления, психологического развития и изменений в культурной и социаль­ной средах. Изучение его имеет важное значение не только и не столько для понимания индивидуального поведения человека, сколько для формирования толерантного отношения к освоению собственных возрастных характеристик и принятию их в соответ­ствии с возрастом других людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.