Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Одаренные дети и творческие люди: особенности психического развития




 

НЕСКОЛЬКО ВАЖНЫХ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ЗАМЕЧАНИЙ
Творить — означает созидать, делать шаги в неизведанное. Величайший из известных нам творцов — природа. А творящий человек лишь подобен ей.
Одной из главных особенностей творчества природы является то, что она не любит ясных, простых, однозначных решений. Именно поэтому так трудно дать простое, ясное определение творчеству и творцу. Созданные природой объекты невероятно многослойны и сложны, они не вписываются в стройные логические схемы, к поиску которых постоянно стремится в своем познании человек. Ни для кого не секрет, что способность человека к познанию ограничена, поэтому дифференциация сложного внешнего мира, его схематизация и упрощение необходимы в человеческом познании. Но, говоря о творчестве, мы не можем даже надеяться на возможность подобных упрощений. Ведь перед нами оказывается стихия человека как явления природы — во всей своей не поддающейся полному описанию противоречивости.
Правда, нельзя не отметить одно важное обстоятельство. Некоторые философы, плохо разобравшиеся в проблематике познания и творчества, утверждали и продолжают утверждать, что «все гениальное просто». Если следовать этой логике, то получается, что и проблема творчества должна быть представлена какой-то ясной и максимально простой концепцией или схемой. Конечно, хорошо бы решить проблему творчества «на раз-два...» и сказать, что творчество это то-то, а творец — то-то, да чтобы все было по полочкам разложено и всем всё сразу стало ясно и понятно.
Однако самые великие творения принадлежат, увы, не человеку, у которого действительно обычно все упаковано в схемы и концепции, а природе. Смотрим мы, например, на ствол дерева — он напоминает цилиндр, однако им не является, форма его значительно сложнее; голова человека напоминает шар — и вновь мы вынуждены констатировать, что это лишь очень приблизительное сравнение. И так во всем.
Это нежелание природы действовать просто и однозначно заставляет нас рассматривать творчество и творца как явления природные — сложные и противоречивые, а с точки зрения классических теорий — еще и плохо структурируемые, эклектичные. Этот подход требует особых методов исследования. Попробуем обратиться к редко используемым в психологии «методу описания поведения успешных людей» и «принципу дополнительности» известного физика Нильса Бора.
Факты, которые мы будем описывать, почерпнуты как из собственной исследовательской практики, так и из трудов психологов. «Метод описания поведения успешных людей» важен для выявления наиболее значимых сторон, характеризующих творчество, а «принцип дополнительности» понадобится нам потому, что мы будем пытаться совместить несовместимое. Многие из представленных ниже идей выстроены на базе диаметрально противоположных теорий, но вместе они, описывая столь сложные объекты исследования, какими являются творчество и творческая личность, образуют некоторую целостность, позволяющую попытаться разобраться в специфике феномена творчества.

СВИДЕТЕЛЬСТВА ИСТОРИКОВ
Проблема творчества в современной психологии обычно обсуждается в связи с изучением проблем интеллекта и креативности. Но для решения педагогических задач, таких как диагностика и развитие творческих способностей, только общих понятий — интеллект и креативность — явно недостаточно. Нужны более тонко дифференцированные характеристики. Попробуем последовательно разобраться в том, что называется творчеством и кого называют творцом, или творческой личностью.
Каждый человек, а творец тем более, неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений креативности существует довольно много черт, характерных для большинства творцов. Причем большинство из них проявляются в детстве. Среди этих свойств, наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, есть такие, которые часто проявляются в поведении и деятельности. Особая ценность их в том, что они могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса.
Эти свойства выделяли и описывали не только психологи. Успех всегда был привлекателен, а потому первыми стали выделять особенности мышления и специфические поведенческие характеристики талантливых людей историки и биографы. Большинство из них пришли к выводам о том, что в детстве у многих выдающихся людей (Леонардо да Винчи, Рембрандта, Галилея, Петра I, И. Ньютона, Гегеля, Наполеона, Ч. Дарвина и др.) чаще всего встречались такие характеристики:
• 90% из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться;
• 75% рано созрели, были не по годам развиты в умственном отношении, отличались нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны;
• почти 90% были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;
• по крайней мере 75% были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью; они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям.
Вот еще один список качеств, характерных для будущих творцов:
1. Рано овладели знаниями в избранной сфере.
2. У них был высокий интеллект и хорошая память.
3. Они были увлечены своим делом, энергичны.
4. Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм.
5. Умели контролировать себя.
6. Имели стремление контактировать с одаренными взрослыми.
7. Умели извлекать пользу из общения и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.
Исследователи-биографы утверждают, что многие политики (Джефферсон, Линкольн и др.) уже в детстве были разносторонними, оптимистичными, обладали притягательной силой, хорошо владели речью, были общительны.
Многие военные (Боливар, Кортес, Дрейк и др.), также с детства были одержимы одной идеей или целью, легко переносили одиночество, не отличались любознательностью, успехи в интеллектуальных делах имели невысокие, не предавались фантазиям и не пользовались успехом у сверстников.
Революционеры (П. Кропоткин, Марат, Робеспьер) уже в детстве были бунтовщиками, у них наблюдались мятежные наклонности, за что их нередко подвергали преследованиям (били сверстники, наказывали педагоги и родители и т.п.).
Ученые (И. Ньютон, Д’Аламбер, Р. Декарт) с детства отличались разносторонностью и широтой интересов, с малых лет были рассудительны и критичны.
Уже сами попытки подобных описаний наводят на мысль о том, что многие выдающиеся люди: ученые, художники, политики — имели ряд личностных качеств, существенно отличавших их от других людей. Качеств, которые и обеспечивали им успех в творчестве. Естественно предположить, что формирование и развитие этих качеств у детей можно рассматривать как залог будущих выдающихся достижений, а следовательно, и как специальную педагогическую задачу по развитию творческих способностей.
Предложенный ниже перечень характеристик творца не полон, и вряд ли он может быть завершен. Здесь уместно вспомнить о философском принципе неисчерпаемости объекта исследования. Поэтому, наверное, можно выделить какие-то еще свойства, но одно очевидно — те качества, что мы описываем, бесспорно отличают истинного творца от посредственного человека. Отмечу также, что многие из них в разной степени свойственны всем людям, но уровень, на котором они проявляются, различен.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.