Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология о возрасте




Психология как наука, изучающая человека, не может игнори­ровать одну из важнейших его характеристик - возраст. С другой стороны, ни один из аспектов прикладной психологии немыслим без знания возрастных особенностей человека, сенситивных и кри­тических периодов его развития, специфических проблем, возника­ющих на каждой из возрастных стадий. Кроме того, важнейший принцип всей психологической науки - принцип развития, предпо­лагающий изучение любого явления в процессе его зарождения, становления и развития, наиболее полное выражение нашел имен­но в психологии возраста.

Само развитие человека рассматривается в психологии как единство процессов онтогенетической эволюции и жизненного пу­ти. Традиционно в возрастной психологии используется комплекс­ный подход, в котором намечены контуры психологии развития как единой системы знаний, охватывающей все стадии человеческого развития - от рождения до последних мгновений жизни - и изуча­ющей каждый момент развития в единстве и взаимопереплетении свойств человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Это позволяет понять физическое, психичес­кое, личностное развитие человека в социальном, историческом, культурном контекстах.

Для современной психологии, изучающей возрастные характе­ристики человека в контексте развития, очень важны практические аспекты, позволяющие анализировать факторы психического раз­вития, учитывая их значимость и дискуссионность. В качестве од­ного из специфических факторов такого рода в последние годы вы­деляется фактор социальной и эмоциональной депривацни.

Современная психология представляет возрастное развитие человека как процесс, имеющий стадиальный характер, проходя­щий через определенные периоды, кризисы. Вместе с тем проблема периодизации недостаточно разработана; дискуссионными пред­ставляются предлагаемые сегодня подходы и основания для выде­ления этапов, периодов и фаз (В.А.Ганзен, Л. А. Головей, 2001; 1968). Одно из направлений исследований возраста - это поиски и описание характеристик основных периодов развития на каждом этапе человеческой жизни.

Наиболее полно система возрастной психологии отражена в работах Б. Г. Ананьева, который рассматривает проблему инди­видуального развития человека как одну из фундаментальных проблем естествознания и психологии. Автор предлагает изучать возрастные особенности во взаимосвязи с половыми, типологиче­скими и индивидуальными особенностями, от которых их можно отделить лишь весьма относительно. Все это затрудняет выделе­ние возрастных особенностей для специального исследования. Ис­ключение составляют только самые ранние этапы человеческой жизни, когда возрастные особенности выступают в более частном виде, а типологические и индивидуальные модификации развития еще слабо выражены.

Одним из главных вопросов развития человека является во­прос о соотношении возрастных, типологических и индивидуаль­ных особенностей и об изменяющихся и противоречивых взаимо­связях между ними. Установлено, что индивидуальное развитие с возрастом приобретает все более своеобразный индивидуализи­рованный характер. Исследуя возрастную динамику, особенности отдельных периодов и взаимосвязи между ними, нельзя абстраги­роваться от жизненного пути человека, истории его индивидуаль­ного развития в разнообразных общественных связях и опосредованиях. Общие для всех людей возрастные периоды жизни (от мла­денчества до старости) характеризуются признаками соматическо­го и нервнопсихического развития (Б. Г. Ананьев, 1957).

Наиболее слабо разработана в психологической науке пробле­ма перехода от одной возрастной стадии развития к другой. Это связано, на наш взгляд, с тем, что дифференциация психологическихзнаний о возрастных особенностях, имеющая несомненное исследовательское значение, не сопровождается в должной мере интеграцией и синтезом этих знаний. Данная проблема имеет огром­ное значение для создания технологий формирования человека от рождения до зрелости и является не только психологической, но и педагогической и управленческой, поскольку выявление наи­более эффективных средств формирования интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер личности и сознательного регулиро­вания человеком своей деятельности представляет собой актуаль­ную задачу современной социальной практики.

