Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возраст, социум, культура




Возраст является важной переменной как для понимания и прогнозирования индивидуального поведения, так и для функци­онирования и развития общества в целом. Поскольку социум пред­ставляет разновозрастную структуру, в нем существуют элементы возрастной стратификации. Взаимоотношения людей определяют­ся временными границами пребывания в рамках тех или иных со­циальных институтов, причем важную роль в процессе социально­го возрастного регулирования играет государство.

Положение различных возрастных слоев в разных социумах неодинаково, оно зависит от социально-экономического развития, режима функционирования и культуры. Например, доминирующее положение старших поколений характерно для ранних стадий социогенеза или для обществ с низкой динамикой социальных изме­нений, а также для конфуцианско-азиатской культуры.

В современных развитых информационных обществах дина­мично меняются общественные реалии, и возрастает роль молоде­жи, как более адаптируемой возрастной группы. В каждом социуме существуют различные возрастные поколения с разным социаль­ным опытом. Но не только социальная среда влияет на формирова­ние поколения, но и поколение, сформировавшись под воздействи­ем определенной среды, может со временем существенно повлиять на вектор ее эволюции. Поэтому вполне закономерна озабочен­ность тех, кто предвидит негативные перспективы для России в не­далеком будущем, когда к власти придут сегодняшние дети, вырос­шие в атмосфере духовной и культурной амбивалентности.

Возрастная стратификация в любом обществе зависит от уров­ня его развития и опосредована культурой. Культурой, в частности, определяется и количество выделяемых возрастов. Например, в США прошлого века не выделялся период юности, так как дети очень рано начинали работать, то есть становились взрослыми. Об­щественные закономерности, связанные с появлением и взаимо­действием разновозрастных когорт, необходимо исследовать с по­мощью кросс-культурного анализа, поскольку возрастной процесс может быть понят только с социокультурной точки зрения.

Возраст является важным социокультурным и биологическим феноменом. Его анализ необходимо строить с учетом следующих положений.

1. Возрастной процесс нельзя исследовать вне социальных, культурных и исторических изменений, так как люди рождаются, развиваются и стареют не в вакууме. Поэтому следует изучать не только отличительные признаки различных возрастных групп, де­терминированные различными социокультурными условиями, но и изменения социума под влиянием этих возрастных различий.

2. Возраст может быть понят только в контексте его социо­культурной вариативности - как в пределах одного социума, так и на кросс-культурном уровне.

3. Возраст можно изучать только в рамках анализа всего жиз­ненного пути человека, а не какой-либо его части. Возрастной про­цесс начинается с рождения и заканчивается смертью, а не начина­ется в какой-то особенный момент. К тому же в социуме люди всех возрастов взаимосвязаны между собой.

4. Индивидуальный возрастной процесс представляет собой комплексное взаимодействие биологического и психологического развития, которое происходит в изменяющейся социокультурной внешней среде (В. В. Бочаров, 2001).

В настоящее время проблема возраста изучается рядом науч­ных дисциплин, в ее изучении уже сформировались свои научно-исследовательские стратегии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.