В психологии используется генетический подход как основа теории индивидуального развития, который заключается в описа­нии закономерностей формирования человека в процессе его вос­питания, образования и обучения. Но формирование человека от рождения до зрелости не исчерпывает всего цикла индивидуально-психического развития. Остаются вопросы, чем психологически характеризуется человек после наступления физической, граждан­ской и умственной зрелости, какие возрастные периоды существу­ют в огромном диапазоне зрелости (взрослости), чем определяется творческая активность взрослого человека, на которые пытается ответить новая отрасль психологии - акмеология.

В общей психологии традиционно исследователи психических функций, процессов и состояний абстрагируются от возраста еще в большей мере, чем от типологических и индивидуальных особенностей личности взрослого человека. Абстрагирование от возраст­ных изменений в этот основной период человеческой жизни не слу­чайно, так как связано с некоторыми метафизическими предрассудками о зрелости как своего рода «психической окаменелости» (Клапаред), как о состоянии, характеризуемом ранее сложиншими-ся механизмами и свойствами психического склада личности (В. Г. Ананьев, 1957).

Долгое время в психологии ранние возрасты (младенчество, детство, юность) рассматривались как резко отличные друг от друга динамические стадии развития, а взрослость - как некое сплошное статическое состояние, качественно не изменяющееся до наступления старости. В настоящее время подобные подходы изучаются в контексте истории исследования возраста. Совре­менное общество заинтересовано в выявлении психических ре­сурсов, повышении уровня творческого потенциала и повышении работоспособности человека на протяжении всей его сознательной жизни. Поэтому усиливающийся интерес к проблемам возраста обусловлен научным обоснованием таких практических задач, как профотбор, профессиональная ориентация и переориентация на разных возрастных ступенях, включая пожилой возраст, улучшение профессиональной подготовки в зрелые годы и повышение уровня профессионализма в течение всей трудовой жизни человека.

Требования социальной практики, предъявляемые к психологии возраста, обуславливают ее сближение с медициной, педагогикой, акмеологией и другими науками, изучающими человека. Решение данных актуальных задач возможно лишь с применением интеграль­ного подхода к индивидуальному развитию человека, предполагаю­щего исследование закономерностей и основных характеристик, рас­крывающих временную структуру онтогенеза психики. Стратегия поиска возрастных различий должна учитывать относительный ха­рактер возрастного фактора, который выражен неодинаковым образом не только в развитии различных подструктур и функций человека, но и на отдельных этапах человеческой жизни.

Малоизученной областью является проблема личностной организации времени, деятельности и жизни в целом.

Исследования проблемы времени в психологии осуществля­лись целым рядом направлений, которые фактически мало связаны друг с другом. Это классические исследования восприятия времени (Ю. М. Забродин, Ф. Е. Иванов, Е, Н. Соколов, П. Фресс и др.), переживания времени (Д. Гарбетте, Р. Кнапп и др.), временной перспективы (Р. Кастенбаум, Дж. Нюттен и др.). Однако они оказались оторванными от исследовательского направления, в котором изу­чались нейрофизиологические, психофизиологические особеннос­ти временной организации человека (Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхо-това, Ю. М. Забродин, А. В. Бороздина, Н. А. Мусина, Я. Освальд, С. Шервуд, и др.), а также процессуально-динамические и в этом смысле объективные временные характеристики самой психики (П. Фресс, Л. П. Гримак, Д. Т. Элькин, Д. Т. Элькин, Т. М. Козина, Д. Н. Узнадзе), такие как скорость запоминания, скорость реакции, темпы, ритмы нейрофизиологических, психофизиологических про­цессов (К. Л. Абульханова, Т. Н. Березина, 2001).

Можно предполагать, что этот разрыв определяется тем, что мерные были отнесены к области изучения субъективного психоло­гического времени (или, как принято говорить в отечественной психологии, субъективного отражения времени), а вторые - к обла­сти, в которой исследовалась объективная временная организация самой психики. Кроме того, эти два подхода обособлены от иссле­дований проблем личностного времени - времени развития лично­сти, мотивации, динамики осознаваемого и бессознательного П. Жане, Ж. Пиаже, К. Левина, X. Томе и др. А исследования, каса­ющиеся проблем личностного времени, в первую очередь динами­ческая концепция личности 3. Фрейда, оказались в стороне от изу­чения конкретного жизненного пути, его специфических времен­ных, биографических, событийных характеристик (Б. Г. Ананьев, П. Б. Балтес, Ш. Бюлер и др.). В свою очередь недостаточно свя­занной с особенностями жизненного пути оказалась возрастная пе­риодизация Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина и др. Первую попытку осуществить синтез собственно жизненной и возрастной периоди­зации предпринял Б. Г. Ананьев. Социальное развитие ребенка в пространстве-времени детства исследовано Д. И. Фельдштейном.

Несмотря на огромное внимание и интерес психологов к пси­хологическим особенностям деятельности и разработку деятельностного подхода, не были раскрыты фундаментальные временные характеристики деятельности и временные особенности способов ее осуществления. Не создана единая концептуальная модель, рас­крывающая соотношение биологического, психологического, соци­ального и культурного времени, отсутствуют представления о соот­ношении психологического, личностного, жизненного времени, единая теория их многообразия.

Существующие направления изучения времени можно условно классифицировать, выделив четыре основных аспекта его рассмот­рения. Первый - отражение психикой, сознанием объективного вре­мени. Второй - временные, то есть процессуально-динамические ха­рактеристики самой психики, связанные с лежащими в ее основе ритмами биологических, органических, нейрофизиологических процессов. Третий - способность психики к регуляции времени дви­жений, действий и деятельности. Четвертый - личностная органи­зация времени жизни и деятельности, то есть той временно-прост­ранственной композиции, в которой строятся ценностные отноше­ния человека с миром на протяжении времени жизненного пути.

Свою концепцию исследования времени личности и времени жизни предлагают К. А. Абульханова и Т. Н. Березина. Основани­ем данного подхода является преодоление разрыва между изучени­ем субъективного (психологического) и объективного (физическо­го, социокультурного, исторического) времени, связующим звеном в которых является личность со своей темпоральной организацией, соотносящая свое субъективное время (сознания, бессознательно­го, переживания и т. д.) со временем самореализации в деятельнос­ти и жизненном пути, организатором которого она становится объ­ективно.

Авторы данной концепции представляют понятийную систему, впервые эксплицируя понятия «временной режим», «временные способности личности», включая в структуру последнего идеаль­ное, ценностное время, что позволяет рассматривать проблему раз­вития личности в аспектах жизненного пути и человеческой куль­туры. Результаты многолетних исследований авторов позволяют раскрыть не только временные особенности личности, но сами ме­ханизмы активности, движущие силы ее изменения, развития и со­вершенствования (К. Л. Абулъханова, Т. Н. Березина, 2001).

В отличие от множества подходов, которые подчеркивали субъективность психологического времени, концепция личност­ной организации времени предполагает онтологический характер его организации человеком либо в деятельности, либо в жизни в целом. В последнем аспекте она примыкает к целому комплексу исследований жизненного пути, жизненного цикла, перспективы (Б. Г. Ананьев, П. Балтес, Дж. Нюттен, Р. Кастенбаум, Л. Франк, С. Л. Рубинштейн и др.). Столь широкий контекст постановки проблемы личностной организации времени (временные характе­ристики психики, самой личности, жизненного пути и его струк­тур стороны) и поступательный характер самого теоретико-эмпи­рического исследования позволяют сегодня доказать тезис о нали­чии специфики человеческого времени в целом и его отличие от времени физических процессов. Это, во-первых. Во-вторых, появляется возможность разработки объективного подхода к изучению данного времени в силу доказательств его специфической организации. В-третьих, открывается возможность дифференцировать разные механизмы временной организации на разных уровнях психики, а личность представить как субъекта, своеобразным об­разом интегрирующего эти уровни, включающего свой временной тип в социальный и культуральный временной континуум, организующего время своей жизни и деятельности. Категории личностного времени жизни - «использование времени», «умножение времени», «ускорение», «периодизация жизни» и т. д. Тем самым оп­ределенным образом связываются объективное и субъективное время человека, которые в других подходах и исследованиях обо­собляются друг от друга.

Совокупность понятий «жизненная позиция», «жизненная ли­ния», «жизненные перспективы» позволяет более конкретно описать логику жизненного движения личности, его темпы, уровни, ценностные характеристики, масштабы и противоречия, выявить двоякую зависимость времени жизненного пути от личностной способности к организации времени и последней от способа жиз­ни во времени. Жизненный временной континуум, в котором осу­ществляются развитие, изменения и движение личности, есть ха­рактерная социологическая периодизация жизненного пути.

Личность в данном подходе выступает как координатор раз­личных времен на разных уровнях психики. Но если учесть, что число этих времен очень велико (физические, психические, когни­тивные, коммуникативные и так далее процессы), то задачи такой координации оказываются чрезвычайно сложными, и осуществля­ется она посредством саморегуляции.

С одной стороны, личность выступает как эпицентр прошлого, настоящего и будущего, то есть обладает свойством относить к себе эти времена и строить из них определенные композиции. С дру­гой - физические, биологические и психические процессы имеют свое время, не зависящее от человека, то есть представляют собой некую объективную организацию и даже заданность, с которой он должен считаться. Многочисленные несовпадения этих различных «часов», идущих с различной скоростью, в разном темпе, ритме че­ловек должен устранить, скоординировать все «часы», чтобы быть в ногу с объективным временем, прежде всего временем деятельно­сти как основной формы и способа его социальной жизни. Эта спо­собность называется своевременностью, в частной форме сенситивностью, то есть оптимальным совпадением характеристик этапов развития с его условиями. Своевременность позволяет разрешать противоречия между биологическим, психическим и социальным временем, а также между различными временными экзистенциями.

В более простой формулировке своевременность - это совпа­дение максимума активности с условиями, адекватность активнос­ти данным условиям. Ни преждевременная активность, ни макси­мум активности, проявленной post factum, уже не дадут желанного результата. Своевременность - это момент, когда достигается под­линность самовыражения благодаря его полноте и свободе (К. А. Абульханова, Т. Н. Керезипа, 2001).

Таким образом, психологическая наука исследует возрастные особенности человека в контексте развития в течение всей жизни, пытаясь найти закономерности и взаимосвязи его функционирова­ния как индивида, личности и субъекта деятельности на разных этапах; особенности перехода с одной стадии на другую; детерми­нанты как развития, так и перехода.

Предлагается и другой подход в исследовании системы «вре­мя - человек» (личностная организация времени жизни), который позволяет решать проблемы развития личности в жизни, во време­ни человеческой культуры и обосновать активность личности как движущую силу самореализации во времени.

Мы рассмотрели возраст как универсальную характеристику человека, вызывающую интерес у представителей различных наук и, таким образом, инициирующую появление самых разнообразных подходов к исследованию данного феномена.

Поздний возраст в указанном контексте характеризовался на­ми по вертикали как некоторая протяженность жизни, но это лишь один аспект его изучения; здесь, наверное, уместно вспомнить афо­ризм Сенеки: «Как басня, так и жизнь ценятся не за длину, но за со­держание», Замечание античного философа сохраняет свою акту­альность и в наше время, в частности в отношении геронтологии, задачей которой является не только «прибавить годы к жизни, но и прибавить жизнь к годам». Какова же жизнь человека в старо­сти, каково психологическое наполнение личности стареющего че­ловека?

Далее нам предстоит рассмотреть «горизонталь» - психичес­кий склад личности в позднем возрасте, а также характеристики са­мого возрастного периода.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1173; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.